A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 159 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Risks and Opportunities in a New Era for Stock Markets
3 June 2021
15:00—16:15
KEY CONCLUSIONS
.

Currently, the figure that they talk about and use is 12 million brokerage accounts. That said, I would rather rely on a different number. I am talking about 5 million funded accounts. That is probably crucial. It means that around 7% of the economically active people invest in the stock market in one way or another. <...> About 70% of them are start-up investments up to RUB 100,000 for beginners — Dmitriy Panchenko, Investment Business Director, Tinkoff Bank.

Every Russian bank that I know of has a strategy to engage clients with deposits into investment funds, insurance products, structured notes, mutual funds. That is a global trend. <...> Many securities issuers want to join the market. This is a normal process, which, I believe, is going to accelerate, and the markets will increase in terms of liquidity, economic representation, and listings. We are on a path that will take many more years, on the condition of low inflation that we expect — Timothy Talkington, Co-head, Russia & CIS, Goldman Sachs.

The industry should not just make money off them [individual investors, – Ed.], it should be useful to the clients, so that they could make money. Because if a client makes money, there is going to be network effect, – or word of mouth, or whatever you call it – it will engage individual investors — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Goldman Sachs did a report, I believe it was 5 or 6 years ago. They surveyed 46 countries that had gone through a so-called disinflationary shock. <...> The fact of the matter is, in Russia we suppressed inflation and we found ourselves in a perfectly new situation – but 40 countries had gone through that before us. That is not the situation in 2020–2021, if we – and I believe we could – restrain inflation down to a normal level, this would absolutely be the trend for people, for retail investors, to find their way to the stock market — Mikhail Zadornov, Chairman of the Management board of Otkritie FC Bank.

Only 11% of Russian people’s savings are invested in stocks. In the US, the number is 51%. But if we take a look at China, for example, it is 47%. If we look at Brazil, it stands at 53%. So, theoretically, the share of stocks in the savings of Russians can grow 4 to 5 times. It will happen, it is only a matter of time — Jacob Grapengiesser, Partner, Head of Eastern Europe, East Capital.

ISSUES
Sluggish development of the Russian investment market has to do with investors striving to educate themselves

We now see the process of private investors joining the stock market as a kind of educational process. Clients mature rather slowly, they start replenishing their brokerage accounts with funds comparable to about half of their salaries, on average. And then they master the stock market rather slowly and gradually. <...> Before making their first deal, the clients often read through thousands of pages. <...> Clients thoughtfully read the analytics and browse through educational content — Dmitriy Panchenko, Investment Business Director, Tinkoff Bank.

Foreign capital on the Russian stock market will not cope with the upcoming IPO boom

Our stock market is entering into what I would call the third stage of its development, when dozens of tech companies will get stock exchange listings. They will attract a lot of interest from both institutional and retail investors. <...> We are definitely headed for an IPO boom. <...> One way or another, this will result in a certain number of security issuers from very different sectors, that will need access to equity capital. As we are practicing in this, our assessment is unambiguous: demand from international investors will not satisfy the need for capital raise <...> at the moment — Alexei Yakovitsky, Global Chief Executive Officer, VTB Capital .

Most retail investors do not assess the risks

I am not so sure that such a number of actively trading individuals is a good thing at this time, because I doubt that at least 1% of those who participated in the IPO have read the prospectus and recognized what risk they were undertaking. <...> I do not think it is great when a client holds 120 names. It only means that they do not monitor them properly: it is impossible, it is a lot of work. As someone who was involved in professional trading, I can tell you that it is impossible — Andrey Shemetov, Senior Vice President, Head of SberCIB, Sberbank.

Individual investors do not understand that if they trade on margin, they could run into debt. This would be a gigantic disappointment for them — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Dual-listed Russian companies

Finally, the thing that everyone sees is the regulator’s tolerance towards dual listings, when Russian companies are listed at the Moscow Exchange in one way or another, and at NASDAQ, or LSE. Sadly, they get listed as foreign companies. There are certain reasons for that: the Russian jurisdiction is not exactly convenient in terms of establishing corporate relations between shareholders, and there is a 25% limit on depositary receipts. Also, there is a misconception, fueled by investment banks, that NASDAQ provides something on top of what the Moscow Exchange does — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

A 25% limit on conversion of shares into depositary receipts restrains the inflow of trading activity

We introduced this 25% limit [on depositary receipts, – Ed.] many years ago. It was introduced for protection from the outflow of trading activity from the Russian market to foreign markets. <...> I think that the situation currently is that the limit rather constrains the inflow of trading activity into Russia, rather than prevents the outflow of trading activity from Russia — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Private investors’ discouragement is a risk

If we discourage our individual investors, we will see apathy of some sort — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

The industry and the regulator have different views on the time frames for interaction with customers

The conflict between the industry and the regulator lies in time frames. The industry needs to make money here and now; we believe that the relationship with customers should be long-term — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Disregard for retail investors

Customers are not treated as if they could bring long-term income, make money with them on small commissions 20 years down the line. <...> You know how brokers used to say before: it does not matter how much clients pay if they do it long enough. For some reason, this has always been the attitude towards major institutional investors, and foreign ones especially, but never towards our retail investors — Alexey Moiseev, Deputy Finance Minister of the Russian Federation .

Insufficient equity capital in the early stages of business development

Establishing equity capital in the earlier stages of business development: this is what may be lacking even more than a good number of public companies and access to the public capital markets. <...> The irony is that the very international funds would buy into a public company with great pleasure — Alexei Yakovitsky, Global Chief Executive Officer, VTB Capital .

SOLUTIONS
Transition of private investors to professional solutions

A major part of people’s assets should be in products that are managed by professionals, where there is exceptional diversification, where a client’s risk profile and investment horizon are considered. <...> We believe that up to 50% of new clients, after they dive in at first, after they complete their initial education, should definitely turn to market tools under professional management — Dmitriy Panchenko, Investment Business Director, Tinkoff Bank.

Financial strategies should consider low customer activity

We see how the industry is being created today, we are at the very beginning of this process. <...> Perhaps, this is where we need to talk about a sustainable approach, where financial models would consider that clients do not frantically make hundreds of trades every day, but rather gradually shape out their investment portfolios. Models should be designed so that a customer’s life cycle would be measured in years — Dmitriy Panchenko, Investment Business Director, Tinkoff Bank.

Providing broader access to markets for Russian investors

Russian investors – retail ones, first of all – should be on an equal footing with foreign ones in terms of opportunities to participate in the most exciting deals on the market. <...> It seems very important to me that all market participants should ensure that Russian retail investors have the same opportunities to get good allocations in good deals, so that those investors make money, so that they have a positive experience, so that they are not only educated – albeit education is very important – so that they do not just learn it in theory but get initial positive experience from participation. <...> It is necessary to protect and cherish Russian investors, to help the newcomer retail investors evolve, so that they have a positive experience — Alexei Yakovitsky, Global Chief Executive Officer, VTB Capital .

Educating private investors to understand the risk

Right now, we do not need individual investors to know the multiples. We need them to understand the risk, to learn that reward comes with additional risk. <...> We need to teach them, talk to them, tell them not only where they should invest their money, but what risk they bear and how much they could lose. Because a professional trader does not day-trade in their own portfolio. Day-trading is the way to lose everything — Andrey Shemetov, Senior Vice President, Head of SberCIB, Sberbank.

The most important thing is that in the future investors clearly understand the rules for their investments. <...> It is the right thing to do to advise an investor that the long-term investment with the right strategy ensure income that beats inflation and deposit interest rates, which is very important. This year the Moscow Exchange <...> launched <...> a training programme for individual investors. It is called ‘Investor Path’. <...> If we have more competent investors, we thereby have more successful investors and enable the industry’s further growth — Yuriy Denisov, Chairman of the Management Board, Moscow Exchange.

Eliminating restrictions that encourage dual listing, such as the limit on converting shares into depositary receipts

Restrictions need to be lifted. Together with the Government, we have plans to reconsider how we treat the voting rights of investors who hold different classes of stock. I am talking about limitations on preferred stock, dual-class shares – lots of things. We consistently advocate that a common share should be standardized, but preferred shares should be open for creative approach. Preferred stock may carry regular voting rights, or more voting rights, or no voting rights at all. The only thing that we think is important is that the dividend on preferred stock cannot be less than on common stock. <...> We have created a special working group on long-term financing, where IPOs are a priority. We should have this regulation released soon enough. I hope this will increase the Russian companies’ desire to go public on the Moscow Exchange, and perhaps only on the Moscow Exchange — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Creating simple investment strategies for individual investors who join the market

Individual investors need simple strategies at first, because if we give them complex strategies or offer them to make choices for themselves, statistically they are going to fail as non-professionals. Therefore, cheap index tracking is probably what should be widespread. Although, perhaps, this is not as immediately profitable for brokers as active trading — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Promoting long-term strategies for passive investment and collective investments for individuals

The stock market positively allows investors to make more than with bank deposits if they are willing to invest long-term. So, we have to prove that this is the case on a horizon of 5 to 10 years. Brokers should promote this idea and offer working strategies for passive investment — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Passive collective investment, index trackers, are, of course, what we should target people to — Alexey Moiseev, Deputy Finance Minister of the Russian Federation .

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 159 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Новая эра фондовых рынков: риски и возможности
3 июня 2021
15:00—16:15
Ключевые выводы
.

На сегодняшний день все говорят и эксплуатируют цифру 12 млн брокерских счетов. При этом я бы опирался все-таки на другую цифру. Речь идет о 5 млн фондированных счетов. И это, наверное, принципиально. То есть в районе 7 % экономически активного населения так или иначе инвестируют в фондовый рынок. <...> Порядка 70 % из них — это такие стартовые, начинающие инвестиции до 100 тысяч рублей — Панченко Дмитрий, Директор инвестиционного бизнеса, АО «Тинькофф Банк».

У каждого банка в России, о котором я знаю, есть некоторая стратегия привлечения депозитов в инвестиционные фонды, страховые продукты, структурированные долговые обязательства, паевые инвестиционные фонды. И это мировой тренд. <...> Сейчас много эмитентов ценных бумаг хотят выйти на рынок, это нормальное явление, которое, я думаю, ускорится, и рынок будет увеличиваться с точки зрения ликвидности, репрезентативности экономики и листингов. Мы находимся на пути, который займет еще много лет, если иметь в виду условия низкой инфляции, которых мы ожидаем — Толкинтон Тимоти, Со-председатель по России и странам СНГ, Goldman Sachs.

Индустрия должна не просто зарабатывать на этом (физических лицах. — Прим. ред.), она должна приносить клиенту полезность — чтобы он зарабатывал. Потому что если он будет зарабатывать, то дальше уже сетевой эффект, или сарафанное радио, назовите это как угодно — это будет привлекать физических лиц — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

У Goldman Sachs был такой доклад, по-моему 5–6 лет назад. Они исследовали 46 стран, которые прошли так называемый дезинфляционный шок. <...> На самом деле, то, что подавили инфляцию, и мы оказались в абсолютно новой для России ситуации — эту ситуацию прошли 40 стран до нас. И в этот момент физические лица массово двигаются именно на фондовый рынок. И это не ситуация 2020-2021 года, если, а я в это верю, мы удержим инфляцию на нормальных уровнях, это будет абсолютный тренд движения частного инвестора, населения на фондовый рынок — Задорнов Михаил, Президент - председатель Правления ФК «ОТКРЫТИЕ».

Всего 11 % от сбережений россиян инвестированы в акциях. В США это цифра в 51 %. Но, если мы смотрим на Китай, например, это 47 %. Если мы смотрим на Бразилию, это 53 %. То есть в теории доля акций в сбережениях россиян может вырасти в 4–5 раз. Так и будет, это вопрос времени — Грапенгиссер Джейкоб, Партнер, глава по Восточной Европе, East Capital.

Проблемы
Медленное развитие российского рынка инвестиций связано со стремлением инвесторов к образованию

Мы воспринимаем сейчас процесс прихода частных инвесторов на фондовый рынок как некий образовательный процесс. Клиенты вызревают, причем довольно медленно, начинают пополнять свои активы там с цифры, соразмерной примерно с половиной зарплаты, — это среднее такое. И дальше довольно медленно и спокойно осваивают фондовый рынок. <...> Нередко клиент, прежде чем совершить первую сделку, открывает порядка тысячи страниц. <...> Клиент внимательно читает аналитику, внимательно проходит через обучающие материалы — Панченко Дмитрий, Директор инвестиционного бизнеса, АО «Тинькофф Банк».

Иностранный капитал на российском фондовом рынке не справится с предстоящим IPO-бумом

Наш фондовый рынок вступает, я бы назвал это, в третий этап своего развития, когда на биржу будут десятками выходить технологические компании. И они будут привлекать большой интерес со стороны инвесторов и со стороны розничных инвесторов. <...> Нас ждет однозначно IPO-бум. <...> Это так или иначе закончится неким количеством эмитентов из совершенно разных секторов, которым нужен будет доступ к акционерному капиталу. Наша оценка, как практиков вопроса, однозначна: иностранный спрос с точки зрения инвесторов не удовлетворит эту потребность капитала <...> в моменте — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Частные инвесторы в своем большинстве не оценивают рисков при инвестициях

Я не уверен, что такое количество активно торгующих физических лиц на данный момент — это хорошо, потому что я сомневаюсь, что хотя бы 1 % из тех, кто участвовал в IPO, прочитал проспект эмиссии и понимает, какие риски он на себя принимает. <...> Я не считаю, что это здорово, что клиент может держать у себя 120 бумаг. Это значит, что он ничего не мониторит, ну это невозможно — это серьезная работа. Я как человек, который отвечал профессионально за трейдинг, я вам могу сказать, что это невозможно — Шеметов Андрей, Старший вице-президент, руководитель SberCIB, Сбербанк.

Физик не понимает, что если он вложился с плечом, то он может остаться должным. И для него это будет гигантское разочарование — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Двойной листинг российских компаний

Последнее, то, что все видят, — это толерантное отношение регулятора к двойному листингу, когда российские компании так или иначе выходят и на Московскую биржу, и либо на NASDAQ, либо на Лондон (-скую фондовую биржу. — Прим. ред.). К сожалению, выходят от иностранного юридического лица. И тому есть определенные причины: наша юрисдикция российская не совсем удобна для того, чтобы наладить корпоративные отношения между акционерами, есть лимит в 25 % на расписки, и есть, скажем так, заблуждение, что NASDAQ что-то дает в дополнение к Московской бирже, которое подогревается инвестиционными банками — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Лимит в 25 % на конвертацию акций в депозитарные расписки сдерживает приток торговой активности

Мы ввели этот лимит (на расписки. — Прим. ред.) много-много лет назад, (он составляет. — Прим. ред.) 25 %. Он был введен в защитных целях, чтобы защитить отток торговой активности с российского рынка на иностранные рынки. <...> Я думаю, сейчас как раз такая ситуация, когда лимит больше сдерживает приток торговой активности в Российскую Федерацию, чем упреждает отток этой торговой активности за пределы Российской Федерации — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Риск разочарования физлиц

Если мы разочаруем физиков, то мы получим некую апатию — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Разное отношение индустрии и регулятора к срокам взаимодействия с клиентом

Главный конфликт наш как регулятора и индустрии — он в сроках. Индустрии надо сейчас и сегодня зарабатывать, мы считаем, что отношения с клиентом должны быть долгосрочными — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Пренебрежительное отношение к частным инвесторам

Отношение не как к клиенту, с которого можно долгосрочно заработать в течение 20 лет, можно его окормлять и с ним заработать, может быть, небольшую комиссию <...> Знаете, был такой раньше анекдот брокерский: важно не сколько платит клиент, а как долго. Вот такое отношение почему-то к большим институциональным инвесторам и иностранным особенно, оно всегда было, а к нашим физическим лицам никогда не было — Моисеев Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Нехватка акционерного капитала и его формирования на ранних стадиях развития бизнесов

Акционерный капитал и его формирование на более ранних стадиях развития бизнесов — это то, чего, может быть, не хватает еще больше, чем хорошего количества публичных компаний и доступа к публичному рынку капитала. <...> Ирония в том, что те же самые иностранные фонды с огромным удовольствием купят у вас публичную компанию — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Решения
Переход частных инвесторов к профессиональным решениям

Значимую часть активов населения должны составлять продукты, которые все-таки управляются профессионалами, где есть супердиверсификация, где учтены риск-профили, предпочтения горизонта инвестирования клиентов. <...> Мы считаем, что до 50 % новых пришедших клиентов, они должны после первого погружения, после первого образовательного процесса уходить, конечно, в инструменты, которые связаны с профессиональными подходами — Панченко Дмитрий, Директор инвестиционного бизнеса, АО «Тинькофф Банк».

Финансовые модели должны учитывать невысокую активность клиентов

Мы видим, как сегодня создается индустрия, мы находимся в самом начале этой индустрии. <...> И здесь, наверное, надо просто говорить о каком-то sustainable-подходе, что твоя финансовая модель должна предусматривать, что твои клиенты не торгуют бешено по сотне сделок в день, а постепенно формируют свои инвестиционные портфели, и выстраивать модели так, чтобы жизненный цикл клиента измерялся годами — Панченко Дмитрий, Директор инвестиционного бизнеса, АО «Тинькофф Банк».

Предоставление более широкого доступа к рынку для российских инвесторов

Российские инвесторы и, прежде всего, розничные, должны быть поставлены в равные условия с иностранными с точки зрения возможности участия в самых интересных сделках на рынке. <...> Нам, мне кажется, очень важно всем участникам рынка обеспечить то, чтобы розничный российский инвестор получал одинаковую возможность получать хорошие локации в хороших сделках для того, чтобы этот инвестор зарабатывал, формировал позитивный опыт, получал не только образование, образование очень важно, не только теоретическое образование, но и получал первый позитивный опыт от размещений. <...> Нужно беречь, лелеять, развивать российского инвестора, самого нового из них — розничного, чтобы у него был позитивный опыт — Яковицкий Алексей, Генеральный директор, ВТБ Капитал.

Необходимость обучить частных инвесторов пониманию рисков

Сейчас нам и не надо, чтобы физические лица определяли мультипликаторы. Нам нужно, чтобы они научились понимать риск, что не бывает доходности без дополнительного риска. <...> Нам нужно много обучать, много говорить, много рассказывать не про то, куда вы должны инвестировать, а про то, какие риски вы несете, сколько вы можете потерять, потому что когда человек профессионально торгует на рынке, на своем портфеле он не делает ежедневные транзакции. Ежедневные транзакции — это путь потерять все деньги — Шеметов Андрей, Старший вице-президент, руководитель SberCIB, Сбербанк.

Самое главное, чтобы в дальнейшем инвестор четко понимал, по каким правилам ему надо инвестировать. <...> Правильно подсказывать инвестору, что большой срок и правильная стратегия дают доход выше инфляции, доход выше депозитной ставки, что очень важно. Для этого Московская биржа <...> запустила в этом году <...> обучающую программу для физических лиц. Она называется «Путь инвестора». <...> Повышая количество грамотных инвесторов, мы тем самым повышаем количество результативных инвесторов и даем возможность индустрии расти дальше — Денисов Юрий, Председатель правления, ПАО «Московская биржа».

Борьба с ограничениями, стимулирующими к двойному листингу, в том числе с лимитом на конвертацию акций в депозитарные расписки

Ограничения надо снимать. У нас есть с Правительством планы пересмотреть отношение к тому, как на до-IPO стадии закрепляются права за различными типами акций: это лимиты на привилегированные, это разноголосые акции — то есть там много всего. Мы последовательно выступаем за то, чтобы обыкновенная акция была стандартизирована, а вот в привилегированных творчество должно быть широко открыто. У привилегированных могут быть и голоса, и много голосов, и вообще безголосые. Единственное, что для нас важно, что по привилегированным акциям дивиденд не может быть меньше, чем по обыкновенным. <...> Создана специальная рабочая группа у нас по длинно-долгосрочному финансированию, где IPO — один из приоритетов. И вот это регулирование должно достаточно быстро появиться. Я надеюсь, это увеличит аппетит российских компаний к проведению IPO точно на Московской бирже, а возможно и только на Московской бирже — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Создание простых инвестиционных стратегий для выходящих на рынок физлиц

Физическим лицам нужны сначала простые стратегии, потому что если мы им даем сложную стратегию или предлагаем самим что-то выбирать, то даже по теории вероятностей они должны проигрывать как непрофессионалы. Поэтому дешевый трекинг индексов — это, наверное, то, что должно получить распространение. Хотя, может быть, это брокерам в моменте не очень выгодно, а выгоднее активная торговля — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Промотирование долгосрочных пассивных инвестиционных стратегий и коллективных инвестиций для физлиц

Фондовый рынок точно позволяет заработать больше, чем по депозитам, если человек готов инвестировать вдолгую. И вот мы должны доказывать на скользящем 5-10-летнем горизонте, что оно так и происходит. И вот это надо как бы промотировать и предлагать пассивные стратегии, которые это реализуют — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Конечно, пассивные коллективные инвестиции, индекс-трекеры — это то, на что мы должны людей ориентировать — Моисеев Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.