Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2021 «Бизнес-диалог Россия АСЕАН»
Автор: Королёв Александр Сергеевич, кандидат политических наук, доцент, научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Как было отмечено в ходе сессии «Бизнес-диалог Россия АСЕАН», 2021 год является богатым на красивые даты для российско-асеановского сотрудничества. В этом году двусторонние отношения празднуют 30-летний юбилей, а диалоговому партнерству между РФ и АСЕАН исполняется 25 лет. Не так давно, а именно в 2018 г. стороны повысили отношения до уровня стратегического партнерства, что формально свидетельствует о позитивной траектории развития двусторонних связей и заделе на долгосрочное и всеобъемлющее сотрудничество.
Тем не менее, говоря о практическом наполнении диалога Россия-АСЕАН, стоит признать, что на момент достижения статуса стратегических партнеров и празднования 30-летия отношений стороны находятся в позиции «низкого старта», значительно уступая по глубине взаимодействия большинству диалоговых партнеров Ассоциации. На сегодняшний день ключевой точкой опоры в рамках стратегического партнерства является приверженность принципам и нормам международного права, многополярности, идеям открытой и свободной торговли, отказу от протекционизма и национального эгоизма. Совокупность этих факторов дополняется плотными контактами на высшем уровне, а также отсутствием каких-либо серьезных разногласий. Тем не менее имеющийся дипломатический актив в настоящее время слабо конвертируется в реальные достижения и какой-либо ощутимый прогресс в других сферах, прежде всего, торгово-экономической.
Представляется, что в обозримом будущем отсутствуют реальные предпосылки для качественного развития бизнес-диалога по линии Россия-АСЕАН, что актуализирует поиск новых форматов сотрудничества. Одним из них может стать более тесное торгово-экономическое взаимодействие между ЕАЭС и Ассоциацией. Подобный выбор обусловлен рядом причин.
Во-первых, Россия находится «под огнем» санкционного режима, что в определенной степени отпугивает бизнес из стран АСЕАН. Подтверждением этому служат заморозки многих проектов в сфере ВТС и энергетики.
Во-вторых, как показывает опыт, эффективным инструментом укрепления деловых связей с участием АСЕАН служит заключение преференциального торгово-экономического соглашения. В силу того, что Россия является членом ЕАЭС, она не может вести переговоры и заключать двусторонние ЗСТ с зарубежными партнерами по товарам, что по-прежнему является главным предметом торга стран-членов Ассоциации.
В-третьих, важным стартовым ресурсом для продвижения диалога между ЕАЭС и АСЕАН является сформированная на данный момент институциональная база сотрудничества с участием двух интеграционных блоков. Так, на сегодняшний день ЕАЭС уже имеет в своем арсенале два преференциальных соглашения со странами-членами АСЕАН Вьетнамом и Сингапуром. Предметный интерес к подписанию ЗСТ проявляли и другие государства, например, Индонезия, Филиппины и Камбоджа. Помимо этого, 23 мая 2018 г. в рамках Петербургского экономического форума состоялся первый бизнес-диалог между ЕАЭС и АСЕАН. Представители деловых и официальных кругов обеих сторон подтвердили необходимость обмена опытом между двумя объединениями, создания нового, расширенного формата сотрудничества для максимальной осведомленности о потенциале рынков ЕАЭС и АСЕАН.
Наконец, на полях саммита Россия-АСЕАН, прошедшего 14 ноября 2018 г. в Сингапуре между ЕЭК и АСЕАН был подписан Меморандум о взаимопонимании, ставший для Ассоциации лишь вторым подобного рода документом с интеграционным объединением. До этого у АСЕАН был подписан Меморандум только с ЕС.
Учитывая заинтересованность обеих сторон в бизнес-диалоге, а также схожести стратегических интересов, при развитии торгово-экономического взаимодействия между ЕАЭС и АСЕАН имеет смысл сконцентрироваться на трех ключевых направлениях: 1) Запуск формата диалогового партнерства; 2) Реализация кооперационных проектов в сфере «жесткой» и «мягкой» инфраструктуры; 3) Расширение деловых связей. Данные направления отвечают интересам не только бизнес-кругов, но также и органам государственной и муниципальной власти, поскольку их успешная реализация расширяет список выгодополучателей данного формата взаимодействия.
Запуск формата диалогового партнерства
Перспективным направлением укрепления деловых связей с АСЕАН может стать запуск формата диалогового партнерства. «Десятка» Ассоциации является на данный момент главной интеллектуальной и институциональной силой подобных форматов, у которой в настоящее время насчитывается 15 диалоговых партнеров, включая интеграционные объединения и международные организации.
Как показывает опыт АСЕАН, формирование диалоговых партнерств с отдельными странами выступает в роли своеобразного трамплина для последующего создания сети ЗСТ с региональными партнерами. Об этом свидетельствуют примеры взаимодействия Ассоциации с Австралией, Новой Зеландией, КНР, Японией, Индией и Южной Кореей. Формируя двусторонний диалог в рамках партнерств, стороны получают возможность создать и апробировать институциональные механизмы, которые они могу использовать в дальнейшем при заключении преференциальных соглашений.
Возможность заключения полномасштабного диалогового партнерства между ЕАЭС и АСЕАН исключена, поскольку подобный формат характеризуется более широкой повесткой, выходящей за пределы компетенции наднациональных органов Союза. К ней, в частности, относится решение миграционных проблем, борьба с транснациональной преступностью, терроризмом и другие вопросы «высокой» политики. В этой связи оптимальным вариантом служит формирование секторального партнерства. Данный сценарий представляется реалистичным по нескольким причинам.
Во-первых, как было отмечено ранее, между сторонами уже налажен институциональный диалог. Кром того, важно учесть и наличие полномасштабного стратегического партнерства между Россией и АСЕАН, что является наиболее высоким уровнем сотрудничества Ассоциации с внешним партнером и тоже может стать дополнительным аргументом при формировании секторального партнерства по линии ЕАЭС-АСЕАН.
Во-вторых, как показывает практика, высокий уровень торговых и инвестиционных связей не является необходимым критерием формирования диалоговых партнерств. В качестве аргумента можно привести данные по торговле между АСЕАН и Новой Зеландии, отношения которых носят статус полномасштабного диалогового партнерства. По итогам 2020 г., объем товарооборота составил менее 9 млрд долл., что меньше показателей торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Более значимым для Ассоциации является готовность партнера участвовать в совместных инфраструктурных проектах, включая сферу цифровизации. В данном случае интересы сторон полностью пересекаются, и ЕЭК способна предложить конкретные флагманские инициативы на 2021-2025 гг., которые будут востребованы в странах Юго-Восточной Азии.
В-третьих, АСЕАН заинтересована в дальнейшем функциональном расширении. Подтверждением этому служит снятие моратория на формирование диалоговых партнерств с зарубежными партнерами, который действовал с 1999 года. В последние годы Ассоциация снова стала активно прибегать к такой форме сотрудничества: в 2015 г. заключено секторальное партнерство с Норвегией, в 2016 г. Швейцарией, в 2017 г. с Турцией. Кроме того, с 2016 г. действует партнерство по развитию с Германией, а с 2019 г. аналогичное партнерство с Чили.
Таким образом, институционализация внешнеэкономических отношений в формате секторальных партнерств/партнеров по развитию в последние годы входит в число приоритетов АСЕАН, что отвечает стратегическим интересам ЕАЭС. На основе Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом АСЕАН, нынешней динамики развития мировых экономических процессов и стратегических планов и интересов обеих сторон следует сформулировать пять основных направлений будущего секторального партнерства с фокусом на бизнес-диалог:
Наращивание взаимного инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества (приоритет несырьевой экспорт ЕАЭС);
Техническое регулирование;
Обмен информацией и проведение консультаций по противодействию неформальным ограничениям со стороны США, ЕС и КНР, торговым войнам и посткризисному восстановлению национальных экономик;
Обмен информацией и проведение консультаций по созданию специальных экономических режимов, в частности, особых экономических зон, привлечению на их территории прямых иностранных инвестиций и экспорту продукции в третьи страны;
Обмен информацией и проведение консультаций по сотрудничеству в сфере высоких технологий, продвижению цифровой повестки, созданию и развитию сети «умных городов».
Безусловно, данные направления не приведут к моментальным экономическим выгодам для ЕАЭС, но создадут основу для более зрелого институционального диалога с АСЕАН, который далее может преобразоваться в ЗСТ. Более того, используя опыт и наиболее успешные практики Ассоциации, в обозримом будущем Союз сможет выстраивать собственные форматы диалоговых партнерств с развивающимися странами, блоками и межправительственными организациями например, Индией, Китаем, Чили, БРИКС и Африканским союзом.
Реализация кооперационных проектов в сфере «жесткой» и «мягкой» инфраструктуры
Наибольшие перспективы в реализации совместных проектов между сторонами в сфере «жесткой инфраструктуры» связаны с совместным освоением Арктики, проектов в сфере гидроэнергетики и нефтедобычи в регионе Большого Меконга); 2) в сфере «мягкой инфраструктуры» (сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий, совместное участие в создании «умных городов» на территории стран-членов ЕАЭС с учетом лучших компетенций участников «десятки», обмен опытом по формированию особых экономических зон (ОЭЗ), привлечению на эти территории ПИИ и созданию высокотехнологичной продукции с последующим экспортом в третьи страны).
Расширение межличностных связей укрепление контактов по линии бизнеса
В данном направлении целесообразно организовать ряд встреч с владельцами компаний из стран АСЕАН с презентацией перспективных проектов на пространстве ЕАЭС. Они могут быть встроены в формат существующих площадок, на которых уже идет совместное обсуждение данной тематики Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), Восточный экономический форум (ВЭФ), а также новых площадок, к участию в которых представители АСЕАН не привлечены или их присутствие крайне ограничено. Речь идет о Дальневосточном инвестиционном конгрессе во Владивостоке, международном деловом форуме «Евразийская неделя». Это именно то направление, где увязка компаний, органов государственной и муниципальной власти выглядит наиболее оптимальной.
Более того, стоит проработать вопрос организации регулярных выездных презентаций деловых кругов стран-членов ЕАЭС и профильных департаментов Комиссии в страны АСЕАН по таким направлениям, как особенности ведения бизнеса на пространстве ЕАЭС (детальная информация по существующим барьерам, специфике технических регламентов и другое).
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.