Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Многосторонние банки развития в постковидный период: старые вызовы и новые возможности

Павильон G, конференц-зал G25 (2-й этаж)
Ключевые выводы
Банки развития — пионеры глобальной международной повестки и развития

Со времени основания Всемирного банка их роль трансформировалась: после восстановления Европы от войны <…> они перешли к выполнению гуманитарных задач и к консультированию правительств в части реформ и борьбы с бедностью. <…> Хотелось бы понять, трансформация их роли, в какую сторону она ведет? — Снисоренко Павел, Директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации .

Мы были одними из первых, кто погрузился в тему ковида. Когда эпидемия только-только разгоралась, она была еще китайской проблемой тогда. <…> Всего за 1 месяц мы выдали 355 млн долларов в Китае. Для нас это был беспрецедентный опыт с учетом того, что мы раньше не занимались проектами в сфере здравоохранения <…> мы были созданы для других проектов. <…> Это показало, насколько гибко и оперативно современный, новый банк развития может реагировать на такие изменения — Лимитовский Константин, Вице-президент Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Роль многосторонних банков в том, что они идут первопроходцами, они координируют действия, и они задают тон, то есть показывают, куда идти, как делать, какой наилучший опыт. И часто это бывают <…> межрегиональные, интеграционные проекты, и в том числе <…> ESG <…>. Роль многосторонних банков развития в том, чтобы поддерживать и направлять усилия в этой связи — Савин Василий, Партнер, руководитель практики по работе с компаниями сектора электроэнергетики и коммунального хозяйства, КПМГ, Россия и СНГ.

Банки развития играют ключевую роль в преодолении коронакризиса

Масштабы реагирования банков развития и национальных многосторонних на ковидные последствия были впечатляющие. <…> С моей точки зрения, реакция банков развития на последствия ковида была более быстрой, и материально она реализовывалась более высокими темпами по сравнению с реакцией даже правительств — Сторчак Сергей, Главный банкир, ВЭБ.РФ.

ВЭБ <…> стал <…> плечом Правительства для того, чтобы поддержать экономику. И в этом смысле все возможные инструменты, которые есть у ВЭБа, они были для этого аккумулированы. Довольно успешно мы прошли с точки зрения наших мер — это была и поддержка системообразующих предприятий, это была поддержка малого и среднего бизнеса. И эти программы реально дали эффект — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ.

В 2020 году банки развития увеличили объем кредитов. <…> Роль центробанков в преодолении кризисов, в стимулировании экономики, в накачке экономики деньгами, в кредитовании реального сектора, она была огромная. Эта массированная инъекция ликвидности, она вытащила экономики. <…> Не было массового банкротства бизнеса — Панкин Дмитрий, Президент, председатель совета директоров, Черноморский банк торговли и развития.

Мы сейчас вступаем в постковидную фазу, страны будут продолжать сталкиваться со вторыми и третьими волнами пандемии. Нам нужно подготовиться к следующим волнам, и нам нужно определить дефицит и недостаток средств, мы должны работать с государствами-членами и с другими МБР, и мы должны извлечь уроки из борьбы с ковидом, мы должны их инкорпорировать в последующие мероприятия — Чжу Сянь, Вице-президент, главный операционный директор, Новый банк развития БРИКС.

Россия тесно сотрудничает с МБР

Доступ к вакцинам — это первый приоритет. Нам нужно мировое обязательство по обеспечению вакцинирования населения. <…> 12 млрд мы мобилизировали на эти цели, Россия также большую сумму внесла, но банки должны продолжать работу, наращивать потенциал для всей цепочки поставок вакцин для разных стран. <…> Льготное финансирование остается важным <…> элементом в странах с низким уровнем доходов и странах, пострадавших от кризисов, войн. <…> Мы были довольны тем, что Россия приняла обязательства возобновить финансирование, предоставить финансирование в рамках „Большой двадцатки” — Селигманн Рено, Директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка.

Российская Федерация не смогла больше активную помощь получить как раз по программам МБР <…> либо вообще не поучаствовали, либо поучаствовали совсем минимально. Это, конечно, жалко, потому что мы крупный и один из ключевых акционеров в международных банках развития, и хотелось бы, конечно, тоже это вэлью на Россию получать — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ.

Проблемы
Есть негативные последствия антикризисных мер поддержки

Наверно, многие уже почувствовали <…> ликвидность, которую центральные банки в систему (внесли. — Прим. ред.). Да, конечно, сначала (она. — Прим. ред.) пошла на помощь. Потом пошла на фондовые рынки. Напомню, рост их скачков индексов где-то в сентябре. Сейчас оттуда, похоже, эти деньги уходят, уходят в сырьевые товары, продовольственные товары. Так что <…> последствия нам всем еще предстоит почувствовать — Сторчак Сергей, Главный банкир, ВЭБ.РФ.

Отсутствие методической базы и практик финансирования ESG-проектов

Огромное внимание сейчас к вопросу и формирования ESG-повестки, и выпуску соответствующих инструментов. <…> Здесь очень прозрачные проблемы, которые банки развития могут помочь решить. Ключевая (проблема. — Прим. ред.) <…> отсутствие понятных и правил игры и ожиданий. <…> Много разных взглядов: что считать „зеленым“, что не считать <…> и как трактовать спорные случаи. <…> Международные банки развития, они могут и обобщить повестку, и создать самые важные примеры и проявления лучших практик, которыми компании могли бы пользоваться для того, чтобы развитие ESG-повестки и финансирование проектов устойчивого развития было более быстрым, более простым и более дешевым — Митрофанов Павел, Управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» .

Инвесторы сталкиваются с проблемами, которые тормозят развитие проектов инфраструктуры

Как только мы идем в новый регион, мы сталкиваемся с тем, что у нас нет профессионального заказчика, который способен разговаривать с нами на одном языке. <…> И это очень серьезная проблема, потому что это тормозит развитие инфраструктуры. Мы помогли создать программу Высшей школы менеджмента Санкт-Петербурга <…> но это только первые шаги. <…> Здесь тоже роль банка развития должна быть очень важная — передача этих знаний, обучение — Панкратов Олег, Генеральный директор, ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

Решения
Использовать особый статус банков развития для продвижения «зеленых» проектов

Не зря мы имеем особый статус, не зря мы выведены из-под регулирования национального. <…> Надо подумать о том, как нам аллоцировать больше капитала в эту отрасль (в „зеленые“ проекты. — Прим. ред.), как-то надо вести дискуссию с рейтинговым агентством, чтобы они как-то меняли свои методологии. Но я призываю нас это делать и брать чуть большие риски именно в контексте этой насущной повестки дня — Иванов Денис, Председатель правления, Международный банк экономического сотрудничества.

Создать методическую базу для продвижения проектов устойчивого развития

Мы видим, что <…> очень важны первые примеры при поддержке банков развития проектов, связанных с кредитами под цели устойчивого развития. <…> И тот формат, в котором это будет сделано, тот набор правил, который будет доступен к публичному анализу, он позволит всему этому рынку развиваться быстрее — Митрофанов Павел, Управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» .

Нам кажется, что „мягкая“ инфраструктура столь же важна, как и „твердая“ <…> Нет у нас пока возможности решать те имеющиеся вызовы и проблемы, которые есть у социальной инфраструктуры. Так вот, это те области, которые позволяют нам учиться у других банков развития, позволяют нам накапливать знания и практики благодаря нашим партнерам. И надеемся, что в течение следующих 5 лет мы более сбалансированно будем решать имеющиеся вопросы и помогать странам в плане обеспечения и реализации их национальных приоритетов — Чжу Сянь, Вице-президент, главный операционный директор, Новый банк развития БРИКС.

Приоритизировать ESG и «зеленые» проекты

Климат — чрезвычайно важный приоритет, мы все говорим о COP26. <…> Климатический переход связан не только с углеродом, выбросами, но и с рабочими местами, экономическими возможностями, возможностями промышленного, индустриального и технологического развития. Это актуально для всех стран — Селигманн Рено, Директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка.

Развитие инфраструктуры — ключевой драйвер для выхода экономики из кризиса и роста. <…> Мы разработали систему оценки качества инфраструктурных проектов, которые начали, отталкиваясь от повестки G20, где были утверждены принципы качественной инфраструктуры. <…> Нам бы очень хотелось, чтобы наша методология оценки (IRIIS. – Прим. ред.) была бы активно использована, международными банками развития в том числе. Не только для российских проектов, но и для продвижения их в политиках банков — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, ВЭБ.РФ.

За прошлый год <…> мы погрузились в тему ESG, „зеленых“ проектов, и сейчас в нашей новой стратегии мы отдельно это выделяем на следующие 5 лет — Ильин Денис , Заместитель председателя правления, Евразийский банк развития.

Кооперация и коллаборация

Все наши усилия вместе могут оказаться недостаточными для того, чтобы компенсировать <…> тот набор проблем, с которыми столкнулись страны. Но если мы будем слать правильные сигналы <…> если мы сможем хорошо синхронизировать фискальную и денежную политику, если мы с вами будем обращать внимание на тех, кто остался за бортом, — вот тогда мы с вами сможем стать действительно локомотивом к прекрасному будущему — Селигманн Рено, Директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка.