Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Дальний Восток: как партнерство социально ответственного бизнеса, НКО и медиа создает новое качество жизни для людей?

Корпус В, уровень 7, конференц-зал № 11
Ключевые выводы
Роль НКО в обществе растет, как и доверие к организациям

У меня сложилось впечатление, что на Дальнем Востоке участие бизнеса в проектах некоммерческих организаций, доля реального денежного участия выше, чем в стране. И это, наверное, история характерная, то, что здесь социально ответственный бизнес берет на себя эти функции и реализует их — Антон Долгов, Исполнительный директор, Фонд президентских грантов.

30% населения России доверяет некоммерческим организациям, 24% населения страны не доверяет, 46% не определились <...> Я помню, если не ошибаюсь, лет пять назад <...> цифра была по недоверию к благотворительным фондам свыше 50%. Совсем недавно. Цифра изменилась более чем в два раза. Что это значит? Это ваша (НКО - ред.) работа — Руслан Новиков, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Знаете, мы как в медиа говорили? Мы всегда говорили: “Мы будем с удовольствием писать про благотворительность, например, про действия НКО, но мы берем только слезоточивые истории. Они читаются аудиторией. А все остальное, так как аудиторией не читается, мы не возьмем, мы же работаем чтобы деньги зарабатывать. Мы тоже бизнес. Для нас деньги - это что? Для нас деньги - это аудитория” <...> А сейчас ситуация меняется кардинально. Это (НКО - ред.) уже отрасль, на это уже по-другому смотрят, на это по-другому смотрит бизнес, это круто — Руслан Новиков, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Поддержка НКО со стороны властей и бизнеса увеличивается с каждым годом

Еще два года назад, до запуска регионального гранта, у нас было 875 некоммерческих организаций, вот на сегодня их уже 1010. И все они очень активно участвуют в развитии социальной жизни на территории Забайкальского края <...> В прошлом году у нас впервые в истории развития некоммерческого сектора было выделено на конкурс грантов губернатора Забайкальского края 45 миллионов рублей. У нас никогда таких сумм в принципе не выделялось вообще на развитие некоммерческого сектора. В этом году сумма уже 60 миллионов рублей — Наталья Макарова, Директор, Фонд развития Забайкальского края.

У нас сейчас так получается, что некоммерческие организации становятся реальным сектором экономики <...> Пытаемся понять, как нам НКО интегрировать в развитие экономики Забайкальского края — Наталья Макарова, Директор, Фонд развития Забайкальского края.

Мы сейчас находимся в такте проблематизации и в такте выработки этого решения - того, как мы могли бы вместе усилить объединение, поделиться знаниями, создать, возможно, некоторую координирующую площадку между некоммерческим сектором <...> Как нам друг друга усилить внутри этого уже сформировавшегося сообщества - некоммерческого сектора Дальнего Востока — Эльвира Нургалиева, Первый заместитель генерального директора по социальному развитию, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

Проблемы
Многие НКО еще не готовы к медийности

По нашему опыту, многие некоммерческие организации, обращаясь к медиа с целью, чтобы их заметили, еще не готовы инфраструктурно к тому, чтобы их заметили. Потому что как правило некоммерческие организации ожидают, что вот сейчас станет больше пожертвований, увеличится узнаваемость некоммерческой организации, увеличится возможность рассказать о своих программах, проектах. Но, к сожалению, происходит обратный эффект, и увеличивается количество обращений граждан, которым нужна помощь <...> И зачастую бывает так, что некоммерческая организация не готова “переварить” такое количество обращений. И поэтому мы всегда задаем вопрос любой некоммерческой организации: “Скажите пожалуйста, а какова цель вашей медийности? Что конкретно вы бы хотели получить в результате той или иной социальной кампании, интервью, шоу, чего угодно? — Мария Залунина, Руководитель направления КСО, АО «Национальная медиа группа».

Бизнес должен финансировать не только проекты НКО, но и текущую деятельность

Очень важно переходить, я хочу сказать наверное бизнесу, от финансирования проектной деятельности к финансированию текущей деятельности организации, потому что рост этих компетенций, он просто невозможен на фоне того, что происходит постоянный поиск финансирования для каких-то там проектов и проектной деятельности. Текущая деятельность и развитие организации очень зависят оттого, действительно, насколько профинансирована та идея и та миссия, которую эта организация несет в массы — Марина Зубова, Президент, учредитель, Благотворительный фонд «Гольфстрим».

Нам нужно, чтобы общественники, НКО показывали проблемы. Если эта проблема не решается через гранты, может быть эта проблема достойна того, чтобы решать ее через бюджеты других уровней — Сергей Дмитриенко, Первый заместитель главы администрации г. Владивостока.

Нестабильность в мире отражается и на состоянии многих фондов

По нашему фонду могу сказать, что в данном моменте не очень хорошая ситуация. Потому что, действительно, сложная ситуация в стране, сложная ситуация с падением уровня жизни многих категорий людей, сложная ситуация в бизнесе. На самом деле, серьезными донорами были зарубежные компании, которые покинули российский рынок. Поэтому здесь не так все сейчас просто и так все здорово, и очень хорошо, что у некоторых лучше. Потому что мы смотрим статистику, смотрим аналитику рынка, и мы понимаем, что есть, наоборот, фонды, у которых все хорошо — Руслан Новиков, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Решения
Бизнес должен не только находить готовые НКО, но и самостоятельно их взращивать

Компания решает, что есть N-ные направления, которые ей нужны, разрабатывает положение о конкурсе, делает его, в идеале, конечно, публичным. Некоммерческие организации заявляют свои проекты на конкурс - культура, образование, экология - по разным совершенно направлениям. Экспертный совет оценивает <...> Лучшие проходят и реализуются. И потом мы получаем финансовый и аналитический отчет. Прекрасное взаимодействие, которое многие компании используют — Наталья Гончар, Начальник управления корпоративных отношений, ООО «Сахалинская Энергия».

Если все-таки говорить про партнерство (НКО и бизнеса - ред.), мне кажется, во-первых, это интереснее, во-вторых, это намного более глубокая и сложная история. Во-первых, партнерство не возникает из ниоткуда и по щелчку. Это обычно долгая история взаимоотношений, когда это уже не про деньги. Когда это уже про общие цели и задачи, которые, мы понимаем, что бизнесу отдельно не решить, НКО отдельно не решить, и иногда и государству отдельно не решить. То есть это возникает триединое, или двуединое партнерство — Наталья Гончар, Начальник управления корпоративных отношений, ООО «Сахалинская Энергия».

Что делать в такой ситуации, когда заходит бизнес на территорию, и нет готовых НКО, с которыми вы готовы заключить партнерство? Ничего страшного. Мы понимаем, что партнерство, повторюсь, в одночасье по щелчку пальцев не создается, а, во-вторых, НКО нужно взращивать, холить и лелеить до того уровня, когда они потенциально могут стать нашими партнерами. И несколько путей в этой связи могут быть, и самый очевидный - это образовательные какие-то истории <...> Интереснее и лучше всего срабатывает, когда именно на обучающие курсы для НКО мы приглашаем успешные “НКОшки” из других, например, регионов — Наталья Гончар, Начальник управления корпоративных отношений, ООО «Сахалинская Энергия».

Партнерство НКО, бизнеса и государства должно нести выгоду всем сторонам

Вся деятельность некоммерческих организаций с другими стейкхолдерами - бизнесом, СМИ, государством, конечно, должны строиться на взаимовыгодных условиях. Потому что ну один раз пройдет, второй раз пройдет - “Возьмите наш инфоповод в СМИ, мы такие хорошие, мы делаем хорошее дело” - но на системной работе это, конечно, не даст такого результата, который необходим некоммерческому сектору — Марина Зубова, Президент, учредитель, Благотворительный фонд «Гольфстрим».

НКО необходимо наращивать коммуникативные компетенции

Некоммерческий сектор, он очень должен быть разносторонне компетентен. То есть, помимо того, что мы делаем что-то хорошее, важное, нужное, компетенции развиваются в совершенно разных направлениях: это и коммуникативные компетенции со средствами массовой информации, пиар-служба, это коммуникативные компетенции с бизнесом, потому что необходимо привлекать финансирование, это большая методическая работа, которая ведется некоммерческим сектором для того, чтобы и разрабатывать методики для решения той проблемы, на которую направлена деятельность организации. И очень важно оценивать ту эффективность, которую организация вкладывает вообще в общий результат деятельности — Марина Зубова, Президент, учредитель, Благотворительный фонд «Гольфстрим».

Что нужно для того, чтобы было по-другому? Очень нужно, чтобы были пиар-службы, или пресс-службы. Когда ты это слышишь, ты понимаешь, что вот она работа, вот он результат. Когда по поводу в день, и 160, так или иначе, поводов освещены в СМИ — Руслан Новиков, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты».

Почему вообще важно в принципе работать в партнерстве с медиа? Потому что, опять же, еще один устоявшийся стереотип в нашем обществе, что добро нужно делать в тишине, “бросать его в воду”, и как-то оно там само прорастет. Конечно, стереотип устаревший. О добрых делах, о добрых проектах нужно говорить громко, чем громче - тем лучше. Потому что это просто позволяет вовлекать как можно большее количество людей, и поэтому социальные проекты в партнерстве с медиа - это конечно всегда более эффективная история, нежели чем без них — Анжелика Сулхаева, Заместитель генерального директора, Медиагруппа «Комсомольская правда».