нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Инвестиционные проекты в рыбной отрасли: где и как инвестируем на Дальнем Востоке?
6 Сентября 2017
17:30
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Рыбная отрасль может быть высокодоходной как для бизнеса, так и для государства

Рыбная отрасль уже сейчас является эффективной областью инвестиций как для стратегических, так и финансовых инвесторов. <…> Маржа на стадии глубокой переработки в разы превосходит маржу от добычи. <…> Думаю, что за будущие 10–15 лет капитализация отрасли должна вырасти не менее, чем на 25% — Илья Шестаков, заместитель Министра сельского хозяйства, руководитель Федерального агентства по рыболовству.

Мы построим более 100 новых судов, мы ожидаем <...> 20 береговых заводов перерабатывающих, различной мощности. Уже сейчас в высокой степени проработки находится порядка 50 заявок от инвесторов с Дальнего Востока и Севера. Реализация данных проектов позволит увеличить годовой вклад отрасли в национальный ВВП более чем на 50 млрд рублей ежегодно, что эквивалентно приросту в 25% к уровню 2016 года — Илья Шестаков.

ПРОБЛЕМЫ
Износ мощностей

За последние пять лет достаточно уже заметное сокращение флота, и в общем-то, износ — более 80%. Средний возраст судов более 25 лет — Ермолай Солженицын, старший партнер McKinsey&Company.

Сомнения инвесторов в эффективности строительства нового флота

Главная задача по поводу строительства нового флота в неопределенности, которая сегодня присутствует на рынке. У меня сегодня было три или четыре встречи с крупнейшими банками, и все они задают вопрос с точки зрения оценки эффективности строительства этого флота. <...> Хотелось бы, конечно, не потерять судостроительную базу, а соответственно — и будущий судоремонт, чтобы он был привязан к местам добычи Дальнего Востока. Построить суда на западных верфях гораздо, наверное, проще, чем построить суда на Дальнем Востоке. Это новый вызов, на который надо отвечать — Сергей Дарькин, президент ПАО "Тихоокеанская инвестиционная группа".

Несовершенство нормативно-правовой базы

Еще один нюанс, который сегодня присутствует на рынке, это неопределенность нормативно-правовой базы. Вот это начинает настораживать. Неопределенность по распределению квот. <…> Неопределенность по распределению инвестиционных квот. Появляются административные процедуры, увеличивается время получения разрешений дополнительных — Сергей Дарькин.

Отсутствие готовых проектов

Сам процесс формирования проекта достаточно долгий и занимает от года до полутора лет. Не хочется терять время. Если рассматривать строительство на Дальнем Востоке, ну конечно, здесь есть верфи, которые способны это сделать, но опять же — у них нет проектов.  И насколько они сформируют быстро эти проекты, мы не знаем — Сергей Скляр, вице-президент компании "Антей".

Несоответствие нормам регулирования и международным стандартам

Выходя на международный рынок, мы сталкиваемся с одной проблемой — категорически недостаточное состояние сертификации отечественного промысла по международным стандартам экологической безопасности. <…> Невозможно зайти на эти рынки, просто доказывая, что у нас самая вкусная и свежая рыба — Алексей Байгужин, совладелец ООО "Интеррыбфлот".

Проблема с кадрами в отрасли

Рыбная отрасль имеет отрицательный имидж, и это влияет на нас очень сильно. Мало того, что это влияет на нас — на продажи на международных рынках, это еще и большая проблема для кадров. Люди не хотят идти в море работать. <…> Мы сейчас говорим о строительстве новых судов, а это автоматизированные суда. А у нас ни одного автоматчика нет — Алексей Байгужин.

Нехватка энергомощностей

Это, как правило, те территории, которые приближены, с одной стороны, к водно-биологическим ресурсам, с другой стороны — оторваны от коммуникаций. Первый вопрос, который встанет у всех абсолютно, — энергетика. Ни у кого ее не будет. Любой из этих заводов, он потребует дополнительно от двух до четырех МВт электроэнергии <…> такого запаса нет на периферии. Это тоже надо строить. А это тоже деньги и это другая компетенция — Константин Коробков, гендиректор ООО ПКФ "Южно-Курильский рыбокомбинат".

РЕШЕНИЯ
Государственные дотации

Наше предложение, которое мы озвучили на нашей рыбной комиссии <...> дотировать строительство флота за счет государства <...>. Источники — это за счет тех дополнительных доходов, которые получило правительство за счет продажи квот, на краба в том числе. <...> Мы предлагаем дотировать 20 копеек на рубль — Сергей Дарькин.

Государственное страхование кредитов через ЭКСАР

Как одно из предложений — как можно больше задействовать ЭКСАР (Государственное экспортно-кредитное агентство РФ) <...> Есть аналоги, большой известный всем проект Ямал-СПГ <…> , где ЭКСАР застраховал не российский экспорт, а строительство предприятия, которое будет осуществлять экспорт. Здесь отрасль однозначно экспорториентированная. Поэтому мы с ЭКСАРом уже начали прорабытывать возможность увеличения кредитоемкости именно верфей — Алексей Белоус, первый вице-президент.