Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Ex ante vs ex post регулирование конкуренции, сговор в госзакупках и цифровая трансформация
Ключевые выводы
Антимонопольным органам стран ЕАЭС необходимо выстроить тесное взаимодействие с использованием современных цифровых технологий

Цифровизация затронула и сферу государственных муниципальных закупок, компании активнее внедряют новые технологии и искусственный интеллект в свои бизнес-процессы. С развитием технологий все чаще наблюдается использование цифровых инструментов при заключении антиконкурентных соглашений на торгах и товарных рынках. <…> В эпоху цифровизации борьба с картелями остается одной из приоритетных задач; с целью пресечения нелегальных цифровых практик мы проводим цифровую трансформацию процесса выявления картелей, работаем над развитием соответствующих информационных систем. <…> Большая работа ведется по адвокатированию конкуренции, повышению осведомленности общественности — Максим Шаскольский, Руководитель, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Сотрудничество между антимонопольными органами на национальном уровне, международном уровне означает обмен информацией и знаниями. Надо учиться друг у друга, чтобы выработать эффективные методы [эффективного регулирования деятельности монополий. — Ред.]. <…> Необходимо все больше и больше увеличивать уровень международного сотрудничества — Тереза Морейра, Руководитель подразделения по конкуренции и потребительской политике, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Функционирование единого правового поля в тематических сферах невозможно без эффективно действующего института международного судопроизводства в лице Суда ЕАЭС, который успешно реализует предоставленный ему государствами-членами потенциал по выполнению целей, определенных статутом Суда — Эрна Айриян, Председатель, Суд Евразийского экономического союза.

Создание учитывающего специфику всех игроков рынка актуального международного законодательства для антимонопольных органов стране ЕАЭС

Необходимо, чтобы появлялось новое законодательство, чтобы усилился подход к эффективному регулированию, для того чтобы были созданы достаточно хорошие правила, и чтобы были возможности у антимонопольных органов работать на цифровом рынке — Тереза Морейра, Руководитель подразделения по конкуренции и потребительской политике, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Развитие модельных принципов в рамках СНГ внушает доверие — Мухамед Хамуков, Заместитель руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти, Ozon.

Мы очень приветствуем диалог в рамках евразийского пространства, чтобы гармонизировать подходы и учитывать опыт других стран. [Необходим. — Ред.] тесный диалог регулятора с бизнесом, и мы готовы к этому диалогу в национальном и межнациональном форматах — Тадзио Шиллинг, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ).

Рынки, известные своей динамичной природой, создают определенную сложность для ведомств при появлении и пресечении антиконкурентных практик на рынках. <…> Это заставляет нас задуматься о возможности пересмотра существующего арсенала традиционных инструментов и механизмов деятельности конкурентных ведомств — Шушан Саргсян, Член, Комиссия по защите конкуренции Республики Армении.

Проблемы
Сложность выбора между практиками предупреждающего и постфактум-регулирования цифровых рынков

Сегодня перед антимонопольным регулированием стоит большой, действительно большой и сложный выбор и стоит вопрос, зачем решать проблемы ex-post [постфактум. — Ред.], если можно нивелировать ex-ante [превентивно. — Ред], просто не допуская нарушения. <…> Подход ех-ante своеобразно влияет, особенно на быстрорастущие рынки. На любом таком быстрорастущем рынке он позволяет запустить деградацию этого рынка. <…> У способа ex-post также есть свои минусы. При его использовании мы даем бизнесу неограниченную свободу, возможность развиваться в любом направлении, создавая монополии и регулируя только то, что может классифицироваться как нарушение — Бахыт Султанов, Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию, Евразийская экономическая комиссия.

На мой взгляд, ex-ante регулирование цифровой экономики в основном реализуется не в рамках антимонопольного регулирования. Очень много проблем в цифровой экономике, которые решаются ex-ante. Они связаны, допустим, с распространением определенного контента среди различных возрастных категорий. <...> Очень правильно, когда ex-post регулирование сочетается с возможностью мягкого регулирования. Поскольку сектор новый, отношения во многом не до конца понятны даже между участниками этого сектора, всегда должна быть возможность исправления ситуации без наказания, без применения санкций. <…> Ex-ante подход… очень трудоемкий, долгосрочный, и зачастую само развитие этого сектора уходит далеко-далеко вперед, ex-ante подход устаревает еще до того, как внедряется — Алексей Сушкевич, Директор департамента антимонопольного регулирования, Евразийская экономическая комиссия.

Наш опыт подсказывает, что в отношении цифровых платформ мы сейчас можем применять только ex-post, однако он недостаточно эффективен — Нуржан Уранхаев, Руководитель департамента, Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по городу Алматы.

Ограниченный доступ к алгоритмам обработки данных в секторе цифровой экономики

Антимонопольное международное сообщество сегодня столкнулось с тем, что пытается регулировать то, в чем не совсем разбирается. У антимонопольных органов нет специализированных сотрудников, которые владеют в достаточной степени навыками и знаниями, которые помогли бы им в разработке регулирования [цифровых рынков. — Ред.]. <…> Человечество приближается к так называемой технологической сингулярности, когда технологии настолько уйдут вперед в развитии, что люди не будут успевать овладевать соответствующими навыками — Фаррух Карабаев, Заместитель председателя, Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан.

В сфере цифровой экономики есть проблема очень специфическая, которой нет в других секторах. <…> Цифровая экономика — это все про обработку и сбор данных с помощью специальных алгоритмов. Так уж случилось, что именно крупнейшие участники этой цифровой экономики заняты обработкой и сбором данных о самих себе — Алексей Сушкевич, Директор департамента антимонопольного регулирования, Евразийская экономическая комиссия.

Должно быть законодательство, требующее от платформ сообщать об алгоритмах, которые они используют, и необходимо, чтобы эти алгоритмы были открыты, и они были открыты для общественности — Кай Цая, Доцент, Университет электронных наук и технологий Китая (USETC).

Вопрос, который мы здесь обсуждаем, критически важный вопрос для регуляторов, потому что возникают цифровые платформы и возникает возможность проверить, что происходит. Если возникает монополия, это влияет на цены, на возникновение проблем, также существует возможность того, что какой-то продукт отдается в обмен на данные, и здесь нам необходимо помнить о защите личных данных — Мари Гуруре, Менеджер по юридическим услугам и комплаенсу, Комиссия по конкуренции Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).

В сфере регулирования конкуренции государства находятся в непрерывном конфликте интересов: с одной стороны, это регулятор, с другой стороны — крупнейший заказчик, которого бы, конечно, было бы неплохо правильно под себя подстраивать. <…> Государство должно таким образом здесь, в этой сфере [регулирования цифровых рынков. — Ред.], как, может быть, ни в каких других, подавать пример. <…> Один из вызовов — электронная цифровая подпись, сейчас это одно из ключевых, если не единственное препятствие для взаимной торговли, взаимного признания, и нужно эту проблему как можно быстрее решить. После этого в полном объеме раскроются все преимущества цифровизации — Алексей Лавров, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Решения
Соблюдение баланса между интересами потребителей и защитой конкуренции на цифровых рынках

Исходя из текущей ситуации на цифровых рынках и их особенности мы можем утверждать, что антимонопольное регулирование — как ex-ante, так и ex-post — должно быть направлено на снижение или устранение барьеров доступа на рынок, на повышение степени свободы перехода и переключение потребителей, на недискриминационный доступ к ключевым мощностям цифровых экосистем — Максим Шаскольский, Руководитель, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Введение слишком жесткого регулирования неизбежно приведет к снижению качества услуг и конкуренции. Если же регуляторы чрезмерно “отпустят” ситуацию, это может привести к монополизации цифровых рынков. Поэтому модели еx-ante и еx-post регулирования должны использоваться параллельно, учитывая интересы всех игроков — Бахыт Султанов, Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию, Евразийская экономическая комиссия.

Необходимо принимать меры для снижения комиссии и какого-то негативного последствия воздействия цифровых агрегаторов и платформ на рынок — Нуржан Уранхаев, Руководитель департамента, Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по городу Алматы.

Цифровые рынки — они глобально от других не отличаются, на наш взгляд. <…> Логичное, закономерное желание государства быть предсказуемым, понятным и сделать рынок стабильным для всех сторон — как раз сначала попробовать инструменты мягкого права — Елена Заева, Начальник управления регулирования связи и информационных технологий, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС