Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

«Зеленая повестка»: векторы развития и источники финансирования

Конгресс-центр, конференц-зал D2 (VEB Space)
Ключевые выводы
Стремление к принципам ESG

Мы выходим в новый мир, многое меняется, многие бизнесы начинают думать о снижении выбросов парниковых газов. Большинство компаний не должны опасаться такого будущего. <…> В России огромный потенциал развития ESG. Россия может стать лидером в “зеленой экономике” благодаря огромным запасам ресурсов и большой научной базе. В последние годы мы увидели, что “зеленый бизнес” может развиваться хорошо. <…> В 2020 году мы увидели, что компании, которые инвестировали в “зеленую экономику”, меньше пострадали от пандемии. Компании, которые не соответствовали новым нормам, получили меньше инвестиций. <…> Низкоуглеродная экономика — возможности для разных компаний — Баркер Лорд Грегори, Исполнительный председатель совета директоров, En+ Group.

У всех центральных банков есть серьезная “зеленая повестка”. <…> Регуляторы отвечают за риски. <…> Вопросы, связанные с изменением климата, создают существенные риски для финансовых систем. Считается, что эти риски недооценены, в финансовых активах их стоимость недостаточно учтена. <…> Все центробанки принимают участие и поддерживают работу по созданию рынков “зеленых облигаций” — Юдаева Ксения, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Минэк сейчас делает комплексную программу, так называемый “большой климатический пакет”, он состоит из основного закона о регулировании парниковых газов, также появляются углеродные единицы, климатические проекты, фактически весь понятийный аппарат и архитектура будущего рынка. <…> Мы создали рабочую группу при Минэке по разработке “зеленой таксономии”. <…> Надеюсь, что в ближайшее время председатель Правительства подпишет распоряжение, и в Российской Федерации появится “зеленая таксономия” — Торосов Илья, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Проблемы
Нельзя рассчитывать только на ископаемое топливо

Россия пока не находится впереди тех, кто переходит к новым источникам энергии, но потенциал есть. Россия больше не может рассчитывать только на ископаемое топливо. <…> Многие уже начинают инвестировать в возобновляемые источники энергии. <…> Я верю в силу рынка, свободное предпринимательство, в инновации, но вместе с тем я понимаю, что нужны соответствующие программы по климату, которые поддерживали бы переход на чистые технологии. Необходимо партнерство с правительствами стран. <…> Также ценообразование может быть прекрасным инструментом, но его надо использовать осторожно. Важно также понимать, что не все компании могут двигаться с одной скоростью — Баркер Лорд Грегори, Исполнительный председатель совета директоров, En+ Group.

Таксономия проектов — очень важный факт, но ведь потом надо оценивать саму компанию с точки зрения климатических рисков и по качеству ее управления. <…> Для этого существуют стандарты раскрытия, которые используют инвесторы и кредиторы. В мире пока нет четко определенных и закрепленных стандартов раскрытия. <…> Мы сейчас готовим рекомендации по раскрытию, у нас нет полномочий делать стандарты раскрытия обязательными. <…> Мы работаем в направлении оценки климатических рисков. <…> Нам очень важно иметь возможности по привлечению “зеленого финансирования”, чтобы купировать отток капитала из “коричневых рынков” — Юдаева Ксения, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Привлечение финансирования и условия привлечения — очень важные аспекты. Идут финансовые перетоки из одних секторов в другие. Если раньше стоимость финансирования определялась кредитными рисками, то сейчас на это наслаивается рейтинг ESG — Мухамедшин Олег, Директор по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам, РУСАЛ.

Решения
Дорожные карты по «зеленому финансированию»

Мы разработали методичку по применению “зеленой таксономии”. <…> В нее входит список проектов, которые считаются “зелеными”. <…> Основные сегменты в таксономии — это переработка отходов, в том числе как твердых отходов, так и канализации, это “зеленая энергетика” и “зеленый транспорт”. Особо отмечу, что атомную энергетику мы тоже должны считать “зеленой”, потому что она низкоуглеродная. Кроме того, в основные сегменты входят “зеленое строительство” и применение технологий с низким выбросом в промышленности. <…> По итогам обсуждения рабочей группы таксономия была доработана по ряду критериев, было сформировано понимание, каким должен быть удельный выброс. <…> В методичке также есть раздел адаптационных проектов. Туда вошли проекты в области традиционной энергетики, транспортная инфраструктура и отрасли в промышленности — медь, никель, свинец — Мирошниченко Алексей, Первый заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ.

Мы выработаем рекомендации того, как климатические риски наряду с другими рисками или через другие риски должны быть учтены банками и финансовыми компаниями, которые вкладывают в различные активы, в том числе в “зеленые” — Юдаева Ксения, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Для нас ключевое — улучшение качества жизни людей в городах нашего присутствия. Это важнейший стимул, с точки зрения которого мы смотрим на свои проекты. Это касается всех выбросов, которые сопровождают, к примеру, проекты по алюминию — Мухамедшин Олег, Директор по стратегии, развитию бизнеса и финансовым рынкам, РУСАЛ.

Задача государства — создать методологию, правила игры для рынка. <…> У нас есть дорожная карта по поддержке “зеленого финансирования”. Мы ее уже обсуждаем с нашими коллегами из Минфина, Центрального банка. <…> Мы уже делаем некие шаги и пытаемся синхронизировать российскую таксономию в рамках Азиатской парламентской ассамблеи, хотим создать инвестиционный методологический центр. <…> Наша задача — комплексно подойти ко всему климатическому пакету. Дорожную карту мы хотим в течение двух месяцев закончить — Торосов Илья, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.