Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Снижение регуляторной нагрузки: оценка затрат на обязательные требования или их систематизация?

Конгресс-центр, конференц-зал B1
Ключевые выводы
Регуляторная гильотина продемонстрировала хорошие результаты

На наш взгляд, с учетом и задач, и амбиций, и скорости, и масштаба [регуляторная гильотина. — Ред.] реализовалась очень даже неплохо. Какие-то отдельные вещи, которые ставятся где-то в укор, их совсем немного. Их можно дальше зачищать — Херсонцев Алексей, Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

При всей часто встречающейся критике регуляторной гильотины надо признать, что результат работы впечатляющий. Никогда еще… начиная с советского времени, не было столь впечатляющей расчистки нормативного поля. Все говорят о безумном количестве законов и норм, но никогда вот такого мероприятия не было — Кашанин Андрей, Заместитель директора, Институт государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Мое личное мнение, что регуляторная гильотина — это лучшее, что происходило с предоставлением возможности представителям бизнеса и общественности участвовать в законотворческом процессе. Меня немного напрягло, что тут прозвучало — давайте гильотинируем членство или как-то бизнес отключим. Ни в коем случае делать этого нельзя — Тимофеев Дмитрий, Вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям, ПАО «ПИК-специализированный застройщик».

Реестр обязательных требований облегчит работу бизнеса и надзорных органов

Тема реестра обязательных требований. У нас в силу 247-го Федерального закона сейчас такой реестр создается. Создается достаточно плавно. Он нам важен как большой, если даже не огромный, справочник, которым будут пользоваться все наши другие информационные системы. И мы на основании этого справочника будем еще лучше вот этот анализ делать, видеть действительно вот эти самые нарушения, что и где дорабатывать. Но у него есть и вторая сторона, у этого реестра обязательных требований, — это сервисная часть. Мы полагаем, что если нам удастся сделать этот реестр таким, как мы его задумываем, то дальше он позволит создавать новые сервисы, связанные с самопроверкой себя бизнесом, с профилированием конкретного подконтрольного лица — Херсонцев Алексей, Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Необходимость реестра — она назрела. Потому что, я думаю, что как контролер приходит и проверяет самые видимые требования не потому, что они видимые, а потому, что, может быть, зачастую сам не знает, какие требования вообще существуют и что он может проверить — Безродная Алиса, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Реестр обязательно нужен. И сейчас он в зачаточном состоянии находится. И основная задача теперь еще и обеспечить высокий уровень цифровизации, а без этого мы, конечно, со всем огромным [объемом. — Ред.] требований и вообще технологий контроля, которые в 248-м [ФЗ. — Ред.] прописаны, мы все равно далеко не уйдем — Данчиков Евгений, Министр Правительства Москвы; начальник главного контрольного Управления города Москвы.

Проблемы
Наказания и штрафы бизнеса за незначительные нарушения

То, что инспектору чаще всего наказать тебя за что-то простое, то, что на виду и то, что, так сказать, не всегда является самым значимым с точки безопасности, такая проблематика существует, ее становится меньше. …Когда мы будем этим заниматься, а мы точно будем этим заниматься, то мы достаточно быстро увидим, что, если ты провел десять тысяч проверок и все эти десять тысяч проверок закончились штрафом за то, что там кто-то шрифт не 12-й, а 14-й использовал, ну мы вместе, думаю, примем управленческое решение о ценности как требования, так и самих таких проверок — Херсонцев Алексей, Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Реформа контрольно-надзорных органов требует совершенствования

Работы у нас еще больше, чем мы ее проделали. <…> Сделано действительно много, но, мне кажется, что пора уже делать так, чтобы количество перерастало в качество. Так как все акты мы читаем, мы смотрим в Министерстве юстиции, анализируем, к этому есть масса претензий, к сожалению. Потому что объем огромный. И объем, понятно, что накоплен за долгие-долгие-долгие годы и никогда, действительно, никто по-настоящему не садился и не разбирался с этим объемом — Безродная Алиса, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Регуляторной гильотине подверглось только 24% от вообще всего массива нормативных актов. О чем это говорит? О том… что работы впереди гораздо больше, чем работа проделана. При этом, что самое интересное, только 11% от отмененных нормативных актов вообще проверялись в рамках контроля надзора. То есть возникает вопрос, а что мы отменили остальное? Видимо, это все-таки были вот эти советские акты, вот эти 89% — Кашанин Андрей, Заместитель директора, Институт государственного и муниципального управления, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Решения
Оптимизация требований позволит сократить число составов административных правонарушений, выйти на систему предупреждений, а не санкций

То, что коллеги вычленяют те требования, которые носят обязательный характер, это приведет к тому, что мы сумеем, видимо, сократить число составов административных правонарушений, прежде всего. А второй момент очень важный — вычленить или выйти на систему санкций, когда в основном это будет предупреждение, а не принятие какого-то решения автоматического, связанного с санкциями — Плигин Владимир, Сопредседатель, Ассоциация юристов России; заслуженный юрист Российской Федерации.

Смотреть и выявлять те требования, которые имеют наименьшую опасность, то есть их отмена не приведет к каким-то негативным последствиям. …Эти требования… среднюю или значительную финансовую нагрузку накладывают как на предпринимательское сообщество, на бизнес, так и на государство. <…> В этом направлении уже работа активно ведется — Данчиков Евгений, Министр Правительства Москвы; начальник главного контрольного Управления города Москвы.

Ввести железное правило — если какой-то документ есть в государственных информационных системах, допустим, ГИС такой-то, или в каких-то официальных реестрах… нельзя его требовать, не надо его требовать. Зачем? — Тимофеев Дмитрий, Вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям, ПАО «ПИК-специализированный застройщик».

Использование инструментов самопроверок и появление саморегулируемых организаций

Нам, конечно, СРО очень нравится, потому что СРО всегда объединяет рынки и дает предложения. Нам не очень нравится, когда коллеги из СРО ставят вопрос об обязательном членстве в своей замечательной организации. Но это вот как бы отдельная тема для обсуждения, потому что зачастую именно обязательное членство в таких СРО можно, в общем, расценивать, когда маятник идет в обратную сторону — Херсонцев Алексей, Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Мне очень понравился сервис самопроверок, сайт “Самопроверка.рф”, по-моему, он называется. Там, по-моему, уже 5-6 классификаторов налоговых документов выведено, но всего лишь один регион — Нижегородская область. Вот как был год назад один регион на этом сайте, так и остался. Хотя отлично, там как раз и каталогизация очень хорошая — Тимофеев Дмитрий, Вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям, ПАО «ПИК-специализированный застройщик».

Нужно вообще поменять отношение к бизнесу и системам взаимодействия. Здесь вот сегодня уже прозвучал формат саморегулируемой организации. <…> Что такое СРО? Этот тот ответственный бизнес, который принимает на себя решения и знает последствия этих решений. Потому что у нас есть аналитика по рынку — Гурьянов Андрей, Генеральный директор, СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры»; директор по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, Группа предприятий «ПЦБК».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС