Что можно считать искусством или творчеством, можно ли считать продукт, созданный искусственным интеллектом, произведением искусства — дискуссионные вопросы
Мне кажется, самое важное — вызывает ли у нас эмоции то, что мы слушаем, или то, что мы смотрим. Можно создать фильм весь по алгоритмам, и Голливуд пытается. <…> Сейчас я понимаю, что ИИ используется чуть-чуть, чтобы помогать делать графику. <…> Если есть эмоции — то это искусство, если нет эмоций, то это просто штучка — Найшуллер Илья, Режиссер, продюсер, сценарист.
Продукция ИИ от продукции человеческой отличается „мурашками“. <…> Вы получите кайф (от продукта, придуманного искусственным интеллектом. — Прим. ред.), вы получите новые знания, но „мурашки“ к вам не придут. <…> Не потому, что вы (разработчики ИИ. — Прим. ред.) не можете запустить эмоциональный процесс — вы его запустите. <…> Но потому, что кроме внутренних процессов, вы уж меня простите, есть еще внешнее излучение. Я математик, я вам говорю: все нейрофизиологи <…> говорят о том, что не все происходит внутри человека. Что-то приходит извне, от коллективного <…> разума <…> бессознательного <…>. И эти „мурашки“ — это как раз результат вот этой акции биологического существа в свой биологический мир — Ускова Ольга, Основатель, президент, Cognitive Technologies.
Искусство <…> продукт очень элитарный. Когда мы считаем, что мы понимаем, разбираемся в искусстве, мы, на самом деле, не в искусстве разбираемся, а мы знаем о нем какие-то истории. Мы покупаем картину не потому, что мы про нее что-то знаем или поняли про цвета, про ее размер, а потому, что <…> она написана ИИ — это круто, необычно, ново, первый раз, второй, третий раз. Мы поэтому покупаем это. Мы покупаем историю о картине, не саму картину. Картина является приложением к этой истории — Озерков Дмитрий, Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»; директор musicAeterna в России.
Мы все время забываем о таких профессиях, как, например <…> переводчик. Я считаю, что это супертворческая профессия, потому что не всегда можно перевести в лоб. Если переводить пословно, чему научились давно, что-то понятное получается, но это выглядит странно. <…> И в системах машинного перевода <…> то, что делают нейронные сети, мне кажется, вот сейчас — это вполне себе творчество. Потому что сейчас такой этап, когда нейронные сети — а сейчас перевод весь делается нейронными сетями — генерируют из фразы фразу на другом языке с тем же смыслом для читающего на другом языке — Крайнов Александр, Директор по развитию технологий искусственного интеллекта, Яндекс.
Если машина сможет придумывать что-то такое, что не может придумывать человек, — это интересно. <…> Когда не человек все придумал, а машина только сделала, а когда машина начинает генерить какие-то такие ситуации <…> Пока такого нет в искусстве. <…> Это действительно должно быть что-то яркое, эффектное и новое. <…> Интересно то искусство, которое спорит, анализирует и деконструирует саму технологию. То есть это должно быть произведение искусственного интеллекта, которое должно показать, что я сам себя, условно говоря, разоблачил, преодолел — Озерков Дмитрий, Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»; директор musicAeterna в России.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.