Женский бизнес становится значимым сегментом предпринимательства. Согласно статистике (например, отчет международной компании Grant Thornton International) Россия занимает первое место в мире по доле женщин руководителей компаний, предприятий, фирм. По данным исследования Mastercard Index of Women Entrepreneurs Россия на втором месте в рейтинге стран с наибольшей долей женщин среди владельцев бизнеса. Тем не менее, существуют объективные внешние и внутренние факторы, препятствующие развитию женского предпринимательства.
Как пишет incrussia.ru, «заниматься бизнесом в России по-прежнему страшно и не модно: в отдельных регионах, например в Ингушетии, на 117 жителей лишь одно малое или среднее предприятие». В независимости от пола вести бизнес в России довольно непросто.
Опыт Санкт-Петербургского государственного экономического университета показывает, что среди первокурсников, поступивших на направления «экономика» и «менеджмент», обычно более 60% девушек. Однако, как показывает опрос в области постановки личностных целей, проводившийся в рамках дисциплины «Самоменеджмент» среди магистрантов экономических специальностей, где также преобладают девушки, 90% молодых людей ставят цели в карьере и личном бизнесе, а девушки выбирают семейную жизнь и хобби среди главных жизненных приоритетов.
С одной стороны, цифровая экономика открывает уникальные возможности для любого человека относительно доступа к информации, ресурсам, рынкам сбыта, приложению своего труда, при этом сам доступ к технологиям может стать поводом дискриминации. В этой ситуации следует выстроить четкое понимание каким образом возможет переход к широкому применению цифры без учета гендерного или какого-либо другого неравенства. Задача дискуссии в обсуждении достигнутых результатов и возможных новых подходах в решении поставленной задачи «бесшовного» перехода к цифровой экономике и преодолению сложившихся стереотипов.
В России не фиксируется разрыв относительно доступа к образованию и здравоохранению, однако по выводам организаторов исследования наблюдается некоторая дискриминация относительно распределения политических полномочий и экономической активности.
В ходе дискуссии участники разделились на два блока. Первые (далее Позиция I) предлагали активно содействовать и выстраивать инфраструктуру вовлечения женщин в цифровизацию и экономическую деятельность, так как, по их мнению, сегодня в этом вопросе существует гендерное неравенство. Вторые (далее Позиция II) указывали на тот факт, что в России вопрос гендерного неравенства неактуален и внесение данного вопроса в повестку навязан европейскими странами, где действительно существует такая проблема.
По сути вопрос экономической деятельности для женщин раскладывается на три фазы:
1. Образование
Позиция I. Цифровизация это не только автоматизация процессов, но и пересмотр набора компетенций, требуемых для успешной деятельности и организации жизни. Ряд исследований доказывают, что сложившиеся институты закладывают потенциал к неравенству, например, популярность среди женщин гуманитарного образования, которое во многом опирается на стереотипы. Первая задача продвижение девушек и девочек к математике и информатике, в этом направлении идет работа, и довольно успешная, однако ее недостаточно. Важность этого процесса нужно обострять еще в школьном возрасте и доносить до родителей.
Позиция II. Женщины не стремятся поступать на технические специальности не из-за дискриминации и стереотипов, а в виду своей природной предрасположенности к выбору специальностей, нацеленных на коммуникацию. Программирование это профессия крайне замкнутая, женщины имеют более сильно развитые социальные функции, толкая их в технические специальности, мы выводим ее в неестественную среду.
2. Устройство на работу и сохранение трудовых функций после формирования семьи
Позиция I. Прежде всего стоит вопрос разрыва в оплате труда, сегодня в РФ он составляет примерно 30%, также существуют стереотипы о женских и мужских профессиях. Требуется выработать меры поддержки женщин в их праве на равный доступ к труду.
Позиция II. Помогать женщине нужно тогда, когда она становится матерью, так как в этот момент она может выпасть из коллектива.
3. Предпринимательская активность
Позиция I. Требуется активное вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность и их поддержка в этом вопросе. Из-за сложившихся стереотипов зачастую женщины не обладают достаточным количеством знаний для ведения бизнеса. Женщины-предприниматели сегодня реализуют платформы для коммуникации, в рамках которой возможно установление контактов между женщинами разных стран, и таких платформ уже существует достаточно много.
Позиция II. Правильно «применять» женщин там, где их лучше «применять», т. е. в ведении бизнеса у них лучше развит социальный интеллект, уже сегодня у нас в стране примерно 40 % предпринимателей женщины. Для женщин-матерей действительно нужны специальные условия для предпринимательской деятельности и другие преференции, советское наследие дает поддержку и сегодня, технологии позволили делать в таких случаях гибкий график и работать удаленно.
В вопросы гендерной дискриминации включается и процесс цифровизации. Среди разработчиков технических платформ не присутствуют женщины, что лишает искусственный интеллект тех логических цепочек, которые характерны для женского сообщества.
Цифровая повестка пронизывает все форматы коммуникации. Она дает большие возможности реализации, чем в прошлые периоды. Цифра дает большую мобильность и гибкость в реализации труда и позволяет людям, в особенности женщинам, совмещать домашние дела с трудовой деятельностью, что повышает экономический рост в странах и благосостояние населения, вот что делает возможность вовлечения женщин в трудовую деятельность таким привлекательным.
Участие в разговоре приняла Желька Цвиянович, Президент Республики Сербской, она поделилась опытом развития цифровых технологий и борьбы с гендерным неравенством в своей стране. Сербия имеет амбициозные планы по преодолению разрыва между образовательными возможностями и потребностями бизнес-сообщества. К сожалению, при всех успехах, страна еще не в полной мере догнала передовые державы в области цифровизации. Трудно сегодня определить, какими будут требования к тем детям, которые сегодня являются школьниками, и какие профессии будут актуальны при их выходе на рынок труда. Нужно непрерывное образование и реформы по внедрению современных практик в образовании. Когда мы говорим о равенстве, можно рассмотреть два измерения национальная экономика и гендерный разрыв.
Национальная экономика: все ли страны равны в отношении цифровизации? Мы имеем разные стартовые позиции и это значительно сказывается на наших возможностях и скорости реализации программ по переходу к цифровой экономике. Эта ситуация может углубить разрыв между странами и, соответственно, неравенство в целом. Здесь важную роль будет играть государство и его возможности по выстраиванию среды для быстрого перехода
Гендерный разрыв: все ли люди имеют равные права? По формальному признаку таких трудностей не стоит, и все-таки цифры не говорят в пользу равенства. Встает вопрос что можно изменить для вовлечения женщин в технические отрасли и в экономику в целом? В Сербии существует несколько моделей для вовлечения женщин в цифровую среду, например, переквалификация в сферу ИТ. Создание центров подготовки для обучения на технических специальностях.
Психологически женщины склонны больше бояться того, что они не преуспеют в ведении собственного дела, более осторожны и менее склонны рисковать. Этот тренд прослеживается во многих исследованиях, где видно, что мужчины, как правило, преувеличивают свои профессиональные возможности, в то время как женщины чаще недооценивают свои способности. Поэтому помимо улучшения общих возможностей для предпринимательства в стране, необходимо точечно работать именно с этими стереотипами посредством вдохновляющих тренингов и клубных дискуссий.
В целом, на сессии были озвучены ключевые параметры, необходимые для улучшения ситуации: поддержка материнства, учреждение специальных фондов, поддерживающих женщин-предпринимателей, особые условия от инвесторов для компаний, возглавляемых женщинами. Полезными также представляются инициативы ТНК в рамках программ корпоративной социальной ответственности. Интересен опыт ИКЕА, LOreal и подобных компаний, в области поддержки семей в бедственном положении и помощи женщинам в создании собственного микробизнеса в сфере индустрии красоты.
Дискуссия не дала четкого ответа на влияние цифровых технологий на неравенство, сама тема имеет большое значение для мира, и акцент в ней следует делать не на гендерное противостояние, а на диспропорции в развитии отдельных стран, о чем упоминала Президент Республики Сербской. Цифровые технологии будут влиять и на общество внутри стран, население, не имеющее доступ к цифровым
технологиям, во все большей степени подвергается дискриминации, к которой можно отнести сокращение пунктов оказания услуг населению и перенесение сервисов на онлайн-платформы (тут можно сказать и о коммунальных платежах, и о работе банков и других сервисных компаний). Так возникают дисбалансы между городским и сельским населением, имеющим значительно меньший доступ к технологиям, практически во всем мире. Этот разрыв может со временем привести к выстраиванию запретительного барьера для получения образования и доступа к ряду профессий
для сельских жителей. На наш взгляд, эти проблемы стоят значительно острее, чем вопрос гендерного неравенства. Однако не стоит отрицать, что в мире существуют регионы, в которых женщины подвергаются дискриминации, как правило, речь идет о странах третьего мира, в которых доступ к цифровым технологиям значительно ограничен у большинства населения (не только женского).
Эксперты:
Ирина Юрьевна Вострикова, кандидат филологических наук, доцент кафедры международного бизнеса, директор Центра управления коммуникациями и рекламой Санкт-Петербургского государственного экономического университета. экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Людмила Владимировна Дорофеева, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.