Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Восточная коллегия».
Изучение содержания деловой программы ПМЭФ-2023 позволяет сделать выводы относительно вызовов, стоящих сегодня перед системой образования в Российской Федерации и актуальных направлениях научного поиска. В этой связи очевидно, что количество сессий, посвященных на Форуме взаимодействию России со странами Востока, свидетельствует о роли востоковедения в современной научно-образовательной парадигме.
Вопрос совершенствования подготовки кадров в области востоковедения стал одним из основных предметов для дискуссии и в ходе сессии «Восточная коллегия». Нужно ли менять критерии подготовки востоковедов в связи с современными вызовами или важнее делать акцент на сохранении лучших традиций отечественной школы? Данный вопрос, на наш взгляд, носит скорее риторический характер — эффективна та образовательная программа, которая направлена на формирование у обучающихся навыков и компетенций, отражающих динамику происходящих в социуме преобразований, и учитывающая появившиеся исследовательские инструменты. В этой связи важно выделить несколько основополагающих моментов, связанных с перспективами развития востоковедения.
В основе всех образовательных стандартов, предполагающих комплексное изучение того или иного «восточного» региона, лежит акцент на использовании оригинальных источников. Именно углубленное знание восточного языка во многом отличает востоковеда от представителей близкородственных специальностей. При этом владение языковыми компетенциями предполагает умение анализировать классические оригинальные источники, не ограничиваясь знанием исключительно современных языков, которые наиболее востребованы на практике «здесь и сейчас».
Приведенный выше комментарий актуален и в отношении необходимости сохранения так называемых редких востоковедных направлений. Во-первых, исторический опыт показывает, что востребованность в специалистах по тому или иному региону меняется с течением времени. Так, в восьмидесятых годах прошлого столетия мало кто мог предположить, что программы по китаистике сегодня станут наиболее востребованными в двадцать первом веке. Во-вторых, особенностью востоковедения всегда являлась индивидуализация обучения, которая проявлялась как в методологических подходах, так и в количестве подготавливаемых специалистов по редким специальностям. Очевидно, что такого рода традиция требует своего продолжения, важно избежать исчезновения научных школ и экспертов по редким востоковедным специальностям, равно как сохранить малочисленный состав учебных групп. Маркером востоковедения всегда была элитарность, которая должна быть сохранена наряду с тенденциями массового характера.
Соотношение концептов «массового» / «элитарного» является одним из активно обсуждаемых вопросов в соответствующей сфере. Бытует мнение, что развитие востоковедения должно опираться на ведущие центры, а появление большого количества организаций, осуществляющих подготовку специалистов по популярным востоковедным направлениям, создает определённую угрозу имиджевого характера и препятствует эффективному межкультурному диалогу. Вопрос носит дискуссионный характер, при его обсуждении важно учитывать то, что количество традиционных востоковедных школ в стране не в полной мере может ответить на запросы рынка труда по ряду специальностей. Кроме того, наличие большого количества организаций, занимающихся подготовкой востоковедов, создает конкурентную среду, что всегда способствует развитию.
Понятие «рынка труда» в контексте подготовки востоковедов всегда характеризовалось своей многогранностью. В силу ряда факторов выпускники такого рода программ занимают самые разные должности — от переводчика и политолога до журналиста и педагога. Междисциплинарный характер программ по востоковедению способствует формированию у обучающихся компетенций, предусматривающих гибкую адаптацию полученных навыков возникающим задачам. Вместе тем, возможность потенциально «легкой адаптации» не должна исключать необходимость учета в содержании образовательных программ современных трендов развития рынка труда, связанных как с появлением новых профессий, так и изменением требований к его участникам. Актуальные преобразования преимущественно связаны с цифровизацией социума и непредсказуемостью его развития. Речь идет как о подготовке кадров в IT-индустрии, так и о формировании навыков владения исследовательским инструментарием, который предполагает обработку большого объема данных. В настоящий момент развитию информационных компетенций обучающихся в рамках программ по востоковедению не уделяется должного внимания, что приводит к отсутствию необходимого количества специалистов, способных заниматься естественной обработкой языков, участвовать в создании алгоритмов машинного обучения и т.д. Учитывая роль, которую играет искусственный интеллект сегодня, необходима адаптация реализующихся программ к реалиям цифрового мира. Кроме того, использование технологий, обработка больших объемов данных расширяет границы научного поиска, позволяет верифицировать имеющуюся информацию.
Развитие технологий искусственного интеллекта, создание больших языковых моделей, развитие технологий автоматического перевода, распознавания речи приводят к изменению роли переводчика. Выполнение задач по обычному переводу текста все больше уступает место корректировке результатов работы машинного перевода, что повышает требования к уровню квалификации переводчика. Понимание специфики работы систем искусственного интеллекта, знание особенностей формализаций языковых данных становится неотъемлемой частью подготовки современного востоковеда.
Другим фактором, оказывающим влияние на развитие образовательной парадигмы в области востоковедения, является стирание или изменение географических границ. Данный феномен является неотъемлемой особенностью интернет-пространства, что оказывает существенное влияние на характер коммуникативных моделей, требующих внимательного изучения и учета в профессиональной деятельности.
Наряду с этим, отмечено появление актуальных востоковедных специальностей, которые не носят строго страноведческий характер. В качестве примера можно привести активно обсуждаемый вопрос подготовки специалистов в области халяль. Об этом шла речь и в ходе сессии ПМЭФ-2023 «Индустрия халяль: перспективы и достижения». Учитывая перспективы роста рынка халяльной продукции, интенсификацию взаимодействия Российской Федерации со странами исламского мира, важна подготовка специалистов в сфере халяль, что может быть учтено при модернизации реализующихся востоковедных программ и создании новых.
Рассматривая потенциальные перспективы развития востоковедения следует отметить имеющую место потребность в подготовке специалистов в области устойчивого развития — направлении, которое уже заняло прочное место в мировом сообществе в самых различных сферах, но требующее выработки новых методологических подходов и решений в контексте востоковедения.
Отечественное востоковедение на протяжении длительного периода своего развития не раз доказывало потребность своего функционирования в рамках укрупненной группы специальностей. Учитывая его комплексный междисциплинарный характер необходима разработка и утверждение системы присуждения научных степеней в области востоковедения. Современные реалии диктуют важность увеличения количества высококвалифицированных кадров, подготовка которых будет учитывать накопленный в ведущих востоковедных центрах опыт. Очевидно, что наряду с сохранением редких специальностей необходимо открытие новых программ, обеспечивающих подготовку специалистов по вновь выдвигаемым жизнью специальностям. Необходима разработка системы регулярных стажировок преподавателей в странах изучаемого региона. Последнее особенно важно и с учетом динамичных преобразований, происходящих в том числе и в странах Востока, изменении языковой картины мира. Формирование в отечественном востоковедении оптимального баланса между традициями и инновациями, массовым и элитарным, теорией и практикой будет способствовать устойчивому развитию как данной области, так и социума в целом.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.