Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
06.09.2018
12 technologies of the future

The Far Eastern Federal University (FEFU) was formed by the merger of the four biggest higher education institutions in the Russian Far East, the oldest of which, the Eastern Institute, was founded in 1889. Today, the FEFU is the main centre for the development of science and technology in the region.

Russky Technopark

Scientific research at the FEFU takes place across nine different schools equipped with the latest research laboratories. One of the university’s key priorities is to forge a better connection between science and the real sector of the economy. That is the goal of the Russky Technopark, located on the FEFU site.

The synchrotron of the future

In the coming years, Russky Island will become home to a synchrotron with a source of terahertz radiation. The machine will help tackle challenges in biology, quantum materials, and ultra-high speed information processing. The synchrotron will also allow researchers to examine the structure of new biopolymers discovered during studies of deep-sea organisms. This will help resolve issues in pharmacology and medicine, including oncology.

A unique chocolate with ginseng and... gold?

FEFU researchers are taking advantage of the biodiversity of the Russian Far East to develop a fundamentally new natural product using a green technology called supercritical fluid extraction (SFE) for the food, pharmaceuticals, and cosmetics industries. Carbon dioxide is used for the extraction process, with no organic solvents.

23,000 undergraduate and around 500 graduate students are enrolled at the FEFU. In 2018, 84 young scientists completed their graduate studies at the FEFU. Some of them already have made notable achievements in theoretical physics, biotechnology, engineering, information security, and radiation safety

In the FEFU’s Nanotechnology Research and Education Centre, active SFE experiments are underway which have already obtained extracts of ginseng, Amur cork, eleutherococcus, and more.

Chocolate with ginseng and... gold has adaptogenic propertiesThese new extracts have already been used to prepare sample batches of healthy products. For example, chocolate with ginseng and... gold, which has adaptogenic properties.

Public interest was also piqued by ‘nanochocolate’ supplemented with seaweed, as well as innovative enhanced mayonnaises, marmalades, and jellies using Far Eastern ingredients.

At the DalAgro exhibition in March 2018, the School of Biomedicine showcased its achievements in food product technology. There was bread with scallops, a dessert made of actinidia, muesli with chaga mushroom extract, sausages with kelp, mayonnaise dressing enriched with carotenoids from ocean molluscs, bread enhanced with green seaweed, gluten-free baked goods, meat spreads, marmalades and jellied desserts made from an infusion of kelp with additives made of Far Eastern berries and an extract of the fruit of the Manchurian walnut, and more.

Food made with sea organism extracts helps to counter diabetes and pre-diabetes, lowering cholesterol. The use of extracts of Far Eastern plants and sea organisms in food production technology is protected by patents in the Russian Federation. Manufacturing standards that allow the manufacturing of these products in production-line conditions have been developed.


First Person

FEFU Rector Nikita Anisimov

«The Technopark is a mechanism for collaboration between business, education, science, government bodies, and the consumers of new technologies. Technoparks are built at universities for a reason. They provide a space where major companies can open research offices and students and scientists can locate their startups. Technoparks make it easier for them to collaborate with different foundations, development institutes, and outside parties that help new companies enter the global market. In 2017, the Technological Entrepreneurship Support Foundation was also created at the FEFU. Its objective is to gather together young entrepreneurs, while serving as a buffer between them and the bureaucratic machinery that is often set up in a way that can crush new startups without even noticing. We will be helping successful startups to enter promising global markets, including in the Asia-Pacific region.


New prostheses and exoskeletons

The Neurostart cluster is home to a new team developing neuro-engineering solutions. Artur Biktimirov, the FEFU Medical Centre neurosurgeon who is the mastermind behind the project, notes that future engineers and doctors have already created a functional bionic prosthetic foot and calf, an exoskeleton for the upper extremities for rehabilitative use and a system for sensitizing it, a programme for monitoring the condition of patients with Parkinson’s disease, myographic data transmitters, implanted neurostimulators, and other promising inventions. The developers are led by a team of students who consult with doctors, engineers, and people dealing with health challenges.

Battling stress

FEFU master’s student Sergey Vasiltsov proposed using neurobiological feedback technology (NFB) to reduce stress. His work is based on a simple principle: an encephalograph records indicators from areas of the brain cortex responsible for concentration, self-control, and discursive reasoning. At the same time, the sound of rain is played through headphones. The higher the volume of worries, streams of thought, and stress, the louder the sound plays. The subject’s task is to subdue his or her emotions, calm down, and reduce the volume in the headphones. Feedback enhances the subject’s ability to manage stress independently. This invention can help people to train their own minds. Initial testing revealed that 15 days of daily exercises yield reliable results. After the test, all participants in the experiment reported feeling better about themselves, and experiencing a lower overall stress level.

Research to fight cancer

Maria Sidorova, a master’s student at the FEFU School of Natural Sciences, developed a new way to synthesize organic ocean substances that fight tumours. Developing this method will allow scientists to obtain formerly unavailable compounds and study their biological potency, and may lead to the invention of next-generation medicines.

Scientists at the natural compounds synthesis laboratory are also studying the interaction of biologically active alkaloids and therapeutic targets, using computer modelling, and they are working to purposefully synthesize the most promising compounds for additional biological testing. This research may result in a new generation of medicines, including cancer drugs.

Discovering new deep-sea organisms

As a result of the 2016 KuramBio II expedition, scientists discovered almost 500 new species of previously unknown deep-sea organisms. Scientists from the FEFU School of Natural Sciences and the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Science are studying macro- and micro-organisms from samples taken near the Kuril-Kamchatka Trench at a depth of 9,500 metres.

Cleaning up radioactive waste and processing waste from coal combustion

FEFU scientists have developed new nanostructured sorbents from natural materials, which will help clean up waste products generated during the repair and operation of nuclear-powered ships.

The use of nanotechnology is an important technique: when creating the sorbents, an extremely thin film forms on their surface, making them better able to purify liquids containing petroleum products.

The FEFU has developed techniques for the comprehensive recycling of bottom ash waste from power plants. Some of the products obtained from waste materials at Vladivostok and Khabarovsk power plants include purified blast-furnace slag sand and pelletized unburned carbon.

Micro-particles in internal combustion engine exhaust gases

When internal combustion engines run, they generate exhaust gases containing 200 different chemical compounds. A majority of those are toxic and carcinogenic to living organisms.

Pollution from the products of exhaust gases leads to increases in a whole array of respiratory illnesses, diseases of the circulatory system, and cancers.

FEFU scientists, under the leadership of prominent European toxicologist Aristides Tsatsakis, are doing experimental research on the impact of solid particles from exhaust gases on the biocenosis of the modern-day city.

They have discovered that exhaust gases from new vehicles with minimal mileage are the source of a large quantity of metallic micro- and nano-particles. This is caused by the grinding of engine parts and components, and by the use of catalyst systems.

Government support is extremely important to research such as this. Studying these problems will be the key to understanding future directions of development for automotive technology and will help us understand how best to use legislative tools to protect the environment.

Rectifying environmental damage in Golden Horn Bay

The FEFU is running a comprehensive programme to rectify the environmental damage that has built up in Golden Horn Bay in Vladivostok. To search for sunken ships and their wreckage, and for underwater cable lines placed on the surface and the near-bottom layer of the bay floor, FEFU scientists and staff worked to conduct a marine magnetic survey. Its results have already been used to generate a digital model of the floor of the bay, chart its depths, and create sonar sea-floor imagery. Eight underwater objects have been identified that require inspection by divers. Moorings and coastlines have also been examined, and 3D models made of sites that have suffered environmental damage.

Zero-waste sewage runoff processing

Methods currently used to sanitize sewage runoff require a great deal of space for sanitation equipment and processing sludge. This kind of sanitation equipment is expensive and has an adverse impact on the environment. At the FEFU, engineers are developing a biogas unit to process sewage runoff using a combination of technologies for high-temperature liquid-phase oxidation and anaerobic fermentation. The unit can be used for sewage sanitation both in individual homes and entire municipalities. It produces highly valuable outputs: a biogas that can be transformed into electricity or thermal energy and water-soluble humates for agricultural use.

FEFU scientists are developing the world’s first sub-ice communications lines with colleagues from Harbin Engineering University. The project has special significance for oil and gas exploration and drilling in the Arctic

FEFU students developed a rotary windmill with a vertical axis, which can serve as a local source of electricity in a city or remote areaRobotics and a windmill

In 2017, a robotics team from the FEFU and the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences took second place in the International RoboSub Competition in San Diego. The FEFU students’ unmanned craft can move in five degrees of freedom and even do a somersault. The FEFU team has won prizes every year since 2012 in the autonomous robots category at RoboSub tournaments and at the Singapore AUV Challenge championships.

FEFU students developed a rotary windmill with a vertical axis, which can serve as a local source of electricity in a city or remote area. The windmill can operate in extreme climatic conditions in the Arctic. At a wind speed of 10 m/sec., the finished windmill has a capacity of 2,500 watts, and operates at wind speeds from 2.5 m/sec to 40 m/sec. It works with wind coming from any direction, and stays operational during gusting winds, storms, and hurricanes.

Under-ice communications for the Arctic

FEFU scientists are developing the world’s first sub-ice communications lines with colleagues from Harbin Engineering University. The project has special significance for oil and gas exploration and drilling in the Arctic.

«Sound travelling under ice acts peculiarly: the signals change significantly, and there is powerful reverberation off the ice and the sea floor. In combining the physical methodologies of the Russian researchers with techniques for information processing from our Chinese colleagues, we will be able to make a breakthrough in Arctic exploration», says Professor Vladimir Korochentsev, who is Head of the FEFU School of Engineering and the experiment’s director.

The experiment has utilized a pneumatic underwater acoustic projector developed by Engineering School scientists which emits sound waves that spread through the water and the ice, as well as lensed reception antennae.

Text: Alexander ZVEREV, Maria LUKINA

Source: EEF 2018 Official Magazine

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
06.09.2018
12 технологий будущего

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) был создан слиянием четырех крупнейших вузов Дальнего Востока, самый старый из которых — Восточный институт — был основан в 1889 году. Сегодня ДВФУ — главный центр развития науки и технологий на русском Дальнем Востоке.

Технопарк «Русский»

Научные исследования в ДВФУ осуществляются на базе девяти школ, в которых оборудованы современные исследовательские лаборатории. Наладить связь науки и реального сектора экономики — одна из приоритетных задач университета. Для ее решения на территории ДВФУ действует технопарк «Русский».

Синхротрон будущего

В ближайшие годы на острове Русском будет построен синхротрон с источником терагерцевого излучения. Он поможет решать задачи в области биологии, квантовых материалов и сверхбыстрой обработки информации. С помощью синхротрона также можно изучить структуру новых биополимеров, обнаруженных в процессе исследования глубоководных организмов. Это позволит решать фармакологические и биомедицинские задачи, в том числе в области онкологии.

Уникальный шоколад с женьшенем и... золотом

Ученые ДВФУ используют биоразнообразие Дальневосточного региона для разработки принципиально новой натуральной продукции, полученной с помощью «зеленой» технологии сверхкритической флюидной экстракции (СКФЭ) для нужд пищевой, фармацевтической и косметологической промышленности. Экстракция происходит с помощью углекислого газа, без использования органических растворителей.

В ДВФУ обучаются 23 тыс. студентов и около 500 аспирантов. В 2018 году выпускниками аспирантуры ДВФУ стали 84 молодых ученых. Часть из них уже имеет заметные достижения в области теоретической физики, биотехнологий, инженерии, информационной и радиационной безопасности

В научно-образовательном центре «Нанотехнологии» ДВФУ проводятся активные исследования по технологии СКФЭ: уже получены экстракты женьшеня, бархата амурского, элеутерококка и др.

Шоколад с женьшенем и золотом обладает адаптогенными свойствами и отменным вкусомНа основе новых экстрактов уже изготовлены пробные партии полезных продуктов, например, шоколад с женьшенем и... золотом. Он обладает адаптогенными свойствами.

Внимание общественности также привлекли «наношоколад» с добавками из морских водорослей, инновационные улучшенные майонезы, мармелады и желе с использованием дальневосточных ингредиентов.

Достижения Школы биомедицины в области пищевых технологий демонстрировались на выставке «ДальАгро» в марте 2018 года: хлеб с морским гребешком, десерт из актинидии, мюсли с экстрактом гриба чага, колбаса и сосиски с ламинарией, майонезный соус, обогащенный каротиноидами из морских моллюсков, хлеб с добавлением зеленых водорослей, безглютеновые хлебобулочные изделия, паштет, мармелады и желированные десерты на основе отвара бурых водорослей с добавками из дальневосточных ягод и экстракта околоплодника маньчжурского ореха и другие.

Продукты с экстрактами морских организмов помогают бороться с диабетом и преддиабетом, снижая холестерин. Использование экстрактов дальневосточных растений и морских организмов в технологии пищевых продуктов подтверждено патентами РФ на изобретения. Разработаны производственные стандарты, позволяющие производить продукты в промышленных условиях.

Новые протезы и экзоскелеты

В кластере «Нейростарт» формируется команда разработчиков нейроинженерных решений. Вдохновитель проекта — нейрохирург медцентра ДВФУ Артур Биктимиров отмечает, что будущие инженеры и врачи уже создали функциональный бионический протез ступни и голени, реабилитационный экзоскелет верхней конечности и систему его очувствления, а также программу контроля состояния пациентов с болезнью Паркинсона, миодатчики, имплантируемые нейростимуляторы и другие перспективные разработки. Разработки велись командами студентов при консультационной поддержке со стороны врачей, инженеров и людей с ограниченными возможностями здоровья.


ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Ректор ДВФУ Никита Анисимов:

— Технопарк — это механизм взаимодействия бизнеса, образования, науки, госструктур и потребителей новых технологий. Технопарки специально создаются при университетах. Это пространство, где открываются исследовательские офисы крупных компаний и размещаются стартапы, созданные студентами и учеными. Технопарки обеспечивают их взаимодействие с различными фондами, институтами развития и внешними контрагентами, помогая новым компаниям выйти на глобальный рынок. В 2017 году в ДВФУ также учрежден Фонд поддержки технологического предпринимательства. Его задача — аккумулировать вокруг себя молодых предпринимателей, исполняя роль буфера между ними и бюрократической машиной, которая часто устроена так, что способна раздавить зарождающийся стартап, даже не заметив этого. Успешным стартапам мы будем помогать выходить на глобальные перспективные рынки, в частности рынки АТР.


Борьба со стрессом

Магистрант ДВФУ Сергей Васильцов предложил использовать технологию нейробиологической обратной связи («НейроБОС») для снижения уровня стресса. Принцип его работы прост: энцефалограф снимает показатели зоны коры головного мозга, отвечающей за концентрацию внимания, самоконтроль и способность делать выводы. Одновременно в наушниках звучит шум дождя. Все переживания, поток мыслей, стресс отображаются в повышении громкости звука. Задача человека — побороть эмоции, успокоиться и снизить громкость в наушниках. За счет обратной связи усиливается способность человека самостоятельно справляться со стрессом. С помощью этого изобретения люди могут тренировать мозг. Как показали первые испытания, за 15 дней ежедневных занятий удается добиться устойчивого результата. По результатам теста у всех участников эксперимента улучшилось самочувствие, снизился общий уровень стресса.

Противораковые исследования

Мария Сидорова, магистрантка Школы естественных наук (ШЕН) ДВФУ, разработала новый способ синтеза морских органических веществ с высокой противоопухолевой активностью. Развитие этого метода позволит получить ранее недоступные соединения, изучить их биологическую активность и может привести к созданию лекарств нового поколения.

Сотрудники лаборатории синтеза природных соединений также изучают взаимодействие биологически активных алкалоидов с терапевтическими мишенями с помощью компьютерного моделирования, ведут целенаправленный синтез наиболее перспективных соединений для последующего биотестирования. В результате этих исследований могут появиться новые поколения лекарств, в том числе антираковых препаратов.

Открытие новых видов глубоководных морских организмов

По итогам экспедиции KuramBio II, которая состоялась в 2016 году, ученые обнаружили почти 500 новых видов глубоководных морских организмов, ранее неизвестных. Научные сотрудники ШЕН ДВФУ и ДВО РАН изучают макро- и микроорганизмы, отобранные в районе Курило-Камчатского желоба на глубине до 9,5 тыс. м.

Очистка радиоактивных отходов и переработка отходов сжигания угля

Ученые ДВФУ разработали новые наноструктурированные сорбенты из природных материалов, которые помогут очистить технологические отходы при ремонте и эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками.

Важным технологическим приемом является использование нанотехнологий: при создании сорбентов на их поверхности формируется тончайшая пленка, позволяющая эффективно очищать жидкости, содержащие нефтепродукты.

В ДВФУ разработаны технологии комплексной утилизации золошлаковых отходов предприятий энергетики. В частности, имеются образцы продукции, полученные из золошлаковых материалов ВТЭЦ-2 и ХТЭЦ на основе технологических разработок сотрудников ДВФУ.

Микрочастицы в выхлопах ДВС

В процессе работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) образуются выхлопные газы с двумя сотнями различных химических соединений. Большинство из них оказывают токсическое и канцерогенное воздействие на живые организмы.

Загрязнение продуктами выхлопных газов приводит к росту целого ряда респираторных заболеваний, болезней органов кровеносной системы и онкозаболеваний.

Учеными ДВФУ под руководством ведущего токсиколога Европы А. Тсатсакиса экспериментально исследуется влияние твердых частиц выхлопных газов на биоценоз современного города.

Выяснилось, что выхлопные газы новых автомобилей, имеющих минимальный пробег, являются источником большого количества металлических микро- и наночастиц. Это вызвано притиркой узлов и агрегатов двигателя, а также использованием каталитических систем.

Для подобных исследований важна поддержка со стороны государства. Изучение проблематики станет ключом к пониманию дальнейшего вектора развития технологий в области производства автотехники и поможет понять, как на законодательном уровне обеспечить безопасность окружающей среды.

Ликвидация экологического ущерба в бухте Золотой Рог

ДВФУ ведет комплексную программу по ликвидации накопленного экологического ущерба в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Для поиска затопленных судов и их обломков, подводных кабельных линий, расположенных на поверхности и в придонном слое осадков бухты, силами ученых и сотрудников ДВФУ была проведена гидромагнитная съемка. По ее результатам уже подготовлена цифровая модель рельефа дна, построен планшет глубин и гидролокационное изображение морского дна. Обнаружено восемь подводных объектов, требующих водолазного обследования. Также проведено обследование причалов и береговой черты и уже подготовлена 3D-модель объектов экологического ущерба.

Безотходная переработка канализационных стоков

Применяемые в настоящее время способы очистки канализационных стоков требуют больших площадей для очистных сооружений и образующихся иловых осадков. Очистные сооружения такого типа дорого стоят и оказывают негативное экологическое воздействие на окружающую среду. В ДВФУ разрабатывается биогазовая установка для переработки канализационных стоков с использованием сочетания технологий высокотемпературного жидкофазного окисления и анаэробного брожения. Установка сможет применяться как для очистки стоков отдельных домов, так и для целых муниципальных образований. На выходе получаются высокорентабельные продукты — биогаз с возможностью трансформации в электрическую и тепловую энергию и водорастворимые гуматы для агрокомплекса.

Студентами ДВФУ разработана ветроэнергетическая установка, которая может служить локальным источником электроэнергии в удаленной местностиРобототехника и ветровая энергоустановка

В 2017 году команда робототехников ДВФУ и ДВО РАН заняла второе место в международном чемпионате RoboSub в Сан-Диего. Беспилотник студентов ДВФУ может передвигаться в пяти степенях свободы и даже делать сальто. С 2012 года команда ДВФУ ежегодно становится призером в классе автономных роботов на турнирах RoboSub и чемпионатах Singapore AUV Challenge.

Студентами ДВФУ разработана роторная ветроэнергетическая установка с вертикальной осью, которая может служить локальным источником электроэнергии в условиях города или удаленной местности. Установка подходит для работы в экстремальных климатических условиях Арктики. Мощность изготовленной установки при скорости ветра 10 м/с составляет 2500 Вт, рабочий диапазон скоростей ветра — от 2,5 до 40 м/с. Установка работает при любых направлениях ветра, сохраняет работоспособность при порывистых ветрах, штормах и ураганах.

Подледная связь для Арктики

Первая в мире подледная связь разрабатывается учеными ДВФУ совместно с коллегами из Харбинского инженерного университета. Она имеет особое значение для разведки и добычи нефти и газа в Арктическом регионе.

«Движение звука подо льдом имеет свою специфику: значительно изменяются сигналы, идет сильное отражение ото льда и от дна. Соединив физические методы российских исследователей с технологиями обработки информации китайских коллег, мы сможем достичь прорыва в освоении Арктической зоны», — говорит руководитель эксперимента, зав. кафедрой приборостроения Инженерной школы (ИШ) ДВФУ профессор Владимир Короченцев.

В эксперименте использовали разработанный учеными ИШ пневматический гидроакустический излучатель, звуковые волны которого распространяются в воде и по льду, а также линзовые приемные антенны.

Текст: Александр ЗВЕРЕВ, Мария ЛУКИНА

Источник: Официальный журнал ВЭФ—2018


Аналитика на тему