Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Исследование
29.05.2019

Ключевые тренды российского кино (сентябрь 2018 г.)

В последние годы объёмы кинопроизводства в России возрастают (несмотря на сокращение числа фильмов на экранах в 2017-м) и составляют порядка 140-150 картин в год. В то же время государственную поддержку во всё большем объёме получает всё меньшее число лент, вышедших в прокат: если в 2015–2016 годах их было больше 70, то в 2017 — лишь 52. С другой стороны, в 2017-м вдвое больше картин, чем обычно (20 против 10), было снято при участии телеканалов — это весьма заметный источник инвестиций для продюсеров.

Свершившаяся цифровая революция открыла дорогу на широкий экран новым фильмам (число их выросло с 280–350 в 2004–2011 годах до нынешних 400–450) и спецпоказам, система проката которых к 2016 году сложилась и преуспела (на экраны выходят 550–600 наименований в составе более 200 программ). Однако в 2018 году был принят «закон о фестивалях», который всерьёз угрожает развитию данной сферы, сужая круг фильмов, которые могут демонстрироваться без прокатного удостоверения (а условия его получения далеко не всегда позволяют это сделать в случае событийных или ретроспективных релизов).

С точки зрения посещений и кассовых сборов в 2013–2015 годах на рынке была стагнация (около 175 млн посещений), после которой наступили два «тучных» года (193 и 213 млн зрителей), хотя падение курса рубля почти в два раза за 5 лет снизило интерес к российскому рынку со стороны зарубежных продюсеров. В то же время снижение цены кинобилета в рублях (как реальное, так и номинальное) свидетельствует о понижающейся платёжеспособности населения, что угрожает сокращением доходов всей киноиндустрии.

Обобщая результаты исследования, авторы доклада выделили 10 ключевых трендов, оказывающих влияние на российскую кинематографию и формирующих её облик в среднесрочной перспективе. Вот некоторые их них:
  • текущая неблагоприятная ситуация в экономике страны сокращает доходы всех ветвей кинематографии и повышает расходные статьи, связанные с зависимостью отрасли от зарубежных технологий и оборудования;
  • в России усиливается роль федеральных органов исполнительной власти в части регулирования кинорынка и действий его игроков, что оказывает воздействие (как положительное, так и отрицательное) на все подотрасли кинематографии;
  • расширение киносети России продолжается за счёт финансовой поддержки из средств федерального бюджета, что положительно влияет на прокат и отечественное кинопроизводство, а также — весьма неоднозначно — на кинопоказ (растут конкуренция и неопределённость дальнейшей судьбы субсидированных залов — при общем позитиве от роста числа кинотеатров);
  • государственная финансовая поддержка кинопроизводства концентрируется на сокращающемся числе крупнобюджетных фильмов, которые производятся лидирующими студиями, что ведёт к повышению зависимости доли рынка отечественного кино в прокате от малого числа игроков и проектов;
  • множатся источники доходов и инвестиций для продюсеров: сотрудничество с телеканалами, краудфандинг, зарубежные продажи (особенно важные при ослаблении рубля), развитие сервисов видео по запросу, тематических телеканалов и пр.

Таким образом, основное влияние на киноотрасль сегодня оказывает экономика; второе место по значимости делят политические и социальные аспекты; технологии же на состояние российской киноиндустрии влияют в меньшей степени. Главным выводом из исследования в отношении отечественных кинопродюсеров является то, что особого внимания с их стороны сегодня требуют изменения, происходящие в социальном плане. Прокатчикам следует сосредоточиться на минимизации экономического и законодательного риска. Больше всего проблем — у российских кинотеатров, для которых помимо экономическо-законодательных сложностей есть серьёзные угрозы и технологическо-социального характера.
Аналитика на тему