Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Кадры – наше все: подготовка и развитие специалистов в сфере правового регулирования цифровой экономики и кибербезопасности

Конгресс-центр, конференц-зал D2
Ключевые выводы
В области права появилось много новшеств, юристы должны гибко реагировать на них

Для того чтобы эффективно решать задачи, на которые нет готовых ответов ни в учебниках, ни в „КонсультантПлюс“, ни где-то там на просторах интернета, нужно действительно обладать фундаментальными знаниями и это необходимо для того, чтобы делать это быстро — Савельев Александр, Академический руководитель образовательной программы «Цифровое право», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Сейчас мы находимся только в стадии создания новых инструментов и новых понятий. Это все еще не уложилось в какое-то русло окончательное, мы употребляем понятия „цифровое право“, „цифровой юрист“ в качестве скорее жаргона, чтобы побыстрее перейти к сути — Ибрагимов Руслан, Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти, ПАО «МТС».

В право пришло очень много интересного, это серьезный вызов праву, который может быть решен только на основе одного: мы должны заставить юристов говорить на одном языке, и этим языком должно быть римское право. Мы должны сегодня модифицировать его, но ни в коем случае не повести все в другую сферу — Сидоренко Элина, Генеральный директор, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей»; директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Рост интереса юристов к цифровизации

Идет автоматизация процессов. Автоматизация процессов как государственных, так и непосредственно процессов, которые происходят внутри компаний — Журавлев Александр, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.

Пока коллеги по всему миру дискутируют о дефиниции „цифровой юрист“, что это такое, кто это такие, кто-то их использует. Мы уже нехватку этих юристов заметили у себя, пока определяли дефиницию — Иноземцев Максим, Главный редактор, Международный научно-практический журнал «Цифровое право»; начальник отдела диссертационных советов, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Проблемы
Неготовность к цифровизации права

Сегодня многие юристы традиционные не готовы даже к элементарному: к признанию отсутствия либо наличия того или иного юридического факта в цифровой сфере, который вынужден менять правоотношения — Сидоренко Элина, Генеральный директор, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей»; директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Пока, как мне кажется, не произошло концептуального осознания того, что есть цифровое содержание права — Зайцев Олег, Декан высшей школы правоведения, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Отсутствие единого подхода к подготовке специалистов в области цифрового права

Мы пока не договорились относительно основных фундаментальных категорий, которые как раз-таки должны сегодня предложить нам юристы. Это либо сохранение старого права, адаптивность его к современным технологиям, и тогда мы можем, условно, обучить традиционных юристов, поломав их в необходимой сфере, в лучшем смысле этого слова, либо мы должны готовить принципиально новую категорию юристов, которые вынуждены и должны будут обслуживать цифровую экономику — Сидоренко Элина, Генеральный директор, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей»; директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

У нас еще нет такого глобального фундаментального подхода. Мы преподаем право, имя которому до сих пор мы не можем подобрать. У нас есть две школы и два разных имени у этой программы: кто-то предлагает информационное право, кто-то — цифровое, кто-то — право цифровых технологий, кто-то — основы цифровой экономики и так далее. Это огромное количество самых различных вариаций курсов — Авакян Елена, Вице-президент, Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.

Решения
Необходимо объединить усилия государства, вузов и бизнеса в подготовке юристов

Государство должно этим заняться. Спросить бизнес, какие нужны сейчас новые компетенции, и подготовить тех специалистов, которые в быстро меняющемся мире будут помогать предпринимателям. <...> Мы объединили всех тех, кто работает в области цифрового права, технологического предпринимательства, те вузы в Сколково и в РАНХиГСе, кто занимается серьезно этой тематикой, и взяли крупные компании IT и предпринимателей, которые сейчас берут большие гранты на импортозамещение, они смогут рассказать, какие кадры им сейчас необходимы. И, естественно, это касается и трека цифровых юристов. <...> Надо на практике посмотреть, какие шаги нужно сейчас сделать. Возможно, стоит с Москвы начать. Давайте пилот этот сделаем в столице, апробируем программы поддержки — Минеева Татьяна, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве.

Важно создать культуру беспрерывного обучения судей, работников прокуратуры и других лиц, которые занимаются правоприменением. Потому что если этого не сделать, то того результата, которого мы ждем от закона... не будет — Журавлев Александр, Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики, Ассоциация юристов России; сооснователь, Moscow Digital School.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС