нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Развитие инфраструктуры северных портов
9 Апреля 2019
12:00—13:30
Ключевые выводы
Освоение Арктики идет быстрыми темпами

В Арктике мы видим трансформацию такого масштаба, что 10 лет назад ее и предсказать было невозможно. <...> Все ведущие экономики Азии и Европы так или иначе участвуют в делах Арктики — Гримссон Олавур Рагнар, Президент, "Арктический круг".

Российская Арктика развивается особенно стремительно. Если мы, например, посмотрим на морскую границу Канады с точки зрения, что было сделано там за последние 10 лет для портовой инфраструктуры, и на Россию, то мы увидим существенную разницу — Баженов Михаил, Партнер, руководитель практики по работе с компаниями в сфере инфраструктурного и проектного финансирования, PwC.

В арктической зоне находится 18 портов, шесть из них — на акватории Северного морского пути. В 2018 году грузооборот этих портов составил 92 миллиона тонн и увеличился по сравнению с 2017 годом на 27%. <...> В наиболее крупных портах в Мурманской области, в Сабетте, в Архангельске, созданы полномасштабные системы безопасности мореплавания, включающие в себя систему управления движением судов — Лаврищев Андрей, Генеральный директор, ФГУП «Росморпорт».

Проблемы
Недостаточная развитость инфраструктуры северных портов

Недостаточное техническое обустройство [морского пункта пропуска, — Ред.], недостаточное количество докеров, погрузочно-разгрузочной техники и, конечно, людей, которые на всем этом работают — Давыдов Руслан, Первый заместитель руководителя, Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Инфраструктура северного морского порта должна быть не только заточена на транзит, на проход судов, заправку, бункеровку, пополнение припасов. Но и на то, чтобы обеспечить удобные, логистически выверенные и экономичные маршруты для движения товаров, грузов, как на экспорт, так и на континент — Давыдов Руслан, Первый заместитель руководителя, Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Нехватка инвестиций

Без частных инвестиций, без инвестиций крупных корпораций Арктика развиваться не будет — Селезнев Павел, Председатель правления, АНО «Национальный Центр ГЧП»; председатель совета директоров, ООО «Автодор-Инвест».

Инфраструктура Арктики требует огромных инвестиций. Инвестиционная программа „Новатэка“ до 2030 года — это порядка 2,5 трлн рублей — Гудков Эдуард, Заместитель председателя правления, ПАО «НОВАТЭК».

Несовершенство системы тарифообразования

Должна быть долгосрочная система тарифообразования, которая позволяет сказать, какой он [тариф — Ред.] будет через год, два, три. И это [тарифообразование — Ред.] должно быть хотя бы примерно на уровне инфляции, потому что в последнее время скачки были довольно существенные. Они не позволяли принимать инвестиционные решения — Илатовский Денис, Заместитель генерального директора, директор по логистике, АО «СУЭК».

Решения
Организация круглогодичной навигации и рост грузопотока

Основная задача до 2030 года — создать режим круглогодичной навигации в восточном направлении. <...> Все эти проекты [по развитию инфраструктуры, — Ред.] имеют экономическую эффективность только лишь в режиме круглогодичной навигации — Рукша Вячеслав, Заместитель генерального директора - директор дирекции Северного морского пути, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Перед нами стоит задача от Президента России увеличить грузопоток до 2025 года до 80 млн тонн в рамках Арктики — Селезнев Павел, Председатель правления, АНО «Национальный Центр ГЧП»; председатель совета директоров, ООО «Автодор-Инвест».

Создание условий для инвестиций в инфраструктуру

Создание масштабной инфраструктуры в арктических морях и прибрежных территориях само по себе, если оно будет работать надежно и регулярно, позволит вовлечь достаточно большой транспортный поток, как с Запада, так и с Востока. Поскольку это, в первую очередь, снизит транспортные издержки и повысит удовлетворенность грузоперевозчиков и транспортных компаний — Онищенко Владислав, Руководитель, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.

Необходимо систематически обсуждать экономические вопросы, а именно: нужно взаимодействие между Правительством и бизнесом по вопросам расположения хабов, перевалочных узлов в Арктике — Гримссон Олавур Рагнар, Президент, "Арктический круг".

Концессия <...> более привлекательна для инвесторов с точки зрения гарантий и возвратности, она позволяет привлечь больший объем инвестиций. <...> [Реализация проектов, — Ред.] по портам в целом и по арктической зоне более чем на 50% состоит из внебюджетных инвестиций — Твардовский Дмитрий, Первый заместитель генерального директора, АО «ВЭБ Инфраструктура».

Надо обеспечивать прозрачность всем категориям инвесторов. <...> Индустриальный инвестор, функциональный инвестор и регион — нужно связать этих трех инвесторов между собой и теми, кто реально что-то строит — Константинов Михаил, Исполнительный вице-президент, «Газпромбанк» (Акционерное общество); генеральный директор, ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС