Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
E-commerce в России. Время больших возможностей
4 июня 2021
10:00—11:15
Ключевые выводы
Из-за пандемии онлайн-магазинами начало пользоваться большее количество покупателей

Пандемия изменила не только мир, все процессы, но и каждого из нас. Месяцы ограничений на работу традиционной розницы и свободного перемещения людей, конечно же, вынудили перейти в онлайн самых отсталых и консервативных покупателей и продавцов. Онлайн–потребление перестало быть прерогативой миллениалов и поколения Z. В интернет–магазины пришло поколение даже молчаливых людей в возрасте от 44 до 55 лет. Вот немного статистики: 29 и 39 % потребителей этой возрастной группы во время пандемии впервые открыли для себя хотя бы один онлайн–магазин. Для бизнеса пандемия сразу вывела несколько разнонаправленных трендов. Изменились сами рынки, закрытые границы и нарушение логистических цепочек увеличили покупки внутри России. <...> До 2020 года уровень проникновения электронной коммерции рос темпами менее 1 %, в прошлом году он превысил 2–2,5 % — Парфентьева Ирина, Заместитель главного редактора, РБК.

Последствия кризиса стали неожиданными для маркетплейсов

В прошлом году <...> как бы чисто по законам экономики лично мы, например, ожидали, что будет какой-то кризис, да только не понимали с какой он стороны грянет. Я думаю, то, что случилось, было как бы большой неожиданностью для всех. <...> Это был интересный экспириенс, потому что как-то примерно там, условно, за месяц–полтора знали, что, грубо говоря, придется предпринять какие–то меры. И вот лично мы начинали готовиться, например, снимали дополнительные складские площади, чтобы развести трудовые потоки, но, тем не менее, то, что случилось, как бы, да, накрыло волной. Пришлось очень быстро перестраиваться. <...> Любой кризис и, в частности, как мне кажется, кризис прошлого года, лучом прожектора подсветил те проблемы, которые существовали, скажем, не только в нашем бизнесе, да, и не только в e-commerce, а вообще, в принципе, в стране и, может быть, даже в мире. То есть я, например, помню, что мы в конце 2019 года с Максимом Алексеевичем (генеральным директором АО „Почта России“. — Прим. ред.) в Сколково обсуждали проблемы необходимости перехода в цифровую экономик — Бакальчук Татьяна, Генеральный директор, Wildberries.

Проблемы
С развитием экосистем современная онлайн-торговля не может регулироваться на основе старых принципов

То, что сейчас происходит в мире, это <...> коренное изменение (того. — Прим. ред.), как вообще работают экономики. Экономики переходят от отраслевого принципа, когда есть какая-то отрасль, у нее есть какой-то продукт или какая-то услуга. <...> Сейчас это принцип экосистемный, когда работа строится не от конкретного товара и услуги, а строится от человека как потребителя. Вокруг него собираются товары и услуги. <...> Электронная коммерция, соответственно, это то, что уже строится вокруг потребителя и вокруг человека. Вот этот системный переход от отраслевого к системному принципу, конечно, влияет на все и в нашей стране, и в целом в мире. И влияет, в том числе и на торговлю. Поэтому это уже вопрос не регулирования торговли как таковой, это вопрос регулирования экосистем, где <...> одним из элементов (является. — Прим. ред.) электронная торговля, как один из механизмов — Орешкин Максим, Помощник Президента Российской Федерации.

Большой масштаб маркетплейса требует особенных подходов к ведению бизнеса

3 года назад мы обсуждали простые, как сейчас кажется, задачки, а тогда они казались невыполнимыми совершенно. 3 года назад мы придумывали „Лавку“ только, например. Нам казалось, что вот это же все просто, открыл магазинчик, выбрал какие-то товары, возишь. А потом оказалось, что этих магазинчиков у тебя сотни, что в них совершенно другие операции. С тобой сотрудничают тысячи кладовщиков, эти заказы развозят десятки тысяч курьеров–самозанятых. Тебе надо производить товары под собственной торговой маркой, потому что иначе у тебя не хватит экономики. Вот эти проблемы с той точки было угадать нельзя, совершенно никак — Шулейко Даниил, Директор бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам, Яндекс.

Развитие отдельных направлений онлайн–торговли сдерживается законодательством

Я думаю, что мы будем развиваться достаточно независимо, хоть и мы сейчас используем, начинаем использовать <...> какие-то элементы экосистемы, которые, безусловно, нам очень сильно помогают. Но если говорить про большие маркетплейсы и фарму, на самом деле, все очень жадно смотрят на категорию, но недооценивают сложность рамок, которые задает законодательство. Потому что маркетплейс крупный — это то ожидание, которое человек привык по сути дела получать, — единый сервис, единая доставка. Ты можешь все в одном месте заказать в ПВЗ (пункте выдачи заказов. — Прим. ред.), либо тебе доставят это на дом. Ты привыкаешь к этому сервису. На весь ассортимент у тебя один клиентский путь. В лекарствах, во-первых, нельзя забирать лекарства из ПВЗ, нельзя забирать лекарства из постаматов, нельзя их доставлять очень далеко без специализированного фармацевтического транспорта. Хранить на центральных складах их тоже нельзя, потому что под них надо лицензировать специальные фармацевтические склады. На них должны работать специализированные фармацевты, также на них нельзя хранить не аптечные товары. То есть, по сути дела, чтобы обеспечить тот же клиентский опыт только в безрецептурных лекарствах, нужно строить целиком цепочку, которую строили в рознице 20 лет — Буздалин Антон, Генеральный директор, eApteka.

Решения
Маркетплейсы привлекают новых продавцов, предлагают скидки для покупателей

В России очень конкурентный рынок. <...> Есть гигантские инвестиционные деньги, которые в этот рынок вкладываются. Только присутствующие здесь (на сессии. — Прим. ред.) игроки с учетом отсутствующих, ну, я думаю, что это сотни миллиардов рублей, которые инвестируются в рынок. По сути дела, от этого бенефитят две стороны, которые являются сторонами маркетплейса. Бенефитят покупатели, и это довольно всем очевидно. Все потребители видят рекламу, понимают программы лояльности, скидки и так далее. Но бенефитят и продавцы. Я вообще считаю, что конкуренция за продавцов будет только усиливаться, в конечном итоге выиграет продавец. А лучший продавец для маркетплейса на самом деле это малый бизнес, потому что это самый здоровый участник этой экосистемы, этого процесса — Сергеев Дмитрий, Генеральный директор, AliExpress Russia.

Экосистемы переживают провал одного из своих направлений во время кризисов благодаря другим проектам

Мне кажется, нам в этом плане (прохождения периода пандемии. — Прим. ред.) повезло чуть больше, чем многим, потому что у нас довольно разнообразный портфель сервисов. То есть у нас есть, не знаю, сервисы чисто цифровые, такие как „Яндекс.Дзен“, „Поиск“, которые просто выиграли бесконечно, потому что люди начали больше проводить времени дома и больше пользоваться нашими IT–продуктами. Команда там выкатывала примерно каждую секунду, мне кажется, что-то новое для людей, чтобы они этим пользовались — Шулейко Даниил, Директор бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам, Яндекс.