Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Как создать новых технологических лидеров? Модель взаимодействия крупного бизнеса и стартапов
8 Июня 2019
12:00—13:15
Ключевые выводы
Стартапы активно развиваются в России во взаимодействии с крупным бизнесом

Мы видим большой прогресс, у нас уже 10 тысяч человек работает в Сколково. И это не только стартапы, у нас около 400 человек представляют частные компании, крупные корпорации и государственные — Вильякайнен Пекка, Советник президента, Фонд «Сколково»; председатель, Aii Capital.

За три года у нас в воронке постоянно находится более 700 стартапов абсолютно разной стадии. Мы внедрили за счет внутренних инноваций более 35 продуктов <...> Продвигая любую инициативу, внутреннюю или внешнюю, по воронке принятия решений, мы на правильном пути — Айвазов Александр, Вице-президент по развитию бизнеса, ПАО «Ростелеком».

Мы запустили бизнес-технологическую песочницу. Стартапу во взаимодействии с крупной корпорацией достаточно 300-400 тысяч рублей на короткий пилот <...> Это нам позволило за три квартала проработать 800 идей. В отличие от венчурного фонда, мы не вкладываемся в 20 идей и делаем ставку на них, а идем широким плугом — Соболев Александр, Управляющий директор по стратегическому и организационному развития, ПАО «МегаФон».

Зарубежные инвесторы проявляют интерес к российским технологиям

Немецкий бизнес крепко взаимодействует с российским рынком, только за последний год были рекордные инвестиции в российскую экономику. <...> Весьма легко выбрать стартапы в России, потому что потенциал безумно большой, здесь очень много интересных идей и компаний — Шепп Маттиас, Председатель правления, Российско-Германская внешнеторговая палата; представитель председательства Германии в В20.

Проблемы
Инертность и неготовность к риску менеджмента российских корпораций

Любая корпорация имеет очень большой иммунитет к риску <...> Пока в корпорации не возникнет определенная толерантность к риску, пока не будет сформирована сквозная система принятия решений от внутренних инноваций до работы со стартапами, пилотирования, [не будет развития стартапов, — Ред.] — Айвазов Александр, Вице-президент по развитию бизнеса, ПАО «Ростелеком».

Самый главный элемент — это культура, восприятие инноваций внутри компаний. Здесь действительно большой вызов. Как в компании, где есть культура очень четких технологических процессов, выстроить возможность принятия риска? — Лаптев Андрей, Директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам, АО «Северсталь Менеджмент».

В корпорации нет людей, которые понимают, как растить компании <...> как копанию из нуля превратить в солидного игрока — Галицкий Александр, Сооснователь, управляющий партнер, Almaz Capital.

Наши крупные компании, которые являются национальными чемпионами, от компаний, которые внедряют инновации за пределами России, отстают прежде всего по скорости принятия решений — Бутрин Дмитрий, Заместитель главного редактора по экономической политике, ИД «Коммерсантъ» .

Проблема — это работа с внешними стартапами. <...> Почему не получается? Взаимодействие несвоевременно. <...> Взаимодействие нужно не только со стартапами, но и с профессиональными посредниками в виде венчурных фондов — Трачук Аркадий, Генеральный директор, АО «Гознак».

Cтартапы зачастую не отвечают стандартам корпораций

Стартапы очень часто зашорены на своей технологии, не видят клиента — Соболев Александр, Управляющий директор по стратегическому и организационному развития, ПАО «МегаФон».

Проблематика низкого образовательного уровня стартапов. Стартапы, в принципе, не видят бизнес — Романенко Алексей, Партнер, руководитель практики по работе с инфраструктурными и транспортными предприятиями, КПМГ в России и СНГ.

Закупочные процедуры готовятся изначально под игроков, которые достаточно крепки, под крупные компании-интеграторы. <...> Многие стартапы этим закупочным процедурам не удовлетворяют — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Недостаточная готовность российского бизнеса к международному сотрудничеству

В то время как Китай выгоняет свои фонды инвестировать и искать технологии за рубежом, наши госкорпорации страшно боятся. Это какая-то иллюзия, что все можно сделать внутри одной страны, этого не может ни одна страна — Кузнецов Евгений, Генеральный директор, ООО «Орбита Капитал Партнерз» .

Нельзя сидеть в абстрактной лаборатории и не взаимодействовать с внешним миром. Технологии, к сожалению, очень сильно зависят от других стран — Пономарев Виталий, Генеральный директор, WayRay.

Решения
Развитие культуры принятия риска

Должны быть команды как внутри компаний, так и снаружи, которые готовы идти на риск. <...> Развитие стартапа — это не только потратить деньги, это некоторое доверие к энтузиастам — Вильякайнен Пекка, Советник президента, Фонд «Сколково»; председатель, Aii Capital.

У компаний должен быть такой бизнес-процесс и аппетит к риску, который быстро принимает решения и управляет инвестициями — Номоконов Василий, Член правления, исполнительный директор, ООО «СИБУР».

Упрощение регулирования взаимодействия со стартапами

Нужно создавать эффективную систему регулирования этой историей, прежде всего, в плане разумного окна для риска, снижения нагрузочности процедур — Кузнецов Евгений, Генеральный директор, ООО «Орбита Капитал Партнерз» .

Второй большой принцип — радикальное упрощение. Когда работаешь со стартапом, нужно иметь возможность за неделю подписать договор и за три недели — выполнить пилот. Мы упростили все процедуры и создали фасттрек — Соболев Александр, Управляющий директор по стратегическому и организационному развития, ПАО «МегаФон».

Разделение внутри корпорации основной деятельности и работы с инновациями

Мы придумали бизнес-процесс, при котором мы сводим внутреннего стартапера и индустриалиста только на одной стратегической сессии. <...> Наш опыт показывает, что для крупных корпораций возможна интеграция со стартаперами, если у крупной корпорации есть отдельный процесс, где крупная корпорация выступает просто фондом — Швецов Вадим, Генеральный директор, ПАО «СОЛЛЕРС».

Мы разделили компанию на два потока: текущая деятельность и центр развития, специально отобранные люди, которые могут позволить себе эксперименты — Лаптев Андрей, Директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам, АО «Северсталь Менеджмент».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС