Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Креативный Дальний Восток: стратегия для творческого многообразия территории

Корпус D, уровень 6, конференц-зал № 19
Ключевые выводы
У Дальнего Востока есть потенциал и предпосылки стать основной площадкой для тиражирования лучших практик креативных индустрий

Есть ряд предпосылок в части развития креативной экономики на Дальнем Востоке в таких ключах, которые позволяют нам опираться на них. Это в первую очередь сообщество, команды, которые сформировались в регионах, и регионы сами определяют свои точки роста. И во-вторых, это богатый культурный код Дальнего Востока, из которого легко доставать смыслы, связанные с большим количеством креативной экономики. В-третьих, это наши территориальные особенности, здесь играют в нашу пользу экспортный потенциал и возможности продавать продукты креативной экономики на огромной азиатско-тихоокеанский рынок. И здесь практически нет барьеров для экспорта. И четвертая предпосылка – Дальний Восток традиционно – это территория экспериментов, нам здесь всегда позволено делать чуть больше, чем в других территориях. И результаты, которые проявляются на Дальнем Востоке, дальше тиражируются по всей стране — Эльвира Нургалиева, Первый заместитель генерального директора по социальному развитию, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

И на сайте Фонда президентских грантов, и на сайте Президентского фонда культурных инициатив лежит уже огромная база идей для перекрестного опыления. Это лучшие практики, которые отобраны, профинансированы государством, можно сходить – все лежит в открытом доступе. Можно смотреть соседние регионы, смотреть дальние регионы, смотреть идеи реализованные и соответственно, если это подходит для региона, их тиражировать — Роман Карманов, Генеральный директор, Президентский фонд культурных инициатив.

Если смотреть на Россию, то, как она устроена сегодня с точки зрения креативных индустрий, то это лоскутное одеяло, и оно так сложилось, потому что инициатива снизу и различные инициативы на региональном уровне они шли быстрее федеральных активностей. И это в том числе Якутия, прекрасно показал себя, Ульяновск, Калининград, еще есть ряд регионов. И все они так или иначе вырабатывали свои собственные подходы, интересные с разных позиций, се изучали международный опыт. В результате то, что приживалось на земле у каждого региона, оно каким-то образом выкристаллизовывалась в собственный подход, <…> и на сегодняшний момент, на мой взгляд, Россия в этом смысле представляет такую огромную карту разного опыта разных подходов и разных уже достижений. Это прекрасно, с моей точки зрения, потому что сейчас уже этап, когда регионы могут друг друга опылять, и они это делают не в последнюю очередь с нашим участием — Игорь Намаконов, Генеральный директор, Федерация креативных индустрий.

Проблемы
Предпринимательство в креативной индустрии сталкивается с рядом ограничений

Новость хорошая в том, что достаточно много всего сделано на региональном уровне и на федеральном в том числе, и количество людей, занятых в креативном секторе, растет по всему миру, и Россия здесь совершенно точно не исключение. И есть соответственно плохая новость, что мы до сих пор говорим немного на разных языках, когда подразумеваем что такое креативная индустрия, что такое креативная экономика, какие ведомства должны быть задействованы для развития потенциала креативных индустрий. <…> Мы провели большую аналитику бизнеса и поняли, какие существуют проблемы в секторе. Они мало чем отличаются от тех, с чем сталкивается бизнес и в не в креативной сфере. Это все, что касается мер поддержки, налогообложения. <…> Постоянно в предприниматели сталкивались с проблемой отсутствия возможности получения кредитных средств, это была главная такая точка отправления развития креативного сектора. <…> Достаточно много инструментов создано на федеральном уровне, но, к сожалению, есть серьезные вопросы с межведомственным взаимодействием, особенно когда касается анализа, стратегии и плана по реализации креативных индустрий — Анна Афанасьева, Заместитель директора по проектной деятельности, ФГБУ «Роскультцентр».

Скажу очень кратко об исследованиях. <…> Конечно, растет креативный сектор во всех регионах Дальнего Востока, вместе с тем мы все понимаем, что они развиваются крайне неравномерно: мы видим регионы-лидеры, проекты-лидеры и в то же время видим территории, которые не втянуты в креативную экономику — Татьяна Абанкина, Директор, Центр креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Решения
Необходимо развитие образовательных программ и обучение креативным профессиям молодежи

Что конкретно можно делать и что может в перспективе подстегнуть развитие креативных индустрий, в том числе здесь на Дальнем Востоке? В общественной [необходимо] выстроить это воспитание человека креативной экономики, то есть «создание» такого человека на местах. <…> Есть огромное количество людей, организаций активных, которые готовы сделать что-то на своей территории для того, чтобы действительно была достойная социальная среда, была достойная культурная среда, в том числе и инфраструктура. Есть большое количество проектов, где молодежь делает для молодежи. <…> Создав такого человек, его необходимо, конечно, удержать. И привлекать новых людей. Вот это самое сложное, честно говоря. <…> Говоря про развитие и воспитание креативного человека или человека креативной экономики, мы должны говорить не только про создание контента или создание идеи и скиллах, которые для этого необходимы, мы должны прививать культуру защиты интеллектуальной собственности и монетизации нематериальных активов, потому что именно это является мостом между творчеством и экономикой — Иннокентий Дементьев, Заместитель генерального директора, Фонд президентских грантов.

В образовательном треке – наверно, рано говорить о ключевых прорывах - но есть два серьезных направления, в которых мы продвигаемся. Это межвузовские кампусы – пять городов Дальнего Востока сформулировали свою амбицию, подали конкурсные проекты в Министерство образования и науки, и я надеюсь, что вот в октябре будут первые результаты, и часть получат поддержку и создадут новую образовательной инфраструктуру, которая тоже является серьезной предпосылкой для развития креативных экономик. Второе по образованию — это уже принятое решение, на прошлой неделе подписано постановление правительства об отдельной программе развития высшего образования на Дальнем Востоке. Это конкурс, в котором участвуют все вузы Дальнего Востока независимо от численности и направления, в том числе наши культурные вузы, осмысливают свои стратегии развития, конкурируют смыслами и получают федеральную поддержку, реализуют в том числе проекты и в креативных экономиках — Эльвира Нургалиева, Первый заместитель генерального директора по социальному развитию, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

[Растет] доля как раз людей с не творческими компетенциями, но тем не менее работающих в креативном секторе. Мы видим, что несмотря на пандемию и санкции, доля занятых людей с креативными компетенциями возрастают. У нас даже получилось, что она растет опережающими темпами именно в не креативных секторах. То есть сегодня спрос на людей с креативными компетенциями в промышленности, на транспорте, в строительстве возрастает. И поэтому очень важно, чтобы заработали образовательные программы, и чтобы они действительно обеспечивали этот спрос на людей с креативными компетенциями — Татьяна Абанкина, Директор, Центр креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Именно Клуб веселых и находчивых как молодежная организация, как наш отечественный интеллектуальный продукт может стать кадровым фундаментом для развития креативных индустрий как на Дальнем Востоке, так и в целом в России. <…> Хочу поговорить про КВН как социальный лифт в контексте профессиональной подготовки. <…> Внутри КВН, по сути, является первым проектом в жизни креативного менеджера, и директора, руководители, продюсеры региональных команд делают неплохую карьеру. <…> Мы предлагаем развивать КВН на Дальнем Востоке, создав здесь центр притяжения, проектный офис Дальневосточной лиги и уйти от филиальной сети в сторону своего КВН. <…> Мы совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока хотим в следующем году запустить дальневосточную телевизионную лигу КВН, чтобы здесь команды могли реализовывать свой творческий потенциал, свои амбиции — Артур Туманян, Продюсер проектов, Клуб веселых и находчивых.