non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
18.09.2019
Regulatory and Urban Planning Aspects of Urban Redevelopment: Foreign Experience
Various issues related to urban redevelopment are growing increasingly relevant in Russian cities as the community realizes the extent of urban sprawl caused by extensive development of new territories around the cities, on the one hand, and the growing obsolescence (both physical and functional) of the existing buildings, on the other hand.

Virtually every country has some experience with urban redevelopment, especially in metropolises. The authors of the publication have identified the similarities and differences in enforcement procedures for real estate expropriation for public needs in different countries. In almost all the countries where private ownership of land and real estate exists, the law provides for forced private property expropriation for «public benefit», with a «just» compensation to the owners. The criteria for deciding whether the compensation is «just» are typically based on the market price of the property and any disputes regarding this price are settled in court. Legislative frameworks in different countries vary in their approaches to the problem of defining «public benefit» and deciding whether this notion includes renovation and reconstruction of degraded urban territories, such as areas with a prevalence of run-down buildings, degraded or environmentally damaged territories near industrial facilities, and encumbered or loss-making property. It must be noted that in most countries the law allows to implement such projects if they are aimed at attaining public good.

On the whole, the researchers acknowledge that the currently existing regulatory framework for expropriation of land and other property, including expropriation for the purpose of urban redevelopment, is imperfect in Russia:

  1. on the one hand, every time when public authorities have an urban planning project which involves expropriation and demolition of capital constructions, the authorities have to prove that this is done «for state or municipal need» because there is no clear definition of this notion. As a consequence, investment projects entail high risks and become less appealing to investors;
  2. on the other hand, public authorities in some territories introduce exclusive urban planning regulatory systems which give the authorities an unrestricted right of expropriating any kind of property for unlimited state needs. In such an environment, the risks of investing in real property are rising because there is no guarantee that the property will not be expropriated tomorrow;
  3. the list of state and municipal needs in the legislation doesn’t include the situation when it is necessary to renovate degrading territories, including residential developments (the only case mentioned in the legislation is about demolition or reconstruction of unsafe run-down apartment blocks);
  4. there is a tendency towards reducing the number of situations when a public hearing is required before an urban planning decision can be taken.

The Russian legislation in the sphere of urban redevelopment is still in the process of formation and leaves many questions unanswered. Clearly, it’s only practical implementation (or non-implementation) of statutory provisions that can give answers to these questions. Alongside Russia’s domestic experience, it would be advisable to consider the extensive and extremely diverse foreign experience with regulation and enforcement practices in the sphere of redevelopment generally and, in particular, the policies related to defining the criteria for identifying territories that require redevelopment.
Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
18.09.2019

Правовые и градостроительные аспекты городского редевелопмента: зарубежный опыт

Актуальность вопросов редевелопмента застроенных территорий в российских городах возрастает с каждым днем по мере осознания пределов «расползания» территорий городов в результате комплексного освоения все новых и новых территорий вокруг городов, с одной стороны, и постоянного ветшания (физического и морального) уже существующей застройки, в том числе жилищной, с другой стороны. Опыт редевелопмента в городах есть практически во всех странах, особенно в крупнейших городах.

Авторы обзора выделяют несколько общих черт и различий схем реализации права изъятия недвижимости для общественной нужды в разных странах. Практически во всех странах, где существует частная собственность на землю и недвижимость, законодательство допускает принудительное отчуждение частной собственности для общественной пользы, предоставляя компенсацию собственникам по «справедливой» цене. Критерии «справедливости» цены, как правило, основаны на реальной рыночной цене, а споры по поводу этой цены решаются судом. В законодательстве разных стран по-разному подходят к вопросам о том, что такое «общественная польза» и можно ли считать таковой реновацию и преобразование деградированных частей городских территорий — таких, как территории с преобладанием ветхого фонда, деградированных территорий вблизи промышленных предприятий и с нарушенной экологией, криминально отягощенных или финансово убыточных. При этом в большинстве стран реализация таких проектов признается в целях достижения общественной пользы.

В целом, авторы обзора констатируют, что российская правовая база, регулирующая вопросы изъятия земельных участков и иной недвижимости, в том числе для целей преобразования городских территорий, пока несовершенна:

  1. с одной стороны, чтобы построить нужный для города объект, если для этого требуется снос объекта капитального строительства с его предварительным изъятием, публичная власть должна каждый раз доказывать, что это «государственная или муниципальная нужда», поскольку четкого определения этого понятия нет. В связи с этим инвестиционные проекты оборачиваются высокими рисками и теряют свою привлекательность для инвесторов;
  2. с другой стороны, для определенных территорий вводится эксклюзивная система градостроительного регулирования, предусматривающая возможность неограниченного изъятия любой недвижимости для ничем не ограничиваемых государственных нужд. В таких условиях риски вложения инвестиций в недвижимость будут расти, так как нет никаких гарантий, что недвижимость завтра также не будет изъята;
  3. в числе государственных и муниципальных нужд в законодательстве не выделен случай необходимости проведения реновации деградирующих территорий, в том числе жилой застройки (единственный случай — это снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов);
  4. наметилась тенденция к сокращению числа случаев, когда принятию градостроительных решений должно предшествовать проведение публичных слушаний.

Российское законодательство в части регулирования редевелопмента пока еще только формируется, и к нему есть большое число вопросов. Очевидно, ответ на такие вопросы может дать его практическая реализация или, напротив, нереализация. Кроме собственного российского опыта было бы полезно учитывать большой и самый разнообразный зарубежный опыт регулирования и его правоприменения относительно реализации проектов редевелопмента в целом и, в частности, при определении критериев территорий, которые требуют редевелопмента.
Аналитика на тему