Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Культурная экспансия – благо или ограничитель?

Конгресс-центр, конференц-зал B3
Ключевые выводы
.

Если мы думаем о продвижении нашего культурного продукта, нашей культуры, а это сегодня, с моей точки зрения, учитывая сегодняшний международный контекст, вообще главный инструментарий политики или один из самых главных инструментов. Потому что, когда политики сжигают мосты, деятели культуры их восстанавливают — Фокин Валерий, Художественный руководитель, ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».

Культурный обмен является скорее обязательным для разных стран, чтобы быть способными понимать друг друга и работать вместе. Мне кажется, что мы живем в мире, где многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, носят глобальный характер и требуют сотрудничества от людей разных культур. <...> Думаю, что образование станет важным средством или средой для культурного обмена и культурной экспансии — Хасна Ахмад, Президент, Университет им. Хамада бин Халифа.

Проблемы
Отсутствие единой системы культурной экспансии

Мы поддерживаем в основном крупные и государственные проекты и, конечно, ощущаем эту хаотичность принятия решений и какое-то отсутствие отработанного механизма. В том вопросе, который мне анонсировали к этой сессии, как раз звучала тема механизмов взаимодействия. Мне кажется, что пока про механизмы говорить сложно. И это осложняет работу, это немного удручает. Возможность влияния нашей культуры во внешнем поле, конечно же, тоже снижается. Потому что это должна быть продуманная стратегия, которая реализуется в определенной тактике — Мухомеджан Фатима, Заместитель директора, Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Высокое искусство оказывается вне национальности

Очень сложно реагировать на слово „экспансия“, когда я выхожу играть Сергея Васильевича (Рахманинова. — Прим. ред.) или Петра Ильича (Чайковского. — Прим. ред.). У меня не вяжется это слово с тем, что я делаю на сцене, и тем, что делают мои коллеги. Искусство и талант не имеют национальности. <...> Когда на самых знаменитых международных конкурсах побеждают корейцы, китайцы, французы — у них у всех русские педагоги. Сейчас в принципе очень интересный процесс идет, но я бы здесь слово „экспансия“ заменил на какое-нибудь более мягкое выражение. Я бы сказал „терапия“. Мы занимаемся терапией и будем ей заниматься всегда — Мацуев Денис, Пианист; художественный руководитель, Фестиваль «Звезды на Байкале»; посол доброй воли ЮНЕСКО.

Проблема ценностей

Мне кажется, что под ценностями мы все равно упремся так или иначе в человека. Потому что все ценности самые главные все равно внутри нас. Человек не меняется на протяжении тысячелетий уже в главном. И все равно, кто будет в кадре <...> Ценности могут быть, они могут быть и конфликтные, могут, наоборот, лишить конфликтности ту или иную сторону при грамотной подаче — Фокин Валерий, Художественный руководитель, ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».

Решения
Искусство и культура объединяют

Сегодня продвижение на всех фронтах, причем продвижение умное и гибкое, — это очень важный вопрос. <...> Я наблюдал неоднократно, когда люди сталкивались друг с другом с дискуссиях, не принимали друг друга <...> но когда они объединялись в театральном зале, например, на 2–3 часа, это все пропадало. Потому что там шел эмоциональный диалог сердце в сердце, и люди выходили совершенно другими и находили тут же общий язык, и вообще разговаривали не просто на других тонах, а о других вещах — Фокин Валерий, Художественный руководитель, ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».

Скажем, когда я играю в Израиле со знаменитым Зубин Мета концерты, то евреи и арабы сидят вместе в зале рядом. И все конфликты остаются за стенами этих концертных залов — Мацуев Денис, Пианист; художественный руководитель, Фестиваль «Звезды на Байкале»; посол доброй воли ЮНЕСКО.

Музыка лечит, музыка дает совершенно уникальный коннекшн между любыми конфликтами. Я уверен, что это один из ключиков сейчас — Мацуев Денис, Пианист; художественный руководитель, Фестиваль «Звезды на Байкале»; посол доброй воли ЮНЕСКО.

Культура дает счастье — это целая концепция. Мы должны приносить счастье людям — Котвани Сэмми (Манодж), Президент, Индийский культурно-национальный центр «СИТА».

Необходимость точечного подхода для культурной экспансии

Сегодня нужен для экспансии точечный подход. Не валовой, а точечный, конкретный для той или иной страны. Это очень важно, потому что мы, если говорить о театре, мы знаем партнеров, мы знаем зарубежные театральные сообщества. Мы можем подготовить и назвать как эксперты тех профессионалов, звезд и молодых режиссеров, которые заинтересованы в русском театре. И тогда на грантовой поддержке <...> мы можем осуществлять постановки русской классики и современной русской драматургии на Западе иностранными режиссерами — Фокин Валерий, Художественный руководитель, ФГБУК «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».

Экспансия за счет поддержки русского языка за границей

Мы все прекрасно понимаем, что такое повышение качества русского языка на постсоветском пространстве. Это, конечно же, и повышение уровня культуры, и возможность наращивания связей, и возможности экономические. Это все, что за собой дальше следует. То есть как только мы сейчас наладим процесс повышения уровня языкового <...> то и естественно это сразу же изменит очень многие факторы — Мухомеджан Фатима, Заместитель директора, Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Культурная экспансия может соседствовать с политикой

Когда меня нашел фонд „Новые имена“, уникальная Иветта Николаевна Воронова, которая нас тогда собрала еще в 1990 году, то, действительно, все наши первые заграничные концерты были связаны с приставкой „политика“. Помимо Карнеги-холла, Кеннеди-центра, Музикферайна и Концертгебау были такие точки концертные, как ЮНЕСКО, штаб-квартира НАТО. Мы жили в семьях натовских генералов. <...> Но времена были другие, безусловно, никто не знал Россию того времени. <...> Но, конечно же, международная деятельность должна оставаться как и тогда — Мацуев Денис, Пианист; художественный руководитель, Фестиваль «Звезды на Байкале»; посол доброй воли ЮНЕСКО.

Или вот еще пример. Когда в 1958 году на первом конкурсе Чайковского победил Ван Клиберн, конечно, это было решение Хрущева: американец в разгар Холодной войны побеждает на первом конкурсе Чайковского. И это было, наверное, одно из самых гениальных политических решений Хрущева, потому что Клиберн играл гениально. <...> И этим решением он взвел конкурс Чайковского на такую высоту — по сей день это как Олимпиада для музыканта — Мацуев Денис, Пианист; художественный руководитель, Фестиваль «Звезды на Байкале»; посол доброй воли ЮНЕСКО.

Реализация культурной экспансии через образование

Вы должны в вашей культуре готовить людей, которые пронесут ваши традиции в будущем и сохранят вашу культуру. Но также очень важно, что вы можете начать использовать образовательные учреждения для того, чтобы посылать студентов за границу с тем, чтобы они несли культуру за границу, взаимодействовали с другой культурой и возвращались в Россию или в Катар с тем пониманием, которое так необходимо. Это позволяет навести мосты, создать гармонию, и в этой среде вы всегда можете обсуждать самые трудные вызовы и конфликты. <...> Образование — это именно та область, где вы сохраняете культуру, где вы продвигаете культуру и используете как средство для наведения мостов — Хасна Ахмад, Президент, Университет им. Хамада бин Халифа.

Образование — это тот базис, который должен как раз таки сформировать дальнейшую культурную программу, которая будет определенного качества и которая будет выходить вовне — Мухомеджан Фатима, Заместитель директора, Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Экспансия через технологии

С учетом глобализации экономики, развития науки, всех других секторов, я считаю, все это в разрезе культуры обогащает нас. Даже с помощью современных носителей — интернета, телефонов, социальных сетей. <...> Конечно, развитие технологий это еще один из двигателей, который может помогать в несении культуры, возможности людям узнать что-то о культурах других стран — Котвани Сэмми (Манодж), Президент, Индийский культурно-национальный центр «СИТА».

Технология сейчас стала очень важным инструментом для экспорта и для расширения культурного обмена и экспансии. Нет необходимости путешествовать и физически перемещаться в другие страны, вам просто нужно понять, как эта технология несет в себе культуру — Хасна Ахмад, Президент, Университет им. Хамада бин Халифа.