Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
07.02.2019
Long-Term Institutional Investment in Russia’s Infrastructure via Concessions 2017

In its annual report, the Analytical Service of the National Association of Concessionaires and Long-Term Infrastructure Investors (CoLTI) gives expert opinions about implementation of concession agreements in Russia, based on an analysis of data from the Investinfra Database and of the results of voluntary disclosure of information by the market participants.

According to the authors, in 2017, the number of infrastructure units in Russia designated to be transferred to concessions via tenders grew nearly twofold compared to the previous year (12,272 units at municipal level and 148 units at regional level), which evidences the growing need of regions for infrastructure projects based on concessions. The total number of concession tenders announced in 2017 has decreased by one-third year-on-year. However, the number of large projects (with investment commitments of over 1 billion rubles) has increased. The overwhelming majority of the announced tenders were in the housing sector (92% of all tenders) and were held by municipal bodies (97% of all tenders).


As for concession agreements, 51 agreements of medium (with investment commitments of 100 million rubles to 1 billion rubles) and large (over 1 billion rubles) categories were signed in 2017, with a total investment of 215,1 billion rubles. The leaders in terms of the number of concession agreements were the Moscow region and the Novosibirsk region, as well as the city of Saint Petersburg and the Republic of Tatarstan. The largest project was «Construction of the Central Ring Road of Moscow Region» which involves constructing a highway in the Moscow region. Overall, compared to 2016, the number of concession agreements of the medium and large categories has stayed the same. However, the total volume of investment commitments has slightly decreased.


In 2017, a number of federal laws and normative legal acts were adopted in the sphere of investment, concession agreements, and public private partnerships. The new laws and regulations will have a major impact on the investment process and will make regulatory control more stringent. In particular, the changes touched the housing sector, syndicated loans, and special investment contracts. Regretfully, as the authors note, both the legal framework and law enforcement practice in this sphere are still far from perfect in Russia and don’t comply with the «infrastructure mortgage» program announced by the government.

In the last section of the report, the analysts explore the development of foreign markets of long-term infrastructure investments in 2017, based on data from a report from the World Economic Forum (WEF). The experts note an ever-increasing deficit in the pension systems of all major national economies. In the current environment, both long-term investors and their regulators will have to seek new ways to increase their efficiency. These may include a transition from guaranteed lifelong pension payments to pension plans with compulsory contributions; institutionalizing a new class of non-listed infrastructure assets; promoting principles of responsible investment.

This publication has been posted in the Roscongress Information and Analytical System on the recommendation of the Roscongress Foundation expert community.

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
11.04.2018
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру России на основе концессии: итоги 2017 года

Аналитическая служба Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в годовом докладе приводит свои выводы и экспертные оценки о реализации концессионных соглашений в России, основываясь на анализе информации, включённой в Базу данных ИНВЕСТИНФРА, а также добровольного раскрытия информации участниками рынка.

Как отмечают авторы доклада, в 2017 году в России количество объектов инфраструктуры, запланированных для передачи в концессию, увеличилось почти вдвое (12 272 объектов муниципального уровня и 148 объектов регионального уровня) по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о растущих потребностях регионов в концессионных инфраструктурных проектах. Общее количество объявленных в 2017 году концессионных конкурсов уменьшилось в годовом выражении на треть, при этом увеличилось количество объявленных конкурсов крупной категории (с объёмом инвестиционных обязательств более 1 млрд руб.). Подавляющее большинство конкурсов было объявлено в сфере ЖКХ (92% всех конкурсов) и муниципальными органами власти (97% всех конкурсов).

Что касается уже заключённых концессионных соглашений средней (с объёмом инвестиционных обязательств от 100 млн руб. до 1 млрд руб.) и крупной категорий, то всего в 2017 году было подписано 51 такое соглашение с суммарным объёмом инвестиционных обязательств в 215,1 млрд руб. Наибольшее количество сделок было заключено в Московской и Новосибирской областях, а также в Санкт-Петербурге и Республике Татарстан, при этом крупнейшим из них стал проект строительства автомобильной магистрали «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области». В целом, количество заключённых в 2017 году концессионных соглашений средней и крупной категорий по сравнению с 2016 годом не изменилось, однако общий объём инвестиционных обязательств незначительно уменьшился.


В 2017 году был принят ряд федеральных законов и нормативно-правовых актов в сфере инвестиций, концессионных соглашений и государственно-частного партнёрства, существенно влияющих на инвестиционный процесс и ужесточающих контроль. В частности, изменения коснулись сферы жилищно-коммунального хозяйства, регулирования синдицированных кредитов, специальных инвестиционных контрактов. К сожалению, как отмечают авторы доклада, как законодательная база, так и правоприменительная практика судов в данной области в России ещё далека от идеала и не соответствует реализации положений провозглашённой руководством страны программы «инфраструктурной ипотеки».

В завершающем разделе своего доклада аналитики НАКДИ рассматривают итоги развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру за рубежом в 2017 году на основании данных из отчёта Всемирного экономического форума (ВЭФ) и фиксируют всё более увеличивающийся дефицит пенсионных систем основных национальных экономик в мире. В сложившихся условиях долгосрочные инвесторы и их регуляторы будут вынуждены искать новые способы повышения эффективности своей деятельности, которые могут включать переход от системы гарантированных пожизненных пенсионных выплат к планам с обязательными взносами, институционализацию нового класса нелистинговых инфраструктурных активов, а также продвижение принципов ответственного инвестирования.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.


Аналитика на тему