Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Российские IT-решения мирового уровня: ответ на глобальные вызовы

Павильон G, конференц-зал G7
Ключевые выводы
.

У нас до конца года будет 35 тысяч компаний, которые аккредитуются, российские компании в нашем списке, реестре. Они, конечно, приходят не только за льготами, которые они получают, а количество льгот достаточно беспрецедентное, это от субсидирования процентных ставок под оборотку и, конечно, любимая льгота – отсрочка от армии – которая есть, ну и, конечно, различные налоговые послабления. Но мы понимаем, что условия для ведения IT-бизнеса в России гораздо выгоднее, чем где бы то ни было в мире, и в общем-то рассчитываем, что отрасль сейчас мобилизуется и нам покажет быстрый результат. Она начинает показывать этот результат, но не в том темпе, наверно, в котором нам бы всем хотелось, когда бы в режиме волшебной палочки можно было бы раз, два и импортозаместить все, что вдруг открылось. Есть хорошая новость, что огромная ниша открылась, возможности для наших IT-специалистов занять эту нишу, но нужно понимать, что окно возможностей достаточно короткое — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Проблемы
.

Тринадцать направлений (обрабатывающая промышленность, госуправление, здравоохранение, образование, наука, экология и природопользование, сельское хозяйство, социальная сфера, строительство, транспорт, топливно-энергетический комплекс, городское и жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые услуги – ред.) как раз нам позволяют обеспечить полноту охвата всех направлений. Это по сути дела ландшафт, на котором предстоит IT-отрасли нашей работать, и место для работы оно огромное, потому что в среднем функциональная импортозамещенность, то есть там, где системы обеспечивают стопроцентную замену, она где-то только в трети решений наблюдается. То есть 70% рынка – это то, что предстоит сделать. Очевидно, что наш рынок внутренний недостаточен сам по себе для того, чтобы окупить прямые вложения в разработку, поэтому мы, с одной стороны, будем это поддерживать финансово, разработку и внедрение, с другой стороны, мы, конечно, ожидаем, что будет очень мощный вектор выхода на экспорт, на внешние рынки — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Вы (Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев – ред.) мне прогнозируете до конца года 35 тысяч компаний будет зарегистрировано в реестре российских IT-компаний, при этом у нас в реестре отечественного ПО только 14 тысяч продуктов, то есть его в два раза меньше, чем IT-компаний. И при этом, эти 14 тысяч продуктов делают 4 тысячи поставщиков всего. То есть все ломанулись туда за льготами, ну и от армии там отсрочки, и все такое прочее, но сказать, что они делают продукты, которые переиспользует рынок, – это масштабно не наступило — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Наибольшая сложность у нас именно с точки зрения технологических систем. Вообще группа "Россети" <…> 15 сетевых компаний. Больше, чем последние 15 лет каждая из этих компаний жила и внедряла совершенно разные системы, поскольку это отдельные юрлица. На текущий момент мы имеем более, я сейчас не оговорюсь, более тысячи технологических систем различных, там есть и отечественные системы, и западные системы, и системы крупных производителей, как мы говорим, General Electric, Siemens, ABB и так далее, так и более мелкие компании, и собственные разработки. То есть это тысячи технологических систем различных, которые между собой по большому счету, ну в рамках может быть одной дочерней компании, как-то работают, то в рамках всей группы компаний не работают. И основная задача для нас сейчас, это наша разработка <…> интеграционная система, так сказать интеграционная шина, РС-20, на основе которой мы хотим <…> все наши технологические системы со всех дочерних обществ собрать вместе в интеграционную шину, чтобы, по крайней мере, мы понимали, что это, получить все эти данные и уже дальше переводить, безусловно, на отечественное какое-то решение и реализовывать эту систему — Рюмин Андрей, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Россети».

То, от чего мы, конечно, находимся в стрессе, – насколько дорожает сейчас рынок IT-услуг, IT-решений. Очевидно, что все бросились импортозамещаться, нужны IT-специалисты, нужны решения. Вот это является сейчас колоссальной проблемой – удерживание стоимости на каком-то приемлемом уровне. Очень не хотелось бы, чтобы российские IT-решения при импортозамещении превышали по стоимости аналогичные западные решения. На это я бы обратил внимание, и Минцифры в том числе — Александровский Сергей, Генеральный директор, ПАО «Аэрофлот».

Критически важные направления в деятельности компаний, до сих пор завязанные на использовании зарубежных программных продуктов

Компания "Русагро" является сильно автоматизированной, мы считаем, у нас западные решения, вообще иностранные решения, составляют менее 50%. Из наиболее важного, наверное, здесь я должен сказать, ну кроме телекоммуникационного и сервисного оборудования, у нас это, в первую очередь, медсистема на мясопереработке. Здесь мы критически зависим от европейских компаний, и это критическая точка. Пока мы не знаем, что с этим делать, если что-то произойдет — Басов Максим, Председателем совета директоров, ROS AGRO PLC.

Мы являемся крупнейшим в мире пользователем системы SAP. У нас самое комплексное и крупное внедрение в мире в области растениеводства. И здесь, мы считаем, что в нынешней ситуации как бы тяжело нам ни было, нам придется переходить на российские решения, хотя такого российского решения сегодня нет. Но вероятно, его можно создать, наиболее близко к этому находится компания "1С", но там предстоит еще очень много работы — Басов Максим, Председателем совета директоров, ROS AGRO PLC.

В области растениеводства мы считаемся лидерами в мире. Мы должны были приступить и начали приступать уже год назад к решению третьего этапа полной автоматизации – это роботизация. И все, что мы хотели делать – роботизация – оно полностью было построено на взаимодействии с мировыми лидерами. Это американские компании, европейские компании, китайские компании. <…> В России просто нет таких решений. И сейчас по понятным причинам наша работа полностью встала — Басов Максим, Председателем совета директоров, ROS AGRO PLC.

Наша главная задача <…> это обеспечение продуктовой стабильности, а уже вопросы импортозамещения ПО должны служить этой цели в первую очередь — Корня Алексей, Исполнительный директор, заместитель генерального директора, ПАО «Магнит».

"Магнит" достаточно уникальная компания <…> в том смысле, что практически весь IT бизнес-ландшафт построен на отечественных решениях. <…> Это еще наследие Сергея Николаевича Галицкого в значительной степени. Нужно понимать, что все, начиная от касс и заканчивая управлением складами, системами пополнения и автозаказа, и до корпоративных систем построено на наших решениях, практически в основе всего 1С. Я думаю, что … самое большое 1С решение в стране, потому что очень большой объем. Вообще 70-80% всего IT-ландшафта работает на отечественном софте. Тем не менее, во-первых, два года назад мы начали проект по миграции в SAP, потому что, нужно признать, что для нашего масштаба бизнеса, а это, нужно понимать, 370 тысяч сотрудников … 27 тысяч магазинов, 15 миллионов покупателей в день, конечно, решение 1С несколько иного класса, то есть для чуть меньшего бизнеса оно, наверно, работоспособное, но для вот такого масштаба бизнеса оно менее эффективно, чем те решения, SAPовские, прежде всего, которые есть — Корня Алексей, Исполнительный директор, заместитель генерального директора, ПАО «Магнит».

Опыт ускоренного перехода

27 мая авиакомпания "Победа" получила уведомление от своего провайдера, компании Navitaire, это система бронирования, коммерческая система, уведомление об отключении полностью от ее услуг с 31 мая. То есть по факту у нас на переход на альтернативное решение было четыре дня. Мы с этим справились, и буквально с 31 мая на 1 июня, я считаю достаточно успешно перешли на отечественную систему бронирования "Леонардо", это совместное решение "РТ-Транском", дочерней компании группы "Ростех", и компании "Сирена". По сути, весь переход занял ночь: в 8 часов вечера мы отключили продажу билетов, к 10 утра мы продажу билетов возобновили. Не могу сказать, что прошло все идеально гладко, и, разумеется, были определенные сложности, но, тем не менее, для такого экстренного перехода, я считаю, это очень успешный опыт. Да, сейчас мы там еще в процессе определенных доработок, мы взяли месячный период, для того, чтобы выровнять все системы, но в процессе этого перехода мы заменили систему бронирования, мы заменили производственную систему, заменили коммерческую систему. <…> Страхи сильно преувеличены — Александровский Сергей, Генеральный директор, ПАО «Аэрофлот».

Решения
.

Очень большую работу делаем с Минцифрой, когда определяем отраслевых заказчиков, которые являются лидерами в импортозамещении конкретных программных решений, и определяем центры компетенций, которые по типам программного обеспечения могут замещать, и такая матрица многомерная получается. Но самый главный принцип, который мы исповедуем, это то, что как минимум несколько, точно больше двух, конкурирующих решений в каждом направлении должно быть, иначе мы столкнемся с тем, что не будет развития, потому что конкуренция как раз является очень важным фактором развития — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

По состоянию на сегодня мы ее (стратегию цифровой трансформации Аэрофлота – ред.) радикально пересматриваем. И она предполагает то, что мы к 24-му году включительно порядка 89%, даже больше наверно, заменим иностранных продуктов, иностранного программного обеспечения на российское. Задача, наверное, очень амбициозная, но мы ее видим как вполне себе реализуемую — Александровский Сергей, Генеральный директор, ПАО «Аэрофлот».

Что можно сделать, чтобы ускорить процесс перехода с зарубежных продуктов

Механизм субсидирования на актуальные IT-проекты, механизм выделения грантов, он, безусловно, нужен сейчас — Александровский Сергей, Генеральный директор, ПАО «Аэрофлот».

У нас, наверно, есть специфика, и нас тяжело сравнивать с коллегами – мы сидим на тарифе, то есть мы тарифорегулируемая компания. <…> Сейчас мы получаем те деньги, которые необходимы на эксплуатацию существующего программного оборудования и на эксплуатацию либо частичную замену западного железа. Если мы говорим про какой-то ускоренный переход на отечественных производителей, то, безусловно, за счет тех денег, которые есть в тарифном меню, это сделать просто невозможно. Никакой дополнительный источник финансирования на это мы потратить не можем просто потому, что у нас его нет. <…> Есть два варианта: либо это должен быть какой-то некий иной источник финансирования и ускоренного перехода на отечественные аналоги, либо это дополнительный рост тарифа и именно корректировка в тарифных меню, то есть переход от тех небольших денег, которые нам даются на эксплуатацию существующих систем, на деньги, которые необходимы для замены этих программных продуктов на отечественные аналоги — Рюмин Андрей, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Россети».

С точки зрения таких метаплатформ, инфраструктурных решений – просто нужна информация. Если бы мы знали, например, что Сбербанк имеет какой-то такой продукт, и он был бы доступен на рынке <…> мы бы могли его использовать. Но если мы ничего не знаем, мы пытаемся сами как-то решать проблемы, которые, конечно, мы не решим — Басов Максим, Председателем совета директоров, ROS AGRO PLC.

Есть четыре темы, которые, на наш взгляд, имеет смысл развивать, даже пять – 4+1: инфраструктурное программное обеспечение <…> второе, ускорение процедур сертификации <…> третье, это специалисты, специалисты и еще раз специалисты <…> и развитие отечественной базы открытого кода, потому что нас то отрезают, то не отрезают, то пускают, то не пускают и так далее, все-таки нужен отечественный Open source. И почему это 4+1: на самом деле, если мы посмотрим, то все вот эти прекрасные компании, которые мы хотим сейчас импортозаместить, они родились из когда-то стартапов, и у нас есть венчурный онлайн хаб, который называется SberUnity, там уже 1200 участников, и там есть отдел, который называется "импортозамещение". <…> Просто посмотрите, все говорят: Сбер все покупает, вот в данном случае Сбер все развивает. Приходите, смотрите, если у вас есть стартапы – тоже туда ставьте. На самом деле, вот эта вот инфраструктура стартапов по импортозамещению – это хорошая такая тема, где тоже нужна поддержка Правительства, не только и не столько финансовая в данном случае, сколько вот именно продвижение вперед — Ведяхин Александр, Первый заместитель Председателя Правления, ПАО Сбербанк.

Появлению конкурентоспособного корпоративного решения способствует наличие заказчика

Могу выделить несколько таких основных проектов, заказчиками которых мы могли выступить и, собственно говоря, возглавить их. Это информационное решение по поддержанию летной годности и техническому обслуживанию, практически все основные авиакомпании используют западное решение <…> Следующее направление, мы им уже занимаемся, это платформа, тоже информационное решение, по обмену универсальными сообщениями. Нас от этого сервиса отключили также недавно. Мы, по сути, перешли на такое, почтовые обмены, что явно нас не устраивает с точки зрения и корректности, и скорости прохождения информации <…> Еще из таких важных отраслевых решений – это обмен сообщениями на уровне земля-воздух. От этого тоже российские авиакомпании были отключены. <…> Безусловно, он также необходим авиационной отрасли, мы готовы также выступать основным заказчиком и драйвером этого проекта — Александровский Сергей, Генеральный директор, ПАО «Аэрофлот».