В исследовании анализируются перспективы научно-технологического развития России и новых стран-участников БРИКС.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Платформа БРИКС предоставляет более широкие возможности для многостороннего и двустороннего сотрудничества между странами с целью повышения технологической устойчивости к внешним шокам и нежелательному институциональному влиянию извне, особенно для вновь присоединившихся стран.
По итогам XV саммита БРИКС, прошедшего в Йоханнесбурге (ЮАР) 22–24 августа 2023 г., было принято решение по приглашению к вступлению с 1 января 2024 г. шести новых стран — Аргентины, Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Саудовской Аравии и Эфиопии.
Новые страны БРИКС разнородны по своему уровню как социально-экономического, так и научно-технологического развития. Большинство из них объединяет то, что в своей технологической повестке они не полагались на внутренний потенциал. Такие страны особенно уязвимыми к новым рискам как зависимые в технологическом отношении, без опыта выстраивания научно-технологической системы, совместимой с задачами технологического суверенитета.
Фундаментальные сдвиги в сторону деглобализации и многополярности ставят на повестку дня вопросы развития страхования и резервирования технологических систем различного уровня, особенно в части систем жизнеобеспечения. После пандемии и осложнения геополитической обстановки во многих странах сформировалась новая повестка поддержания собственной технологической устойчивости.
Под «технологической устойчивостью» в данном контексте подразумевается способность национальных систем и групп стран сохранять работоспособность в условиях внешних шоков и повторяющихся воздействий климатического, эпидемиологического, техногенного и институционального характера. К числу таких воздействий можно отнести стихийные бедствия, распространение новых видов инфекций, односторонние санкции и угрозу вторичных санкций, препятствия в развитии справедливой торговли, кибер- и медиа-атаки, институциональное вмешательство и другие.
Совместная социально-экономическая деятельность стран БРИКС для обеспечения развития технологической устойчивости и может рассматриваться как способ реализации собственных экономических и технологических амбиций отдельных стран и их альянсов. Платформа БРИКС предоставляет более широкие возможности для многостороннего и двустороннего взаимодействия между странами с целью повышения технологической устойчивости к внешним шокам и нежелательному институциональному влиянию извне, особенно для вновь присоединившихся стран.
В связи с этим актуальным становится изучение возможностей взаимодействия членов БРИКС для обеспечения технологической устойчивости, выработка общих принципов, инструментов согласования интересов и реализации деятельности по разработке, обмену технологиями и их адаптации к особенностям развития отдельных участников. Это может стимулировать двусторонние контакты по оси «технологические доноры — реципиенты» с целью приоритетного развития систем жизнеобеспечения в присоединившихся к БРИКС странах (бесперебойное многоканальное обеспечение продовольствием, медикаментами, энергией и информацией).
Поскольку развивать кооперацию по всем направлениям невозможно в силу ограниченности ресурсов, важной задачей БРИКС становится определение научно-технологических направлений, требующих совместных усилий.
Страны, приглашенные в БРИКС, являются реципиентами высокотехнологичных товаров.
В анализе глобальных структурных пропорций торговли товарами и доли стран расширенного БРИКС в мировой торговле товарами за 2021 год отмечаются следующие тенденции. Объем мировой торговли товарами составил более 21 трлн долл. При этом на долю торговли внутри БРИКС пришлось 0,94 трлн или около 4,4% мировой торговли. На совместную торговлю с участием членов БРИКС приходится еще 34,3% мировой торговли. Таким образом, торговые потоки с участием БРИКС составляют 38,7%.
В целом по БРИКС складывается профицит торговли товарами с остальным миром в размере 1,59 трлн долл., из которых большая часть приходится на Китай.
Подчеркивается, что аналитически торговый баланс внутриблоковой торговли БРИКС распределяется неравномерно. Значимый торговый профицит образовался у Китая, Бразилии, Саудовской Аравии и России. Основной торговый дефицит во внутриблоковой торговле БРИКС складывается у Индии, Египта и Ирана. Причем около 65% внутриблокового дефицита Индии формируется в рамках торговли с Китаем. В 2021 г. у Индии с остальным миром получился меньший дефицит торговли товарами — около 50 млрд долл. — чем внутри блока (около 110 млрд долл.). Подчеркивается, что важность внутриблоковой торговли для стран БРИКС в целом обратно пропорциональна размеру экономики.
Наиболее зависимым от взаимодействия с БРИКС по состоянию на 2021 г. был Иран. Кроме того, высокая зависимость и по экспорту, и по импорту характерна для Аргентины, Эфиопии, Саудовской Аравии и Бразилии. Данные за 2022–2023 гг. покажут углубление торговой интеграции России с Индией и Китаем в рамках БРИКС.
С точки зрения перспектив расширения внешней торговли интерес представляют государства, приглашенные в БРИКС, которые имеют относительно высокую долю импорта внутри блока (более 40%). К таким странам относятся Иран, Аргентина, Эфиопия, Египет и Саудовская Аравия.
Одним из традиционных индикаторов научно-технологического развития стран является доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме экспорта. Обращает на себя внимание позиция Китая, который намного опережает не только страны БРИКС, но и почти все страны мира. Тем не менее, большинство стран БРИКС имеют показатель доли высокотехнологичного экспорта значительно ниже среднемирового уровня.
Государства, приглашенные в БРИКС, имеют очень разный внешнеторговый профиль. Однако общей для всех членов БРИКС чертой является существенный импорт высокотехнологичных товаров, прежде всего, «Машин и оборудования», в обмен на товары первичного сектора: сельское хозяйство, добыча ископаемых. В частности, все члены БРИКС активно импортируют электронную аппаратуру, продукцию машиностроительного комплекса, сложное оборудование, инструменты и приборы, а также транспортные средства.
Можно констатировать, что государства, приглашенные в БРИКС, являются реципиентами высокотехнологичных товаров. Однако большинство из них, за исключением стран Аравийского полуострова, испытывают дефицит ресурсов для наращивания объемов высокотехнологичного импорта.
Государства, приглашённые в БРИКС, демонстрируют значительные различия в уровне научно-технологического развития, при этом основной источник финансирования НИОКР — государственный бюджет, а частное участие минимально, особенно в Египте и Эфиопии, что делает их перспективными партнёрами для России в контексте внешней торговли.
Государства, приглашённые в БРИКС, демонстрируют значительные различия в уровне научно-технологического развития. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в этих государствах остаются относительно невысокими, при этом основной источник финансирования составляет государственный бюджет. Во всех странах наблюдается слабое участие частного сектора в поддержке научных исследований и разработок. Отмечается, что структурные особенности научно-технической деятельности стран, приглашенных в БРИКС, отражаются серьезными различиями в их системах управления научно-исследовательским сектором.
С точки зрения кадрового потенциала приглашенных в БРИКС стран, наибольшее количество исследователей сосредоточено в Иране, что обусловлено политикой опоры на собственные силы в условиях многолетних санкционных ограничений. Наилучшие показатели соотношения между вложенными ресурсами и полученными результатами в научно-технологической сфере демонстрируют Объединённые Арабские Эмираты и Иран, что соответствует и даже превышает ожидания, учитывая ограниченные вложения в НИОКР. Развитие инновационных систем в этих двух странах соответствует и даже превышает то, что можно было бы ожидать при ограниченно вкладываемых ресурсах.
С другой стороны, Египет и Эфиопия характеризуются как небольшими вложениями в сферу НИОКР, так и скромными результатами инновационной деятельности. Эти условия делают проблему обеспечения технологической устойчивости для данных стран одной из наиболее острых. Эти две страны представляют перспективное партнёрство для интеграции с Россией. Как Египет, так и Эфиопия имеют отрицательное сальдо торгового баланса товарами с другими членами расширенного БРИКС, что делает их открытыми для внешней торговли с участниками блока.
Видео:
https://roscongress.org/sessions/spief-2024-delovaya-programma-rasshirenie-briks-novye-vozmozhnosti-...
В настоящее время вектор развития международного сотрудничества России в области науки и технологий связан с восточными партнерами и Африкой.
В настоящее время вектор развития международного сотрудничества России в области науки и технологий связан с восточными партнерами и Африкой. В частности, перспективной признана кооперация с Африканским Союзом, межправительственной организацией, образованной в 2002 г. и включающей 55 стран африканского континента. Влияние Африканского Союза в обозримом будущем будет расти, поскольку в сентябре 2023 г., по итогам саммита «Группы двадцати» (G20)69 в Нью-Дели, АС получил приглашение на вступление в G20.
Прошедший в июле 2023 г. в Санкт-Петербурге второй саммит «Россия-Африка» позволил более детально обозначить перспективные области для совместной деятельности в научно-технологической сфере. Было констатировано, что Россия имеет научные результаты и технологии, которые могут представлять интерес для африканских стран. При этом основной вектор развития лежит в прикладной сфере, а именно в области взаимодействия российских компаний и африканских стран.
Одно из обсуждений на саммите касалось вопроса обеспечения технологического суверенитета через промышленную кооперацию. Было отмечено, что наращивание и развитие собственных компетенций в различных отраслях промышленности позволяет российским компаниям предлагать передовые разработки африканским партнерам для решения приоритетных социально-экономических задач. Соответственно, в качестве актуальной была сформулирована задача определения направлений наиболее востребованной российско-африканской промышленной кооперации.
Фармацевтическая промышленность находится в числе наиболее перспективных для сотрудничества России с Египтом и Эфиопией.
Развитие научно-технологических направлений в Египте отчетливо прослеживается на примере фармацевтики. Правительство Египта стремится обеспечить население основными лекарственными препаратами и победить некоторые распространенные заболевания. Большая часть рынка обеспечивается местными производителями, однако продукция египетских компаний в основном состоит из дженериков, так как компании мало заинтересованы в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) и инновациях.
Помимо этого, современные решения обеспечиваются за счет импорта, который в несколько раз превосходит экспорт. Заинтересованность в развитии на египетском рынке проявляют китайские фармацевтические компании, начинающие реализовывать в стране крупные проекты. Сальдо торгового баланса государства положительное только в сегменте медицинской специальной продукции, не требующей сложных технологий и высокой квалификации для производства.
Большой и растущий рынок Египта может быть интересным для российских фармацевтических компаний. Как показывает торговая статистика, Египет нуждается в антибиотиках, вакцинах и различных дозированных препаратах.
В Эфиопии развитие фармацевтической отрасли является государственным приоритетом, и созданы нормативно-правовые условия, способствующие её развитию. В настоящее время в фармацевтической отрасли функционирует ограниченное число местных и иностранных производителей, при этом собственное производство удовлетворяет лишь 20% внутреннего спроса. Эфиопский рынок также может быть привлекательным для российских компаний, учитывая относительно низкие затраты на рабочую силу и наличие некоторых объектов технологической инфраструктуры.
Теоретически перспективным направлением совместной деятельности России с Эфиопией и Египтом в области фармацевтики является не только поставка российской продукции на эфиопский рынок, но и создание российскими компаниями в этих странах мощностей для развития вспомогательных отраслей производства, которые должны быть интегрированы в фармацевтическую промышленность.
Видео:
https://roscongress.org/sessions/spief-2024-delovaya-programma-tekhnologicheskaya-ekosistema-budushc...
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс:
БРИКС,
Фармацевтика,
Электроника и
Авиакосмическая отрасль, которые посвящены научно-технологическому развитию и сотрудничеству стран БРИКС.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.