Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Art. Creativity. AI
Ключевые выводы
Что можно считать искусством или творчеством, можно ли считать продукт, созданный искусственным интеллектом, произведением искусства — дискуссионные вопросы

Мне кажется, самое важное — вызывает ли у нас эмоции то, что мы слушаем, или то, что мы смотрим. Можно создать фильм весь по алгоритмам, и Голливуд пытается. <…> Сейчас я понимаю, что ИИ используется чуть-чуть, чтобы помогать делать графику. <…> Если есть эмоции — то это искусство, если нет эмоций, то это просто штучка — Найшуллер Илья, Режиссер, продюсер, сценарист.

Продукция ИИ от продукции человеческой отличается „мурашками“. <…> Вы получите кайф (от продукта, придуманного искусственным интеллектом. — Прим. ред.), вы получите новые знания, но „мурашки“ к вам не придут. <…> Не потому, что вы (разработчики ИИ. — Прим. ред.) не можете запустить эмоциональный процесс — вы его запустите. <…> Но потому, что кроме внутренних процессов, вы уж меня простите, есть еще внешнее излучение. Я математик, я вам говорю: все нейрофизиологи <…> говорят о том, что не все происходит внутри человека. Что-то приходит извне, от коллективного <…> разума <…> бессознательного <…>. И эти „мурашки“ — это как раз результат вот этой акции биологического существа в свой биологический мир — Ускова Ольга, Основатель, президент, Cognitive Technologies.

Искусство <…> продукт очень элитарный. Когда мы считаем, что мы понимаем, разбираемся в искусстве, мы, на самом деле, не в искусстве разбираемся, а мы знаем о нем какие-то истории. Мы покупаем картину не потому, что мы про нее что-то знаем или поняли про цвета, про ее размер, а потому, что <…> она написана ИИ — это круто, необычно, ново, первый раз, второй, третий раз. Мы поэтому покупаем это. Мы покупаем историю о картине, не саму картину. Картина является приложением к этой истории — Озерков Дмитрий, Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»; директор musicAeterna в России.

Мы все время забываем о таких профессиях, как, например <…> переводчик. Я считаю, что это супертворческая профессия, потому что не всегда можно перевести в лоб. Если переводить пословно, чему научились давно, что-то понятное получается, но это выглядит странно. <…> И в системах машинного перевода <…> то, что делают нейронные сети, мне кажется, вот сейчас — это вполне себе творчество. Потому что сейчас такой этап, когда нейронные сети — а сейчас перевод весь делается нейронными сетями — генерируют из фразы фразу на другом языке с тем же смыслом для читающего на другом языке — Крайнов Александр, Директор по развитию технологий искусственного интеллекта, Яндекс.

Если машина сможет придумывать что-то такое, что не может придумывать человек, — это интересно. <…> Когда не человек все придумал, а машина только сделала, а когда машина начинает генерить какие-то такие ситуации <…> Пока такого нет в искусстве. <…> Это действительно должно быть что-то яркое, эффектное и новое. <…> Интересно то искусство, которое спорит, анализирует и деконструирует саму технологию. То есть это должно быть произведение искусственного интеллекта, которое должно показать, что я сам себя, условно говоря, разоблачил, преодолел — Озерков Дмитрий, Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»; директор musicAeterna в России.

Сейчас искусственный интеллект — это инструмент для развлечения и решения практических задач

Искусственный интеллект, по большому счету, — это машина, обученная человеком, у которой есть код <…> это некий такой инструмент, человеческий инструмент. И когда мы говорим, что получаем продукт (картина, горшок, неважно что), сделанный с помощью инструмента — Озерков Дмитрий, Заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа; руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»; директор musicAeterna в России.

Из такой практической задачи, которую мы решали, — это задача из маленького изображения сделать большое. Мы сделали это для изображений, потом сделали это для фильмов. Есть такая технология, называется superresolution, она <…> базируется на <…> состязательных сетях. То есть идея довольно простая: мы берем маленькое изображение, нужно из него сделать большое таким образом, чтобы дискриминатор (вторая сеть) <…> не могла отличить, это настоящее большое или сделанное из маленького большое — Крайнов Александр, Директор по развитию технологий искусственного интеллекта, Яндекс.

Конечно, сейчас, в современном мире, что это у тебя за персональный ассистент, если у него нет чувства юмора или способности к искусству. У нас Алиса тоже умеет рисовать. <…> Все-таки это не столько прагматический аспект пока, все-таки, развлекательный — Крайнов Александр, Директор по развитию технологий искусственного интеллекта, Яндекс.

Google <…> пока не ставит себе задачи создавать искусство с помощью AI. Мы используем AI, чтобы по-другому, по-разному это искусство раскрашивать, подсвечивать и давать какие-то выводы людям для того, чтобы они хотели туда погружаться — Соловьева Юлия, Управляющий директор, Google Россия.

Проблемы
Сложно найти «учителей», которые обучат AI «творить»

Компьютер напишет сценарий, но <…> вы понимаете, что хороших сценаристов очень мало. Кто будет обучать искусственный интеллект писать как лучшие сценаристы? У Тарантино даже нет сотового телефона — Найшуллер Илья, Режиссер, продюсер, сценарист.

Нет юридической базы для решения вопросов, связанных с авторскими правами и интеллектуальной собственностью

Что касается интеллектуальной собственности, сейчас этот вопрос четко отрегулирован. Считается, что автором является, конечно, человек либо организация, которой принадлежат интеллектуальные права. Но это же не так в реальности. В реальности одна модель пишет другую модель. А вторая модель пишет третью модель. И очень важны здесь не только наши ощущения или логика, очень важна юридическая позиция. <…> Мы с ними (с коллегами из Роспатента. — Прим. ред.) <…> готовим заявку <…> на интеллектуальный продукт самого искусственного интеллекта. То есть код AI написал другой код AI, и мы подаем патент именно на произведение этого искусственного интеллекта. Это не фильм, не картина — это код, но, тем не менее, это очень важно. И если нам с Роспатентом удастся найти правильную формулу, именно <…> закрепления интеллектуальной собственности, то это может быть буквально прорыв в дальнейшем движении вперед — Ведяхин Александр, Первый заместитель Председателя Правления, Сбербанк.

Решения
Применение состязательных методик для обучения искусственного интеллекта

Я говорил о двух состязательных сетях, они соперничают друг с другом и делают друг друга все лучше и лучше, более эффективными. <…> Можете использовать базовую концепцию двух состязательных сетей не только для того, чтобы создавать изображения и генерировать какие-то стили, похожие на стили других художников. Вы можете использовать это для создания искусственных ученых. <…> В будущем они (состязательные сети. — Прим. ред.) будут еще лучше, потому что у нас будет гораздо больше вычислительная мощность, в миллионы раз. <…> Скорее всего, мы получим огромные системы, сравнимые с тем, что происходит в нашем мозге, которые будут работать как искусственные исследователи, искусственные создатели. И может быть, это превзойдет людей-исследователей и людей-художников и будет создавать удивительные вещи — Шмидхубер Юрген, Главный научный советник, АНО ИИИ (Автономная некоммерческая организация «Институт искусственного интеллекта»).

Генеративные сети — это, конечно, абсолютно прекрасная вещь, и я вообще считаю, что какая бы ни была у тебя архитектура, добавить в конце дискриминатор — это всегда хорошо. Это всегда увеличивает качество. Если у тебя в конце есть некий критик, это всегда полезно — Крайнов Александр, Директор по развитию технологий искусственного интеллекта, Яндекс.

„Мурашки“ <…> это всего лишь постоянный набор обучения сетки и получения подкрепления: да, вот такие подходы дают больше „мурашек“, такие подходы дают меньше „мурашек“. Давайте адресовать те подходы, которые дают больше „мурашек“. <…> Так как у нас уже есть какой-то определенный набор <…> объектов, которые сделал искусственный интеллект, их имеет смысл изучать. И как только мы начинаем их изучать, мы говорим, что что-то будет лучше, что-то мы оцениваем <…> хуже, начинаем <…> развивать лучше, и в итоге мы получаем усовершенствование, улучшение — Ведяхин Александр, Первый заместитель Председателя Правления, Сбербанк.

Важно четко определять цели и задачи, ставить четкое техническое задание

В начале не искусственный интеллект пишет программу искусственного интеллекта. В начале всех этих искусственных интеллектов существует техническое задание. И мы его пишем. И вот что мы там напишем, то дальше по цепочке и будет развиваться. <…> Да, мы порождаем что-то. Очень важно техническое задание. Я на всех площадках говорю: „Ребята, не надо делать универсальный искусственный интеллект, он нам ни к чему. <…> Мы должны решать узкофункциональные задачи“. Если мы запускаем ИИ в музыку как инструментарий, то мы должны понимать, зачем. Запускаем живопись — нужно понимать, зачем. То есть главное — техническое задание, а техническое задание как раз формируют криейторы — Ускова Ольга, Основатель, президент, Cognitive Technologies.