Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Восточный вектор развития нефтехимии: проекты, меры поддержки, драйверы развития

Корпус В, уровень 6, Конференц-зал № 6
Ключевые выводы
Дальний Восток имеет большой потенциал в сфере нефтехимии благодаря близости к рынкам АТР и наличию сырья

Сейчас нефтегазохимия набирает положительную динамику как в мире, так и в России <…> У нас это направление растет быстрее, чем ВВП. Большое значение для развития нефтехимии на Дальнем Востоке играет близость к рынку АТР <…> В этом регионе сосредоточены лидеры индустрии — Набатчикова Анастасия, Руководитель направления нефтегахохимии, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта».

В нашей стране <…> перспективы для роста есть. При этом Дальний Восток имеет очевидное преимущество в связи с близостью к быстрорастущему рынку Азии — Белякова Марина, Партнер, компания EY.

Поддержка государства в развитии нефтехимии очень важна

Окупаемость проектов — 10+ лет. За счет того гигантского CAPEX-а (капитальных расходов — Ред.), который необходимо вложить, нам нужна и высокая маржа <…> Для того, чтобы эти деньги освоить, должна быть уверенность в сохранении фискального режима продолжительный срок. Нужна адекватная стоимость финансирования, а при отсутствии дешевых денег необходимо создавать инвестору преференции <…> Здесь у нас вступает фискальная политика государства в игру. Метания из стороны в сторону оказывают наиболее разрушительный эффект на инвестклимат — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Когда начинаешь говорить о том, что проект находится в ТОРе (территория опережающего развития, — Ред.), все минусы перекрываются — Набатчикова Анастасия, Руководитель направления нефтегахохимии, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта».

Проблемы
Усиление международной конкуренции

Спрос на нефтехимию растет от 5 до 7 процентов в год, и в обозримом будущем он будет продолжать расти схожими темпами. Но это видим не только мы, это видят все, и поэтому тот объем производственных мощностей, который вводится в мире, приведет к снижению маржинальности в обозримом будущем — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Достаточно серьезные мощности возводятся в США, на Ближнем Востоке, где стоимость сырья невысока — Белякова Марина, Партнер, компания EY.

Необходимость технического перевооружения отрасли

Требования и нормы, которые сегодня введены правительством с точки зрения ужесточения, являются одной из мотиваций <…> Предприятия нефтехимии должны производить техническое перевооружение, сокращать выбросы <…> Без нефтехимии невозможно проводить улучшение экологии в регионах, потому как в городах-миллионниках основной загрязнитель воздуха — это автомобильный транспорт и средства, связанные с обслуживанием <…> У нас появляется возможность перейти на продукты, которые <…> решают эти вопросы — Сутягинский Михаил, Председатель совета директоров, АО «Группа компаний «Титан».

Для развития на Дальнем Востоке нашей отрасли нужны опережающие проекты в газо- и нефтепереработке — Конов Дмитрий, Председатель правления, ПАО «СИБУР Холдинг».

Нестабильность российского законодательства

Если мы будем в середине срока окупаемости проекта или срока жизни проекта менять правила игры, то это влияет не только непосредственно на того инвестора, который “попал под раздачу”, а это влияет на всех инвесторов. Хуже, чем изменение правил игры посреди дистанции, быть ничего не может — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

СПИК 2.0 (закон о специальных инвестиционных контрактах, — Ред.) означает, что был СПИК 1.0. Получается, что законодательная система далека от стабильной — Белякова Марина, Партнер, компания EY.

Решения
Введение новых механизмов господдержки

Я бы хотел обратить внимание потенциальных и существующих инвесторов на два важных механизма, которые сейчас у нас реализовываются. Первый — это корпоративные программы по поддержке конкурентоспособности, 195-е постановление правительства, это возможность доступа к льготным кредитным средствам с субсидированием процентной ставки для тех компаний, которые готовы производить технологичную конкурентоспособную, в том числе, экспортоориентированную продукцию. Этот механизм уже заработал, и сейчас пошел первый отбор проектов. Второй механизм — СПИК-2.0. Все решения по нему приняты. Напомню: главное требование — либо трансферт, либо создание новой технологии, либо выпуск высокотехнологичной продукции. В этом случае можно претендовать на те меры, которые там заложены, — возможность обнуления налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога. При этом (этот специнвестконтракт — Ред.), в отличие от СПИК 1.0, должен быть согласован и подписан четырьмя сторонами: это министерство, регион, муниципалитет, инвестор — Евтухов Виктор, Статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

В конце прошлой сессии осенней мы приняли закон, который обнулил налог на движимое имущество, и мы надеемся, что производство будет более активно развиваться. В конце весенней сессии мы приняли федеральный закон о промышленной политике Российской Федерации в части регулирования специальных инвестиционных контрактов, стимулирующий развитие отрасли — Кутепов Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике .

Уже в течение последнего года активно обсуждается закон о защите инвестиций и капиталовложений (СЗПК). Смысл его предельно прост: вся регуляторная среда вокруг инвестиций в зависимости от объема инвестиций фиксируется на срок до 20 лет. Это неизменность налогов, экспортных и импортных пошлин, в ряде случаев — тарифов — Березкин Григорий, Председатель совета директоров, Группа компаний ЕСН.

Долгосрочное государственное планирование

Задача государства и тех органов, которые создают условия для развития бизнеса, — это долгосрочное планирование, на период 25 и более лет, для того, чтобы все участники бизнеса чувствовали, что у нас есть уверенность, есть устойчивость — Молодцов Кирилл, Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации .

Сегодня принята стратегия развития отрасли до 2030 года, задачей которой является в два раза нарастить объем переработки. Мы ведем плотную работу с Минвостокразвития и с Корпорацией развития Дальнего Востока по развитию нефтегазохимических кластеров, потому что в регионе сосредоточены крупные игроки, которые поднимут переработку на новый уровень — Набатчикова Анастасия, Руководитель направления нефтегахохимии, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС