non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
24.06.2019
Russian SME Finance Market 2018

According to Expert RA Rating Agency, small and medium-sized enterprises’ (SME) loan portfolio stabilized in 2018, reaching RUB 4.2 trillion. SME debt showed a modestly positive sign in 2018 (+1.1%) for the first time since 2014. Experts observe a stronger growth of new SME lending, which surged to a new high (RUB 6.8 trillion) since 2015. The market was supported by a substantial SME loan rate cutting in 2018.

Early in 2019, the SME finance market concentration was unprecedentedly high. For the last three years, the market dynamics has been determined by Top 30 banks ranked by assets which increased their share of new lending to 74% (up nearly 30 p.p.) in 2018. Larger banks increased their SME lending by a quarter year-on-year (YoY) to RUB 5 trillion, bringing their combined portfolio up to RUB 3 trillion by the beginning of 2019. Meanwhile, other banks’ new SME lending totaled RUB 1.8 trillion in 2018.

SME loan quality improved last year for the first time since 2014. Non-performing loans (NPLs) totaled RUB 521.8 billion, down 16.2% YoY, and made up 12.4% of the combined SME loan portfolio as at Jan 1 2019, compared with 14.9% a year earlier. The positive trend was driven by the larger banks, whose NPL ratio reduced by 4 p.p. to just 8% as at Jan 1 2019. At the same time, Expert RA notes the widening gap between NPL levels at Top 30 and non-Top 30 banks.

In 2019, the SME finance market will mostly be driven by government support. Russia’s Ministry of Economic Development (MED) has re-launched the Soft Loans for SME scheme as part of its project to ensure affordable financing for SMEs. The interest rate for borrowers under this scheme is 8.5%, to be applied till 2024. The federal government earmarked more than RUB 9 billion to subsidize interest rates under this scheme in 2019 compared with less than RUB 1.5 billion in 2018. In addition, the MED extended its list of banks authorized to lend to SMEs to 70 from 15.

In Expert RA’s base-case scenario, new SME lending will increase by 15%. The base-case scenario assumes Brent oil year-average price of US$60/bbl, annual inflation rate of 4.8-5.0%, and the key rate reduced to 7.25%. Based on these assumptions, analysts expect new SME lending to increase by at least 15% in 2019. In the worst-case scenario (Brent oil year-average price of US$50/bbl, inflation rate of around 7.0%, and the key rate increased to 8.00%), new SME lending will increase by just 5%.

Source
Release date
15.04.2019
Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
24.06.2019
Кредитование малого и среднего бизнеса в России по итогам 2018 года
Как утверждают аналитики «Эксперт РА», в 2018 году портфель кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) стабилизировался и по итогам указанного года составил 4,2 трлн рублей. Объём задолженности малого и среднего бизнеса впервые с 2014 года вышел в скромный плюс, показав за предыдущий год положительный темп прироста (+1,1%). При этом отмечается ускорение динамики выдач кредитов, объём которых по итогам прошлого года стал максимальным с 2015 года и составил 6,8 трлн рублей. Поддержку рынку оказало существенное снижение процентных ставок по кредитам МСБ в 2018 году.

На начало 2019 года в сегменте кредитования МСБ отмечается рекордный уровень концентрации. За последние три года доля 30 крупнейших по активам банков в общем объёме выданных МСБ кредитов увеличилась почти на 30 п. п. и по итогам 2018 года составила 74%. В 2018 году объём выдач кредитов МСБ крупными банками увеличился по сравнению с 2017 на четверть и достиг 5 трлн рублей, в результате чего их совокупный портфель на начало 2019 года составил 3 трлн рублей. Прочие банки при этом выдали за 2018 год всего 1,8 трлн рублей.

Впервые с 2014 года качество кредитного портфеля МСБ за 12 месяцев улучшилось. Объём просрочки в портфеле МСБ сократился за прошлый год на 16,2% и составил 521,8 млрд рублей, при этом её доля в совокупном кредитном портфеле МСБ на 01.01.2019 составила 12,4% против 14,9% годом ранее. Позитивный тренд наметился за счёт улучшения качества ссудной задолженности крупных банков, где доля просрочки снизилась на 4 п. п. и составила всего 8% на 01.01.2019. В то же время, «Эксперт РА» по-прежнему отмечает рост разрыва между уровнем просрочки в кредитных портфелях игроков из топ-30 и прочих банков.

Основным драйвером сегмента кредитования МСБ в 2019 году станет господдержка. В рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» Минэкономразвития России перезапустило программу льготного кредитования субъектов МСП по ставке 8,5%, которая продлится до 2024 года. На субсидирование процентных ставок по данной программе в 2019 году из федерального бюджета выделено свыше 9 млрд рублей, в то время как в 2018 — менее 1,5 млрд рублей. При этом по сравнению с прошлогодней программой существенно увеличен список уполномоченных банков: с 15 до 70 кредитных организаций.

По базовому сценарию объём выдачи кредитов МСБ вырастет на 15%. В базовом сценарии аналитики «Эксперт РА» исходят из среднегодовой цены на нефть марки Brent на уровне 60 долларов США за баррель, годовой инфляции в размере 4,8–5% и снижения ключевой ставки до 7,25%. В этом случае ожидается, что объём выдачи кредитов МСБ в 2019 году вырастет не менее чем на 15%. При реализации пессимистичного сценария (среднегодовая цена на нефть — 50 долларов за баррель, инфляция около 7%, повышение ключевой ставки до 8%) авторы обзора предполагают рост объёмов выдачи всего на 5%.
Аналитика на тему