Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Креативная экономика: стратегии продвижения высокотехнологичного экспорта

Павильон G, конференц-зал G9
Ключевые выводы
Креативная индустрия стала полноценной отраслью российской экономики

15 лет назад, когда я начинала, конкуренции вообще никакой не было. Сегодня есть огромное количество брендов. Я восхищаюсь и горжусь ростом индустрии — Когель Ася, Основатель, Модный дом KOGEL.

Проект [“Смешарики” — Ред.] появился уже 16 лет назад. В тот момент не было, по сути, той самой креативной индустрии. За эти годы ситуация кардинально изменилась. Действительно, вслед за “Смешариками” появился целый ряд успешных проектов, которые стали хорошо и качественно заходить на российский и международный рынки — Попов Илья, Президент, Ассоциация анимационного кино, генеральный продюсер ГК РИКИ.

За последние 16 лет развитие российских креативных индустрий обрело совершенно иной потенциал. До последних пор в России не было понятия креативных индустрий — Черкес-заде Екатерина, Директор, Universal University.

Продукция креативной индустрии имеет значительный экспортный потенциал

Креативные отрасли не могут развиваться и продавать продукт только в рамках своей страны, так как потолок достигается очень быстро, и потенциал роста в одной стране очень ограничен. Креативные отрасли — это экспортный канал. Российские анимация, мода, технологический и промышленный дизайн, архитектура, современное искусство — это все отрасли, которые имеют огромный экспортный потенциал — Слащева Юлиана, Председатель правления, ФГУП «Творческо-производственное объединение „Киностудия «Союзмультфильм»“».

Когда наша компания 5 лет назад начала развивать VR в России, то мы занимались и hardware, то есть сделали свой шлем, который по сей день продается в мире, и software. Мы сделали платформу впечатлений Desirium буквально 1,5 года назад, запустили на международную арену — Флакс Илья, Генеральный директор, Fibrum.

Если говорить об экспортном потенциале того, что происходит в “Сколково”, то системы VR и AR, которые создаются в “Сколково”, — это те вещи, которые уже сейчас позволяют использовать виртуальные музеи. Например, у нас есть такая компания, которая называется Next Space. Голографические столы для обучения и создания дизайнов — у нас есть такая компания, которая называется NettleBox — Каем Кирилл, Старший вице-президент по инновациям, Фонд «Сколково».

У нас есть реальные кейсы, мы сейчас работаем с иностранными партнерами. Один из наших проектов, который мы двигаем на зарубежный рынок, — это проект “Мультикубик”. Мы рассматриваем его как наш пилотный проект в совместный российско-индийский фонд — Теплов Олег, Генеральный директор, ООО «ВЭБ Инновации».

Проблемы
Утечка креативных специалистов за рубеж

Креативная экономика построена на мозгах, и наша задача — сделать так, чтобы мы могли в первую очередь экспортировать продукты в области креативных индустрий, а не делать экспорт мозгов. Это важный момент, потому что в последние 20 лет я вижу траекторию своих выпускников следующим образом: из Британской школы дизайна порядка 25% выпускников эмигрировали — Черкес-заде Екатерина, Директор, Universal University.

У нас очень много талантливых дизайнеров. Проблема заключается в том, что они учатся здесь, уезжают и рвут рынок там. Моя задача —сделать так, чтобы они никуда не уезжали, чтобы они оставались в России и рвали рынок здесь — Трудел Айсель, Сооснователь, член совета директоров, Aizel.ru.

Неготовность нормативной базы для регулирования креативной экономики

У нас вопрос НДС и возврата НДС при продаже IT-продукта за рубеж или продажи 3D-модели за рубеж — это вопрос еще нерешенный — Каем Кирилл, Старший вице-президент по инновациям, Фонд «Сколково».

Нехватка финансирования

У многих дизайнеров есть проблемы: у них нет финансирования, многие находятся в серой зоне — Трудел Айсель, Сооснователь, член совета директоров, Aizel.ru.

Решения
Государственная поддержка

Закон принят в апреле. Уже внесены изменения в Налоговый кодекс, обнулен НДС на все, что связано с IT, инженерией и вообще на все услуги — Слепнев Андрей, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Первостепенной задачей для нас является выравнивание конкурентных условий с иностранными юрисдикциями и создание комфортных, более привилегированных условий в России для ведения бизнеса. Это касается и валютного контроля, и иных стимулирующих мероприятий — Максимов Тимур, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Мы будем говорить о том, чтобы вывести дизайнеров из серой зоны, дать им возможность льготного периода по налогам. Государственная поддержка — это замечательно, и я думаю, мода без нее не обойдется — Трудел Айсель, Сооснователь, член совета директоров, Aizel.ru.

Действительно, креативная индустрия нуждается в системной поддержке, ей нужны особые условия. И для этого предназначены кластеры, работа по созданию которых уже началась — Прохорова Юлия, Ведущая, Телеканал «РБК».

Создание экосистемы для развития креативной экономики

Мы пошли по развитию инфраструктуры, и это один из приоритетов города. Мы создавали технопарки, индустриальные парки, кластеры как инфраструктуру, необходимую для развития различных сфер. В основном это были технологические сферы, и в прошлом году началась работа уже с точки зрения креативных пространств и креативных технопарков — Фурсин Алексей, Руководитель, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

Говоря про креативные индустрии, говоря о состыковке всех отраслей, которые входят в понятие креативных индустрий, то именно скрещивание их на стыке и дает тот самый синергетический эффект, который позволяет лучшее и более эффективное развитие каждого из нас — Попов Илья, Президент, Ассоциация анимационного кино, генеральный продюсер ГК РИКИ.

Зачастую фокусная персональная поддержка бывает гораздо ценнее, чем налоговые льготы, чем различные финансовые компенсации. Самое ценное, что есть в бизнесе и в развитии бизнеса, — это контакты, связи, нетворкинг. Всегда наибольшую ценность представляет знакомство с нужными партнерами — Чех Илья, Основатель, генеральный директор, ООО «Моторика».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС