Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Персонализированная медицина: могут ли научные исследования стать успешным бизнес-проектом?

Конференц-зал № 9
Ключевые выводы
Персонализированная медицина — высокотехнологичный вид помощи

С точки зрения практической реализации, персонализированная медицина — это технология оказания медицинской помощи, которая включает в себя расширенные лабораторные, инструментальные исследования, скрининговые программы, в том числе с использованием высокотехнологичных инновационных методик, основанных на расшифровке генома и современных исследованиях в области системной биологии — Пальцев Михаил, Директор, Центр иммунологии и молекулярной медицины, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Генетическое картирование, генетическая паспортизация с помощью развившихся геномных технологий становится рыночным продуктом, на основе которого принимаются решения по отношению к здоровью конкретного человека — Лисица Андрей, Директор, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича»; академик, Российская академия наук.

Рынок персонализированной медицины потенциально привлекателен для инвесторов

Персонализированная медицина является очень привлекательной технологией организации медицинской помощи населению, в которую можно вкладывать деньги и можно зарабатывать деньги. Компании, работающие в области фармацевтического бизнеса, медицинского бизнеса, должны обратить внимание на этот очень быстро формирующийся рынок — Пальцев Михаил, Директор, Центр иммунологии и молекулярной медицины, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Бизнесу интересны те заболевания, которые встречаются часто, — сердечно-сосудистые заболевания, бронхиальная астма, сахарный диабет. Сейчас огромный интерес к орфанным заболеваниям, потому что здесь огромное количество болезней, более 7 тыс., и здесь огромное поле для деятельности бизнеса — Куцев Сергей, Директор, ФГБНУ «Медико-генетический научный центр»; заведующий кафедрой молекулярной и клеточной генетики, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; президент, Ассоциация медицинских генетиков России.

Если говорить о фармакоэкономике, то все уже давно просчитано — выявить пациента на доклинической стадии, в период новорожденности, назначить диетотерапию — большая часть этих заболеваний лечится диетой. И мы избежим инвалидизации или даже гибели. <…> Это будет стимулом для бизнеса — если мы выявляем пациентов, которым можно помочь, то будет развиваться и продукция специализированных продуктов лечебного питания, и тех или иных лекарственных препаратов — Куцев Сергей, Директор, ФГБНУ «Медико-генетический научный центр»; заведующий кафедрой молекулярной и клеточной генетики, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; президент, Ассоциация медицинских генетиков России.

Проблемы
Персонализированная медицина высокозатратна

Плохо, что персонализированная медицина ассоциирована с дорогой медициной — Лисица Андрей, Директор, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича»; академик, Российская академия наук.

Медицинское сообщество решило, что это панацея от всех бед — будем лечить всех, всех вылечим, и медицина будет дешевой. Медицина дешевле не стала, медицина переживает определенный кризис — Пальцев Михаил, Директор, Центр иммунологии и молекулярной медицины, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Дефицит кадров, обладающих научными и бизнес-компетенциями

Самая главная проблема — в интерпретации данных. <…> Сейчас бытует мнение: мы подозреваем какое-то генетическое заболевание, отправляем генетику и ждем от него диагноза — этого не случится. Генетики могут лишь сказать, где есть полиморфизм — Драпкина Оксана, Директор, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Часто у наших исследователей не существует бизнес-концепции, целеполагания коммерческого. <…> И достаточно низкие бывают бизнес-компетенции в самой команде — Полушкина Наталья, Вице-президент, исполнительный директор, Кластер биологических и медицинских технологий, Фонд «Сколково».

Огромная проблема — это отсутствие кадров, которые могли бы адекватно делать связку между научными разработками и бизнесом, которые могут достаточно качественно подготовить проект, провести качественное исследование на том уровне, который позволит не только в России зарегистрировать препарат, но и выходить на зарубежные рынки — Иссерс Сергей, Первый заместитель директора, ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов» ФМБА России.

Сложности привлечения финансирования

Что касается разработки персонализированных подходов к уже применяющимся лекарственным препаратам — эта история не очень для бизнеса интересна, но в этих технологиях очень большой потенциал старых лекарственных препаратов, которые доказали свою эффективность в мультицифровых эндомизированных исследованиях. <…> Такие исследования плохо финансируются — как правило, грантовые программы различных научных фондов, потому что нужно сделать ассоциативные исследования, нужно разработать алгоритм персонализации, валидизировать его, внедрить, сделать систему поддержки принятия решений — очень дорого — Сычев Дмитрий, Проректор по развитию и инновациям, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Научные исследования могут стать бизнес-проектом? Конечно, могут. Но с достоверностью предсказать это и привлечь — достаточно сложный процесс, убедить бизнес вкладывать деньги в такие проекты с непонятным, коротким выходом — Хатьков Игорь, Главный внештатный специалист – онколог, Департамент здравоохранения города Москвы.

Отсутствие нормативно-правовой базы для внедрения инноваций

Нормативно-правовое регулирование тех современных инновационных подходов, которые мы разрабатываем, которые у нас уже во многом готовы, — но мы не можем их внедрить в практику, потому что отсутствует нормативно-правовой документ. Нормативно-правовое регулирование — очень важный момент, чтобы стимулировать и нас, и бизнес — Куцев Сергей, Директор, ФГБНУ «Медико-генетический научный центр»; заведующий кафедрой молекулярной и клеточной генетики, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; президент, Ассоциация медицинских генетиков России.

Нету диалога между бизнесом и наукой. <…> Получается, что у нас есть академический результат и технологический результат. <…> Наука федеральная так заорганизована, что купить реактив — уходит полтора-два месяца. Просто бессмысленно с нами работать. Мы не конкурентны не только в мировой биомедицинской среде, но и внутри страны — Васильев Андрей, Директор, ФГБУН «Институт биологии развития им. Н.К. Кольцова Российской академии наук».

Решения
Повышение доступности персонализированной медицины

Нельзя создавать медицину для элиты. Она все равно будет существовать. Элита найдет тех врачей, те страны, где можно выправить свое состояние или определить свой диагноз. <…> Направленность должна быть на основную массу потенциальных пациентов — Кудлай Дмитрий, Генеральный директор, АО «Генериум».

Создание системы государственной поддержки для инвестиций в новые технологии и препараты

На сегодняшний день создание сети ПЭТ-центров для ранней диагностики онкологических заболеваний — вполне реальная вещь при создании со стороны государства соответствующих условий. <…> Если будут условия, будет пациентопоток и тариф, то бизнес придет и сам создаст те или иные технологии — Ожгихин Иван, Заместитель генерального директора по развитию систем продаж, маркетинга и сервисной поддержки гражданской продукции, АО «Швабе».

Бизнес должен иметь гарантии. <…> Разрабатывая тот или иной препарат для орфанных заболеваний, они должны быть уверены в том, что этот препарат должен быть закуплен — Куцев Сергей, Директор, ФГБНУ «Медико-генетический научный центр»; заведующий кафедрой молекулярной и клеточной генетики, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; президент, Ассоциация медицинских генетиков России.

Риск-шеринг, который сейчас начинает развиваться, может быть одним из вариантов решения проблемы, когда гарантия компании есть, что лекарство будет действовать. Если оно не действует, соответственно, государство за это не платит — Палеев Филипп, Заместитель генерального директора по научно-аналитической работе, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС