Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Статья
19.09.2024

Ты можешь владеть всем, если это не владеет тобой

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2024: Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие.

Следуя широко известному тезису «бытие определяет сознание», государственные деятели на протяжении многих лет считали экономику центром, формирующим не только хозяйственные, но и общественные отношения, что привело на фоне искажения базовых принципов капитализма к прославлению наиболее низменных черт человеческой натуры — жадности и тщеславия. Бизнес, построенный на таких принципах, не только не способен принести пользу государству, но и создаёт условия для потери суверенитета страны и нравственных ориентиров в обществе.
Вновь актуальной становится дилемма о балансе между справедливостью и эффективностью экономических процессов, а также сочетание коммерческой деятельности с нравственным (религиозным) началом, над которой в свое время рассуждали Платон, Аристотель, Фома Аквинский и многие другие выдающиеся умы человечества. Как ответ на этот сложный философский вопрос в разных частях света возникают варианты гармонизации религиозных и экономических отношений. К наиболее ярким примерам можно отнести исламский банкинг, обсуждение которого проходило в рамках Петербургского эконмического форума [1] в 2023 году. Назревал вопрос возможности определения роли православия в экономической деятельности, на который попробовали дать ответ на сессии «Эффективность и справедливость: христианский взгляд на социально-экономическое развитие» представители российского бизнеса, науки и религиозных организаций. Толчок беседе задало интервью [2] святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла журналу форума. 

Определение проблемного поля

Глобальную экономическую систему принято считать капиталистической, однако от тех характеристик, которые в это понятие закладывали такие классики, как Адам Смит и Карл Маркс, уже мало что осталось. Переход к экономике потребления, необходимый для удержания темпов экономического роста, привел к полному истреблению нравственных и моральных норм в рамках коммерческой деятельности. Основным стимулом развития является не рост производств и даже не расширение предпринимательской активности, а агрессивный маркетинг и спекуляции в финансовой сфере. Большинство крупных компаний на фондовом рынке настолько размыли доли первоначальных собственников, что не представляется возможным определить, имеет ли организация «хозяина», а оперативным управлением занимается наемный персонал, целью которого скорее является собственное благополучие и получение прибыли в краткосрочном периоде. Наемные менеджеры не привязаны к руководимым ими бизнес-структурам и, следовательно, в долгосрочной перспективе в случае изменения экономических показателей компаний в худшую сторону могут без обременений сменить работу в одной компании на другую. Основным мерилом успешности стали не компетентность и профессионализм, а количество денег и медийность, что не только придает образу предпринимателя демонический окрас, но и развращает общество, стирая нормы морали и нравственности ради удовольствия и поиска легкой наживы.

Поиск решения в прошлом 

Обратимся к трудам Аристотеля, размышляющего над актуальным для нас сегодня вопросом жажды обогащения и потребностью развития экономики: 

«Итак, один из видов искусства приобретения является по природе своей частью науки о домохозяйстве, и мы должны допустить, что либо он существует сам по себе, либо существование его обеспечивается теми, кто занят накоплением средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины.... Существует другой род искусства приобретения, который обыкновенно называют, и с полным правом, искусством наживать состояние; с этим искусством и связано представление, будто богатство и нажива не имеют никакого предела. Многие полагают, что это искусство вследствие его близкого соседства с искусством приобретения тождественно с последним; на самом деле оно не тождественно с названным, но не является и далеким от него: одно из них существует по природе, другое — не по природе, но больше за счет известной опытности и технического приспособления....Такого рода меновая торговля не против природы, но не является разновидностью искусства наживать состояние, ведь ее назначение — восполнять то, чего недостает для согласной с природой самодовлеющей жизни. Однако из указанной меновой торговли развилось все-таки вполне логически и искусство наживать состояние...такого рода богатство может не иметь смысла, и человек, обладающий им в преизобилии, может умереть голодной смертью, подобно легендарному Мидасу, у которого вследствие ненасытности его желаний все предлагавшиеся ему яства превращались в золото... [3]

Философ разделяет, говоря современным экономическим языком, реальный сектор экономики и финансовые спекуляции, отдавая предпочтение первому как естественной потребности для развития сильного и суверенного государства. Фактически и Аристотель, и более поздние его последователи сходились во мнении, что сохранение гармоничных нравственных экономических отношений возможно только при сопряжении труда, затраченного на производство продукта с получением прибыли от его реализации. 

Конечно, возможности возвращения в докапиталистический мир не просматриваются, и такое развитие событий вряд ли можно будет считать положительным, но некоторые принципы, на которых строилась экономическая деятельность в прошлом, могут помочь перестроить современную экономическую модель, сделав ее более справедливой.

Православные ценности в экономике 

Неизбежное изменение экономической модели, вызванное как внешними обстоятельствами, так и внутренней мотивацией российской власти, дает возможность перенастройки ее основных принципов с учетом моральных и нравственных основ, присущих православному духу. От догмата персонального обогащения и поиска наживы, следует переходить к формату служения, которое может выражаться в ответственном отношении к своему труду и производимому продукту в равной степени для врача, оказывающего медицинскую помощь, и предпринимателя, реализующего бытовые товары и услуги. Это сделает практически невозможным существование рантье и вернет отождествление предпринимателя со своим делом, характерное для европейской экономики XVIII–XIX веков, наделяя его не только правами владения, но и ответственностью за производимые товары и услуги. Основные усилия государства следует сконцентрировать не на повышении потребительского спроса, а на росте инвестиционной активности населения, вовлекая граждан в инновационную и творческую деятельность. При этом потребуется снизить роль маркетинговых и рекламных факторов, которые не столько связаны с креативностью, сколько с возможностями организации выделять значительный бюджет на данные мероприятия, а следовательно, создавать неравные условия для крупного и малого бизнеса. Основами новой экономической модели могут стать принципы Экономики предложения, сформулированные Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на пленарном заседании ПМЭФ 2023 [4].

Деловая репутация как основа образа предпринимателя

Православная вера всегда отличалась особой ролью личного примера, что накладывает на руководителей предприятий большую ответственность, требуя соотносить свои финансовые возможности с нравственным и добродетельным образом жизни. Важным элементом ведения бизнеса и выстраивания корпоративной культуры становится внутренняя мотивация руководителей. Она может быть направлена на рост справедливости в коллективе, не исключающий производительность и эффективность, но ставящий их на подчиненное место, понимая важность социальных факторов в развитии и воспроизводстве человеческого капитала компании. Переход к нравственным установкам в корпоративной культуре не может быть директивным и требует последовательных и плавных внедрений новшеств с дополнительным стимулированием как материальным в виде премий и льгот, так и нематериальным, связанным с присуждением почетных званий, ростом авторитета и пр.

Хорошим ориентиром для бизнес-сообщества могут быть предприниматели конца XIX — начала XX века, вкладывающие значительные средства в благотворительные и меценатские проекты. Их имена навсегда останутся в истории страны, а некоторые из них даже причислены к лику святых. Сегодня часть бизнесменов, обладающих значительными средствами, также инвестирует в развитие страны. За счет средств меценатов строятся спортивные и образовательные учреждения, создаются общественные пространства, поддерживается талантливая молодежь. Популяризация подобной деятельности не только на уровне крупного бизнеса может стать переломным толчком к трансформации в общественном создании образа богатого человека как благородного и справедливого, ведь как сказал Павел Селезнев, Декан факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет): «Богатство и Бог — слова однокоренные».

Ориентиром для православного предпринимателя поделился Сергей Иванов, Исполнительный директор, член совета директоров, АО «Управляющая компания ЭФКО», заключающимся в двух цитатах из священного писания:

  • «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» — старайтесь сделать свой бизнес полезным для других, прежде всего своих сотрудников и для клиентов, и всё прочее (выручка прибыль и др.) обязательно приложится вам.
  • «Царствие Божие внутрь вас есть» — прежде чем делать что-то полезное для других, подумай, что ты можешь сделать для собственного созидания.

Социальная ответственность бизнеса

Западные компании в поисках баланса между социальной ответственностью и стремлением к максимизации прибыли разработали стратегию ESG, призванную учитывать разносторонние факторы при принятии управленческих решений. С одной стороны, данная концепция позволяет гармонизировать запросы государства и общества к представителям бизнес-среды, с другой — прописанные в рамках ESG нормы и правила зачастую играют на руку крупным транснациональным компаниям, создавая дополнительные барьеры входа на мировые рынки новых игроков.

Российской экономике следует сформировать собственные принципы ответственного ведения бизнеса, в основу которых можно положить опыт отдельных российских компаний, уже сегодня стремящихся работать с учетом своей социальной миссии в обществе. К таким организациям можно отнести группу компаний ЭФКО [5], на сессии Исполнительный директор, член совета директоров, АО «Управляющая компания ЭФКО» Сергей Иванов поделился несколькими принципами работы, из которых можно выделить два: для вхождения в число акционеров нужны не деньги, а компетенции, без которых невозможно деятельное участие в руководстве компанией, такой подход позволяет воспроизводить акционеров и делать бизнес династийным; отсутствие в одних руках контрольного пакета акций, формирование управления по принципу вече.

Список источников

1. Станет ли исламский банкинг эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию? // https://roscongress.org/sessions/spief-2023-stanet-li-islamskiy-banking-effektivnym-instrumentom-pri..., 16.06.2023
2. Патриарх Кирилл: «Чем больше христианского начала в экономике, тем более справедливо общество» // https://roscongress.org/materials/patriarkh-kirill-chem-bolshe-khristianskogo-nachala-v-ekonomike-te..., 03.06.2024
3. Аристотель Политика [пер. с древнегреческого С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова]. — Москва : АСТ : Астрель, 2012, стр. 30-34
4. Экономика предложения: условия и факторы // https://roscongress.org/materials/ekonomika-predlozheniya-usloviya-i-faktory/, 04.06.2024
5. Официальный сайт Группа компаний «ЭФКО» // efko.ru, 24.06.2024

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Аналитика на тему