Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Замещение иностранных технологий и оборудования в рамках промышленного обеспечения российских СПГ проектов».
Автор: Василенко Дмитрий Вадимович, кандидат экономических наук, проректор по международным связям Санкт-Петербургского государственного экономического университета
В 2021 году мировое потребление сжиженного природного газа (СПГ) выросло на 6% и составило 380 млн тонн. Рост, в первую очередь, связан с восстановлением мировой экономики после пандемии COVID-19. К концу 2021 года цены на СПГ достигли исторического максимума, что было обусловлено рядом факторов: высоким спросом в Азии, ограниченным предложением и низким уровнем заполненности европейских подземных хранилищ. По прогнозу Международного энергетического агентства наибольший разрыв между спросом и предложением на рынке СПГ появится в середине 2020-х годов, что требует дополнительных инвестиций в новые СПГ проекты по всему миру.
Парижское соглашение, поддержанное докладом МГЭИК, настоятельно рекомендует ограничить глобальное потепление 1,5 ° C. Все больше стран заявляют о своем желании достичь нулевых выбросов в ближайшие десятилетия. Тем не менее, все объявленные правительственные меры, взятые вместе, не гарантируют, что глобальные выбросы углерода достигнут нулевого уровня к 2050 году. Рынок природного газа может быть более успешно адаптирован к новой углеродно-нейтральной реальности, если природный газ объединить с CCS (улавливание и хранение углерода) или преобразовать в голубой водород, который будет играть жизненно важную роль в промышленности и других сегментах, недоступных для электроэнергетики. Крупные производители газа, такие как Катар и Россия, а также США, Иран и Туркменистан могут сохранить роль надежных поставщиков энергии, если они будут участвовать вместе со своими потребителями в декарбонизации газовой цепи.
Крупнейшими экспортерами СПГ в 2021 году стали Австралия, Катар, США, Россия и Малайзия, причем США показали наиболее существенное увеличение экспорта 24 млн тонн, что вероятнее всего выведет страну на первой место среди экспортеров уже в текущем году.
Крупнейшими потребителями СПГ стали КНР, Япония, Южная Корея и Индия, причем Китай увеличил импорт СПГ на 12 млн тонн до 79 млн тонн. В 2021 году КНР заключила контрактов еще на 20 млн тонн, что обусловлено возрастающей ролью СПГ в переходе с угля на газ в ключевых секторах энергетики.
По оценке компании Shell к 2040 году мировой спрос на СПГ превысит 700 млн тонн в год, что означает почти двукратное увеличение по сравнению с 2021 годом. Ожидается, что более 70% от прироста придется на азиатские рынки. В нынешних геополитических условиях Российской Федерации необходимо принять меры для того, чтобы сохранить и увеличить свою долю на мировом рынке СПГ.
Традиционно долгосрочные поставки трубопроводного газа являлись основой энергетической стратегии России. В 2021 году в России было произведено около 30 млн тонн СПГ. В то же время, «Энергетическая стратегии РФ на период до 2035 года» ставит задача достижения 140 млн тонн в год, и занятие 1520% доли мирового рынка. Данные задачи и цели не снимаются Министерством энергетики и в современных геополитических условиях.
Основные мощности по производству СПГ принадлежат компаниям «Газпром» («Сахалин-2») и «Новатэк» («Ямал СПГ»). Для достижения целей, указанных в энергетической стратегии, возможно лишь за счёт введения новых мощностей, и, в первую очередь проектов «Новатэка»: «Арктик СПГ-1», «Обский СПГ», «Арктик СПГ-2» (45 млн тонн).
Существует ряд проектов на стадии разработки проектной документации: ЯТЭК («Якутский СПГ») 13 млн тонн, «РусХимАльянс» 13 млн тонн, «Газпром» 10 млн тонн и Роснефть 6,2 млн тонн. Впрочем, в современных политических и экономических условиях реализация этих проектов маловероятна.
Наиболее близким к запуску является проект «Арктик СПГ-2» три технологические линии мощностью 6,6 млн тонн каждая (19,8 млн тонн в год). Запуск первой линии «Арктик СПГ-2» запланирован на 2023 год, второй на 2024 год, третьей на 2025 год. Ресурсной базой проекта является месторождение Утреннее в Ямало-Ненецком Автономном Округе. Однако запуск и этого проекта находится под угрозой из-за санкций ЕС.
В пятом пакете санкций Евросоюз ввел ограничения на поставку в Россию оборудования для переработки нефти и СПГ, в том числе технологических установок для охлаждения газа, для разделения и фракционирования углеводородов, для сжижения природного газа, холодильных камер, криогенных теплообменников и криогенных насосов. Европейским компаниям был установлен крайний срок (27 мая 2022г.) для завершения любых незавершенных поставок.
Введение технологических санкций существенно ограничивают возможности участия иностранных компаний в запуске проекта «Арктик СПГ-2»:
• Так проектированием, поставкой оборудования, материалов и комплектующих, строительством и вводом в эксплуатацию проекта с 2019 г. занимается Technip Energies в соответствии с контрактом на 7,6 млрд долл. США. Для проекта были законтрактованы компрессоры у компании Siemens, турбины компании Baker Hughes и теплообменники компании Linde.
• Весной компания Royal Boskalis Westminster ведущий мировой поставщик услуг в сфере дноуглубления, морской энергетики и создания наземной инфраструктуры направила извещение об одностороннем прекращении действия контракта на выполнение работ по устройству основания нижней плиты технологической линии СПГ в Мурманске.
• Компания Linde объявила в марте о приостановке развития новых проектов в России, но об конкретных действиях по обслуживанию Арктик СПГ-2 объявлено не было.
В то же время компания уведомила «Газпром» о выходе из проекта строительства газового терминала «Балтийский СПГ» в Усть-Луге в Ленинградской области, вышла из совместного предприятия с Северсталью по производству в России спиральновитых криогенных теплообменников для газоперерабатывающей промышленности и производства СПГ и покинула проект Амурского ГХК компании «СИБУР».
• Технологическая компания Baker Hughes объявила в июне о прекращении обслуживания всех российских СПГ-проектов, отзыве сервисных инженеров и остановке отгрузки оборудования для «Арктик СПГ-2», в первую очередь газовых турбин.
• Для исполнения требований пятого пакета работа над модулями для Арктик СПГ 2 на китайских верфях (Bomesc, Cosco Shipping Heavy Industry, PJOE, Wilson Offshore Engineering и Qingdao McDermott Wuchuan) также была остановлена.
• Кроме того, проект включает в себя сложную логистическую цепочку: собранные на верфях в Китае модули, транспортируются на завод под Мурманском, а затем буксируются на площадку на Гыданском полуострове в Арктике. Некоторые верфи, в т. ч. PJOE и Cosco, завершили свои обязательства и ожидают указаний от Technip относительно отгрузки, в то время как другие, такие как Bomesc, все еще находятся в процессе строительства. Контракты на перевозку модулей из Китая в Россию получили европейские компании, причем часть модулей находится в пути.
• В дополнение к отказу инжиниринговых компаний, принадлежащий «Новаэку» «Совкомфлот» не смог оплатить из-за санкций постройку трех СПГ-танкеров южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Верфь должна была сдать суда в феврале, апреле и июне 2023 года, а общая общая стоимость подписанного в 2020 году контракта составляет 872 млн долларов.
Эффективность европейских санкций подтвердила зависимость российских заводах по сжижению газа от зарубежного оборудования, доля которого составляет около 70%. Это оборудование компаний Air Products (США), Siemens и Linde Engineering (Германия), Nuovo Pignone (Италия), Mitsubishi Heavy Industries и Nikkiso Cryogenic Industries (Япония), Wison и SEPMEM (Китай).
Поскольку в России не разработана отечественная технология производства крупнотоннажного СПГ, то все крупные проекты зависят от иностранных технологий:
• На «Сахалин-2» используется технология сжижения газа с применением двойного смешанного хладагента DMR от Shell,
• На «Ямал СПГ» используется метод сжижения C3MR от Air Products,
• На «Арктик СПГ-2» по плану должны применяться технологии Linde.
Использование зарубежных технологий влечет за собой и обязательное использование СПГ-оборудования, в том теплообменников (Air Products, Linde), компрессоров и газовых турбин (Siemens, General Electric, Baker Hughes).
Стоит отметить, что опасность зависимости от импортного оборудования стала понятна после введения первых санкционных ограничений после присоединения Крыма в 2014 г. В 2018 г. Правительство России утвердило дорожную карту локализации производства СПГ-оборудования, а в 2020 г. приняло долгосрочную программу развития производства СПГ с закрепленным перечнем оборудования.
Наиболее серьезных успехов удалось добиться при производстве малотоннажного СПГ доля российского оборудования в этом секторе достигает 90%. В то же время в средне и крупнотоннажном производстве зависимость выше, а масштабирование технологий маловероятно.
В 2018 году «Новатэк» получил патент на отечественную технологию производства среднетоннажного СПГ с использованием климата Арктики «Арктический каскад». В то время, как классическая схема сжижения предполагает каскад из трех компрессорных холодильных циклов (пропанового, этиленового и метанового), «Арктический каскад» предусматривает один контур охлаждения, поскольку предварительное охлаждение газа происходит за счет низких температур воздуха в Арктике. Однако, успешный пример разработки и внедрения отечественной среднетоннажной технологии сжижения СПГ не дает гарантий достаточно быстрого освоения технологий крупнотоннажного сжижения.
Производством СПГ-оборудования в России занимаются несколько компаний: «Криогенмаш» («Объединённые машиностроительные заводы»), «ЗиО-Подольск» («Росатом»), Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (собств. РФ), «Казанькомпрессормаш» (Группа «ГМС»), «РЭП Холдинг» («Газпром энергохолдинг»), «Теплохиммонтаж».
В 2021 году Министерство промышленности и торговли разработало программу «Прорыв на рынке СПГ» по локализации оборудования для СПГ-проектов в России до 2030 года стоимостью 127 млрд рублей. Программа должны была довести долю российского оборудования в СПГ-проектах минимум до 40% к 2024 году, и до 80% к 2030 году. Из 127 млрд рублей государство обязалось выделить только 37,58 млрд руб., а оставшиеся средства должны быть получены из внебюджетных источников от производителей СПГ и СПГ-оборудования.
Основная цель программы обеспечить к 2030 году серийное производство по 18 видам оборудования для средне- и крупнотоннажного производства, в том числе компрессоров, детандеров, криогенных центробежных насосов, утилизаторов тепла газовых турбин и спиральновитых теплообменников.
Тем не менее, из первоначального заявленного объема на НИОКР было выделено только 2,8 млрд руб., покрывающие только 8 позиций оборудования из отобранных 18. Половина этой суммы была выделена АО «Атомэнергомаш» для создания испытательного стенда для криогенного динамического оборудования. Запущенный с привлечением собственных средств «Росатома», стенд позволит значительно сократить затраты на испытание оборудования для средне- и крупнотоннажного производства СПГ, в т.ч. насосов отгрузки, компрессоров отпарного газа и жидкостных детандеров.
Таким образом, после введения пятого пакета санкций ЕС задача необходимости замещения иностранных технологий для запуска линейки СПГ проектов получает стратегическую важность, а обозначенные бюджетные и технологические ограничения, требуют комплексных решений, направленных на интеграцию усилий производителей СПГ, инжиниринговых и машиностроительных компаний, а также органов исполнительной власти.
В современных условиях Минпромторгом предложен ряд тактических решений, способствующих сокращению издержек машиностроительных компаний при разработке или обратном инжиниринге необходимого оборудования, однако на стратегическом уровне требуется существенное увеличение финансирования.
Параллельно с созданием собственного оборудования, необходима своевременная разработка национальных стандартов в области СПГ, охватывающей все ключевые направления от проектирования и эксплуатации объектов инфраструктуры до применяемых в производстве СПГ материалов и оборудования.
Ведущими производителями СПГ-оборудования кластерно решаются задачи разработки, испытания и внедрения отечественных технологий, хотя отмечено отсутствие единой дискуссионно-информационной площадки производителей СПГ и СПГ-оборудования.
По сути, решается не задача импортозамещения или локализации производства СПГ-оборудования, а создания отечественной технологии сжижения и, как следствие, создания новой отрасли, способной удовлетворить не только национальный спрос, но занять нишу на мировом рынке. Совершенно очевидно, что площадка ПМЭФ подходит для проведения ежегодного форума производителей СПГ и СПГ-оборудования, инжиниринговых и проектных компаний, профильных министерств и региональных органов исполнительной власти, а также перспективных потребителей отечественных технологий за рубежом.
Список источников.
1. Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс] Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. N 1523-р // Официальный портал Правительства РФ URL: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf (Дата обращения: 20.06.2022)
2. World Energy Outlook 2021 [Электронный ресурс] // International Energy Agency URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2021 (Дата обращения: 20.06.2022)
3. Shell LNG Outlook 2022 [Электронный ресурс] (Дата обращения: 21.06.2022)
4. COUNCIL REGULATION (EU) 2022/576 of 8 April 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russias actions destabilising the situation in Ukraine [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Европейского союза. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=OJ:L:2022:111:FULL&from=EN (Дата обращения: 21.06.2022)
5. Об утверждении долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в РФ [Электронный ресурс] Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 640-р // Официальный портал Правительства РФ URL: http://static.government.ru/media/files/l6DePkb3cDKTgzxbb6sdFc2npEPAd7SE.pdf (Дата обращения: 20.06.2022).
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.