Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

«Дальневосточная концессия»: как совершить инфраструктурный прорыв?

Корпус В, уровень 7, конференц-зал № 11
Ключевые выводы
Поток инвестиций в регионы Дальнего Востока растет

На сегодняшний день у нас находится 30 проектов в работе общей стоимостью 250 миллиардов рублей. Из них 12 проектов на 180 миллиардов рублей — это инфраструктура для инвесторов, и 18 проектов, на 66 миллиардов рублей, это социальная сфера — Бобраков Анатолий, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Амурская область сейчас действительно испытывает по-настоящему активный инвестиционный бум. Во всех сферах более 20 миллиардов долларов в инвестпроекты сейчас вкладывается, и эти проекты реализуются. Конечно, здесь нам важно, чтобы за таким активным инвестиционным развитием успевала развиваться инфраструктура. И инженерная, но в первую очередь социальная — Пузанов Павел, Директор Агентства по привлечению инвестиций Амурской области .

На сегодняшний день мы традиционно фокусировались в четырех различных областях: аэропорты, порты, платные дороги и логистика. Могу сказать, что за последний год мы к этим традиционным областям добавили еще три области. Это мусоропереработка, социальная инфраструктура и метростроение. В принципе, мы существенно расширили объемы, так сказать, объемы своих инвестиций и сферу их применения. Что касается региона Дальнего Востока, то на сегодняшний день мы видим это как один из приоритетных регионов для собственных инвестирований — Панкратов Олег, Генеральный директор, ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

«Дальневосточная концессия» открывает новые возможности для развития

Задача «Дальневосточной концессии» в том, чтобы инвестор включался в процесс и создавал инфраструктуру, скажем так, своими силами. Но, насколько я понимаю, в итоге все равно затраты инвестора будут возмещаться государством. И именно в этом задача и стимул, которые заложены в «Дальневосточную концессию» — Долгов Александр, Управляющий партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП в России и СНГ, Центральной Азии и на Кавказе, Squire Patton Boggs.

Примерно 25 миллиардов рублей в год Минвостокразвития может направлять на создание инфраструктуры. Проектов много, на сегодняшний день уже более 6000 проектов реализуется, 2 триллиона рублей инвестиций фактически совершено, 4 триллиона рублей еще будет совершено. Проектам нужна инфраструктура. Инфраструктура нужна как для бизнеса, так и социальная — Бобраков Анатолий, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Безусловно, один из основных, наверное, важнейших аспектов „Дальневосточной концессии“ — это компенсация сметной стоимости объектов на долгосрочном периоде до 100% — Бобраков Анатолий, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Проблемы
Реализацию многих проектов сдерживает нехватка социальной инфраструктуры

Социальная инфраструктура для Дальнего Востока — это ключевой момент. Если мы видим отток населения, то что будет мотивировать население к тому, чтобы оно оставалось здесь? Ему нужна правильная социальная инфраструктура — здравоохранение, образование и все с этом связанное — Панкратов Олег, Генеральный директор, ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

Инфраструктура на Дальнем Востоке — это не только крупные инфраструктурные проекты, но и социально-ориентированные проекты, проекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И здесь как раз надо отметить, что у разных банков есть разные взгляды на то, какие проекты они финансируют, от какой суммы проект становится им интересным — Долгов Александр, Управляющий партнер, руководитель практики инфраструктуры и ГЧП в России и СНГ, Центральной Азии и на Кавказе, Squire Patton Boggs.

Мы сейчас двигаемся совместно с губернаторами в вопросах, связанных с модернизацией систем теплоснабжения в городах. Вопрос теплоснабжение для Дальнего Востока является особенно актуальным, более актуальным, чем в других частях России — Бердников Роман, Член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «РусГидро».

Сроки концессий и условия господдержки не всегда устраивают инвесторов

Инвестор получает возможность профинансировать инфраструктуру за счет государства, но государство это делает не сразу, оно дает отсрочку. Ну и, соответственно, за эту отсрочку платит сам инвестор. Процентная нагрузка ложится полностью на него. И много сейчас дискуссий вокруг того, какая это процентная нагрузка в конечном итоге будет. Обсуждается срок этой концессии, будет она десять лет или тридцать. Инвестору хочется, чтобы это было десять, чтобы он проценты проводил только десять лет, а властям хочется, чтобы это было тридцать, потому что ему так легче исполнить большее количество проектов — Корсун Юрий, Заместитель председателя – член правления, ВЭБ.РФ.

Сейчас мы столкнулись с тем, что существуют механизмы дополнительной поддержки, в том числе со стороны Российской Федерации, инфраструктурных проектов. Так называемые инфраструктурные кредиты, которые раньше в кулуарах назывались инфраструктурной ипотекой. Но там критерии для Дальнего Востока, мне кажется, не подходят. Одним из основных критериев определения суммы такой поддержки является население. Плотность населения на Дальнем Востоке сами знаете какая — Прончатов Дмитрий, Председатель совета директоров, ООО «Национальные транспортные концессии» (Группа «ВИС»).

Решения
Новые инструменты поддержки и привлечения инвесторов

Мы разработали изменение в Положение о Минвостокразвития, по которому Минвостокразвития может выступать концедентом по всему спектру инфраструктуры, которая указана в Законе „О концессионных соглашениях“. И одновременно известный такой инструмент, который называется „единая субсидия“, был слегка переструктурирован, чтобы по нему можно было фиксировать долгосрочные лимиты в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации. Это нужно для того, чтобы предоставлять средства на обеспечение выплаты по обязательствам по концессионным соглашениям регионального уровня — Бобраков Анатолий, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Уже не секрет, мы в целом любую концессию среднего размера можем сделать вместе с инвестором буквально за час-полтора, применяя инструмент, который называется конструктор концессий у нас. Он позволяет это сделать применительно к конкретному объекту — Чачин Михаил, Вице-президент, ПАО Сбербанк.

Создали такое сообщество — „Инвестиционный акселератор“, которое администрирует Корпорация по развитию Дальнего Востока. Уже прошло у нас два заседания этого „Инвестиционного акселератора“. Как показывают даже эти два заседания, это достаточно эффективный инструмент по поиску инициатора проекта — Бобраков Анатолий, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС