Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Нефтегазопереработка: создаем новый отраслевой кластер

Корпус А, уровень 3, Конференц-зал № 19
Ключевые выводы
Близость к быстрорастущему рынку АТР — преимущество для нефтегазохимического кластера на Дальнем Востоке

Дальневосточный кластер для нас очень интересен — это для нас новый регион, регион существенно ближе к основным центрам спроса и развития спроса нефтехимической продукции. И, прежде всего, к крупнейшему рынку — Китаю. Мы, однако, считаем, что та сырьевая база, которая существует и развивается в регионе, даст однозначно достаточное динамичное развитие нефтехимическим, газо-химическим производствам на Дальнем Востоке. <…> Доступ географический к быстрорастущим рынкам, конечно же, дорого стоит, поэтому наша стратегия не может не быть ориентированной на участие в развитии Дальневосточного кластера. <…> Подтверждение тому — это проект Амурского газо-химического комплекса. Мы сейчас прорабатываем инвестиционные решения, которые надеемся принять в следующем году. <…> Ожидаем, что этот комплекс войдет в строй на рубеже 2024 года — Комышан Сергей, Член правления, ООО «СИБУР».

Что касается вообще потенциала развития нефтехимии, в том числе и ориентированной на Воcток, то очевидно, что все предпосылки у нас для этого есть. Во-первых, это сырьевая база — конечно, значительные объемы запасов и жирного газа, и ПНГ, которые могут в принципе быть конвертированы в СУГи, в этан и нафту — Выгон Григорий, Управляющий директор, VYGON Consulting.

Китай, Индия и вообще Азиатско-Тихоокеанский регион — это будущее энергопотребления, будущее спроса. Потому что нефтехимия в первую очередь активно развивается при росте среднего класса в таких странах, где на это есть спрос, где в следующие 20 лет есть перспектива более чем утроения людей, относящихся к среднему классу, и, соответственно, их потребления нефтехимической продукции — Сорокин Павел, Руководитель дирекции «Аналитический центр ТЭК», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.

Проблемы
Ужесточение конкуренции в АТР

Нужно искать свои дополнительные ниши, нужно соответственно конкурировать за более выгодные места. И нефтехимия как раз является таким сегментом. Более того, у нас в стране в целом <…> очень большое количество сырья для базовой переработки. Мы производим нафты достаточно много, мы сейчас экспортируем более 20 млн тонн нафты. Это может стать очень хорошим сырьем для пиролиза, <…> также и производство СУГов, которые сейчас используются населением либо экспортируются, — примерно 4 млн в нефтехимии используется — Сорокин Павел, Руководитель дирекции «Аналитический центр ТЭК», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.

Инфраструктурные ограничения

Вопросы стимулирования инфраструктуры не до конца решены. Во многих странах, которые являются крупными производителями нефтехимической продукции, государство софинансирует строительство инфраструктуры, регулирует ценообразование и, в общем, устанавливает ряд стимулов для развития нефтехимии. <…> Возникает вопрос, каким образом стимулировать нефтехимию на легком сырье, на этане или на СУГах — Выгон Григорий, Управляющий директор, VYGON Consulting.

Решения
Развитие производства продукции высокого передела

Мы все хорошо понимаем, что за нефтехимией в целом будущее. И не только с точки зрения спроса, который на углеводороды есть, и на нефть, а также с точки зрения создания добавленной стоимости. <…> Развитие технологий в добыче, а также дешевое финансирование, доступность его. Они, скорее всего, приведут к сильно ужесточающейся конкуренции именно на рынке базового сырья, то есть нефти. <…> Это означает, что та ресурсная рента, которую мы сейчас получаем с этого и которая идет на налоги и, соответственно, допинвестиции, будет уменьшаться во всем мире. <…> Это значит, что для того, чтобы сохранять маржу или хотя бы, по крайней мере, не позволять ей падать, быстрыми темпами необходимо будет создавать добавленную стоимость, вкладывать именно в более глубокие переделы — Сорокин Павел, Руководитель дирекции «Аналитический центр ТЭК», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.

Развитие инфраструктуры, сокращение затрат бизнеса на логистику

У нас есть определенная проблема с логистикой. <…> Это означает, что нужна кооперация между государствами, инфраструктурными компаниями и нефтехимиками для того, чтобы как-то это логистическое плечо нивелировать. Потому что, естественно, мы все на мировом рынке конкурируем, а сырье имеет определенную рыночную стоимость. Поэтому конкурировать можно за счет других каких-то факторов. И вот логистика, сокращение этого плеча или субсидирование этой разницы является одним из факторов, над которым мы сейчас работаем, — может быть, либо в виде налоговых субсидий, либо в виде отрицательных акцизов, которые будут начисляться на СУГи, на этан, например, как на нафту уже начисляются — Сорокин Павел, Руководитель дирекции «Аналитический центр ТЭК», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.

У нас в планах создать логистический хаб недалеко от одного из дальневосточных портов. <…> Мы считаем, что объединять потоки полимеров и переработку полимеров — это правильно. Это именно та точка, где переработчика могут ждать максимально эффективные конкурентоспособные цены на полимеры, которые, еще раз повторюсь, вкупе с льготами, которые существуют на Дальнем Востоке, позволят создать хорошую конкурентоспособную себестоимость — Комышан Сергей, Член правления, ООО «СИБУР».

Господдержка отрасли путем создания стимулов и предоставления субсидий и гарантий

Цепочка добычи нефти получила значительную поддержку от государства — и вот по 2017 году 70 тонн практически было экспортировано в восточном направлении. Будет увеличиваться мощность — будет и больше 80-ти. <…> По переработке имеется ряд стимулов и таможенная субсидия, которая в общем-то сохранится и при завершении налогового маневра. <…> Также будут введены компенсирующие коэффициенты по логистическому отставанию, которые улучшат экономику заводов. Будут продолжаться процессы модернизации, устанавливается льготный железнодорожный тариф на нафту. В общем, в переработке существовали и будут существовать ряд стимулов, которые определенный объем экспорта нефтепродуктов обеспечат в том числе и в Азиатском направлении — Выгон Григорий, Управляющий директор, VYGON Consulting.

Важно дать экономику проектам для того, чтобы инвестиции окупались и, как минимум, приносили определенную доходность, а также важно дать гарантию <…> инвестору стабильности налоговой. Мы все знаем, что серьезный фактор, который мешает долгосрочным инвестициям у нас в стране, — это как бы постоянные изменения налогового законодательства. Поэтому 10-15 лет гарантии должны быть либо в международном праве, либо, соответственно, в виде другого гарантированного инструмента. Это также является очень важным стимулирующем механизмом. <…> Поэтому мы, естественно, будем смотреть комбинацию факторов. Просто обратный акциз — это из них наиболее простой и наиболее прямой <…> для того, чтобы выровнять экономику или хотя бы приблизить условия по разному типу сырья — Выгон Григорий, Управляющий директор, VYGON Consulting.

Финансировать долгосрочные проекты в России сейчас достаточно тяжело. И это то, на что государство, по идее, тоже должно обращать внимание. Следует либо компенсировать разницу в ставке, чтобы мы могли быть конкурентоспособными, либо создавать условия, чтобы мы могли привлечь или просубсидировать эту разницу — Сорокин Павел, Руководитель дирекции «Аналитический центр ТЭК», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики Российской Федерации.

Привлечение инвестиций из заинтересованных стран АТР

Если посмотреть на следующий этап возможного развития Дальнего Востока, то можно говорить о так называемых трансграничных районах — Дальний Восток, север и северо-восток Китая, где по сути те же самые проблемы, но они взаимно дополняют друг друга. Ресурсная база в нашей стране и существующие производства, которые, в том числе, будут перепрофилированы в связи с политикой Голубого неба в Китае, делают возможным создание специальных компаний с использованием, соответственно, плюсов с обеих сторон. <…> Помимо соглашений о трансграничных кооперациях, которые уже подписываются, такие совместные предприятия при государственной поддержке тоже могут иметь дополнительный и ускоренный доступ к деньгам. <…> Пять проектов в год за десять лет — это 50 проектов и это десятки и десятки миллиардов долларов живых денег. Не западных, а азиатских, которые нам всем очень нужны — Красновский Борис, Генеральный директор, ООО "ЕСН".

Рост любой ценой перестает уже быть востребованным, они переходят к более качественному росту внутри Китая. Это, конечно, открывает новые для нас возможности за счет более правильного баланса производства продуктов нефтехимии внутри Китая — Сабитов Николай, Генеральный директор, Национальная Химическая Группа (НХГ).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС