Почти в каждом регионе есть целый ряд институтов развития. Их число настолько велико, что сейчас ни кто не берётся подсчитать его точно. В целом институт развития синтетическая категория, под которую попадает очень много абсолютно разнородных организаций, акционерных обществ, фондов, государственных корпораций и учреждений. У каждого из них есть мандат сфера деятельности в том числе и экономическая, и политическая, финансирование. Рамки в которых этот институт развития создан и сферы на которые он должен влиять используя имеющиеся в его распоряжении инструменты. Конечно говорить об эффективности всей системы институтов развития нельзя. Продуктивный дискурс может быть только о каждом институте в отдельности.
С другой стороны системный подход к большому количеству разнообразных институтов развития возможен при условии объединения их по блокам. Так количество федеральных институтов развития можно ценить примерно в 46, тридцать из них подробно изучены и разделены на 4 больших блока:
1 региональные институты развития
2 институтов отраслевого блока
3 инновационный блок
4 блок поддержки экспорта
Всем им так или иначе присущи общие проблемы: забюррократизированность, отсутствие координации деятельности в соответствии с запросами и как следствие отсутствие обратной связи. Отсутствие в большинстве институтов единой базы данных заявителей. Неизвестно ни кто сейчас заявился, ни в какой стадии рассмотрения соответствующая заявка, кто одобрен и если нет то почему, в какой стадии развития соответствующий проект.
В идеале, институты развития выстраивались по фазам жизненного цикла бизнеса, от идеи до выхода на мировой рынок в виде большой корпорации, но сейчас между ними нет взаимодействия, которое бы позволило эту «эстафетную палочку» передать.
По мнению представителей «Деловой России» необходимо принять ряд важных решений. Например, закреплять институты за соответствующим органом исполнительной власти или рассматривать их как некий комплекс, подчиняя единой администрации? Для каждой новой задачи создавать новый фонд развития или наращивать функции на уже существующие фонды? И наконец определиться со способом взаимодействия на федеральном и региональном уровне. Выстраивать систему от федерального института развития, вниз через филиалы или изучить то что уже есть «внизу» и настроить взаимодействия?
Для «Корпорации МСП» помимо улучшения качества взаимодействия между институтами развития, важными являются и вопросы автоматизации. В сотрудничестве с налоговой службой они создали реестр малых и средних предпринимателей, это почти 5 миллионов компаний претендующих на поддержку. Производители которые могут обеспечить спрос корпораций и необходимое качество продукта. Работа в этом направлении позволяет четко обозначить получателей поддержки, которая может быть предоставлена институтами развития.
В части взаимодействия определенный успех имеет механизм «Инвестиционного лифта». Агентство стратегических инициатив, Внешэкономбанк, Российский фонд прямых инвестиций и Российский экспортный центр сотрудничают на основании четырех стороннего соглашения о поддержке не сырьевых, ориентированных на экспорт компаний. Совместное рассмотрение проектов с высоким потенциалом позволяет с одной стороны создать условия для его ускоренного рассмотрения, с другой стороны перераспределить риски среди институтов участников данного лифта. При этом отсутствие у «Инвестлифт» единой IT платформы, по мнению спикеров, снижает эффективность механизма. Такая онлайн площадка могла бы включать в себя базу предложений институтов развития, показать ведение проектов на всех стадиях и их комплексную эффективность, позволила бы в полной мере осуществить консалтинговую и информационную поддержку. Конечно, речь идет и об интеллектуальной собственности, и не все готовы открыто представлять информацию о своих проектах. Однако формат IT платформ определенно нужно использовать, для донесения и распространения информации о продуктах и мерах поддержки. Подкрепить мотивацию институтов развития в целом, как для работы с бизнесом, так для усовершенствования каналов взаимодействия может разработка KPI.
Не смотря на все вышесказанное, спикеры в целом придерживаются мнения о том что уже проделана большая работа с институтами развития, но сделать предстоит еще очень много, необходимо увеличивать эффективность и провоцировать синергию поддержки государством бизнеса.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.