Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Энергетика для роста
Ключевые выводы
Атомные станции малой мощности создают возможности для экспорта энергетических продуктов

Любой потребитель будет готов покупать высокие российские технологии только тогда, когда будет видеть, что они в самой России тоже используются. <…> Поэтому, когда мы на территории Дальнего Востока реализуем проекты по созданию станций малой мощности — наземных, плавучих, — это, на наш взгляд, на ближайшие десятилетия будет одним из интереснейших продуктов на мировом атомном рынке. Это дает России огромные возможности с точки зрения экспорта этих продуктов. У нас уже сейчас, несмотря на географическую отдаленность, целое паломничество на нашу существующую плавучую АЭС в Певеке. <…> Люди приезжают из совершенно разных стран для того, чтобы посмотреть, как это работает. Я думаю, что когда мы реализуем несколько таких проектов по плавучим и наземным станциям, то это будет давать очень хорошие возможности для развития Дальнего Востока и для удовлетворения наших экспортных амбиций — Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

В 2022 году компания Shell, оператор проекта [«Сахалин-2». — Ред.], покинула завод, и встал вопрос, как мы будем дальше эксплуатировать. Надо сказать, что сегодня российская компания “Сахалинская энергия”, оператор [проекта “Сахалин-2”. — Ред.], взяла на себя все рычаги управления данным проектом, и на сегодняшний день никаких рисков с точки зрения ремонта и технического обслуживания нет, проект успешно работает — Виталий Маркелов, Заместитель председателя правления, член совета директоров, ПАО «Газпром».

Проблемы
Высокая аварийность объектов энергогенерации на Дальнем Востоке замедляет развитие отрасли

Мы понимаем, что развитие экономики Дальнего Востока — приоритетная задача для страны. Развивать экономику Дальнего Востока — задача Минэнерго и тех энергетических компаний, которые работают на Дальнем Востоке. <…> У нас есть проблема, связанная с высокой аварийностью генерирующих объектов на Дальнем Востоке. <…> Развитие и принятие разных стимулирующих мер для развития и модернизации нового строительства — приоритет — Николай Шульгинов, Министр энергетики Российской Федерации.

Сегодня на территории Дальнего Востока, например, есть огромное количество изученных и многие десятки лет известных месторождений, которые не отрабатываются только в силу того факта, что все время [возникает. — Ред.] вопрос о первичности “курицы или яйца”. Что делать: сначала потребителя электроэнергии создать или создать источник энергоснабжения для того, чтобы тот или иной процесс был организован — Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Решения
Единая ценовая зона позволит развивать инвестиции и удерживать цену на электроэнергию

С января 2024 года мы планируем законопроект разработать, и он ждет своего внесения в правительство и в Думу, — переход к конкурентному ценообразованию. Это обеспечит развитие энергетической инфраструктуры. Сегодня на секторе производства работают несколько компаний. <…> Это даст им возможность получать деньги через рыночный механизм и вкладывать их в развитие инвестиций и модернизировать оборудование, также это даст возможность расшивать другие сечения, ограничивающие передачу из одного узла, с учетом узлового ценообразования в рынке. Это будет стимулирование расшивки этих сечений для того, чтобы подавать более дешевую энергию в узлы, где она более дорогая. <…> Каждый получит возможность работать в рынке, это значит, что в итоге это будет направлено на потребителя для того, чтобы удержать цену, а для других — получить инвестиционный источник — Николай Шульгинов, Министр энергетики Российской Федерации.

Мы ожидаем с первого января запуск конкурентных механизмов. <…> Мы ожидаем, что цена будет почасовая, и она будет отражать топливные затраты станций, она не будет нас нагонять через год в цикле тарифного регулирования. В этом смысле цена будет объективная. Есть обратная сторона — такое ценообразование маржинальное стимулирует к повышению эффективности, потому что, если посмотреть сегодня цифры по удельным расходам топлива, то по станциям на Востоке он [расход. — Ред.], в отличие от ценовых зон, выше, чем норматив, который предусматривается. Если посмотреть на собственные нужды, которые есть на электростанциях, то они существенно превышают такой же показатель для угольных электростанций, которые работают в ценовых зонах. На самом деле переход к конкурентному ценообразованию, безусловно, запускает процесс оптимизации внутри: если затраты есть, и они защищены, то их и снижать стимула нет, потому что в следующих периодах их вырежут — Федор Опадчий, Председатель правления, АО «Системный оператор Единой энергетической системы».

Для увеличения мощности передачи нужно строить линии [электропередачи мощностью. — Ред.] 500 кВ. Мы также этим занимаемся, и в последующем эти линии будут реализованы. Мы в ближайшее время приступим к проектированию этих линий. <…> У нас зона Сибири и Востока — самые быстро растущие территории с точки зрения нагрузки на всей территории нашего присутствия и в целом во всей стране. Если мы говорим про Восток, где мы сейчас находимся, конечно, помимо объединения, необходимо крупное строительство. Мы в прошлом году анонсировали, а в этом году уже могу сказать, что мы приступили к проектным работам, и в ближайшее время проект уже будет закончен. Это крупнейший наш проект — линия 500 кВ Приморская ГРЭС Владивосток со строительством подстанции 500 кВ «Варяг», которая находится вблизи Владивостока. Это практически 500 км транзит, что позволит передавать сотни мегаватт мощности на юг Приморского края, который сейчас находится в дефиците — Андрей Рюмин, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Россети».

У нас очень много общего с Россией. Если мы будем говорить о сотрудничестве, то мы можем говорить о том, что мы можем делиться опытом, обмениваться технологиями. Но если смотреть на текущую ситуацию, то есть и разница между нашими компаниями. Если посмотреть со стороны Китая, то у нас идет распределение ресурсов, которые очень часто расположены далеко друг от друга. Поэтому иногда нам приходится с юго-запада Китая транспортировать ресурсы на север, для того чтобы удовлетворять различные потребности. <…> В настоящее время наша компания создала самую большую платформу, на которой объединено большое количество пользователей и потребителей. Для того чтобы достичь целей углеродной нейтральности, мы создали специализированную систему, которая обладает такими особенностями, как безопасность, эффективность, низкоуглеродная частота, гибкость и интеллектуальное интегрирование — Гопин Чэнь, Заместитель генерального директора, State Grid Corporation of China (SGCC).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС