Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Большие данные и цифровые платформы для синергии отраслей производства

Конгресс-центр, Зал Сбера
Ключевые выводы
.

Данные — это основа будущего. Сегодня и вчера много говорили про экологию, про новые источники энергии, про прочие факторы, которые будут влиять на нашу жизнь. Но все эти вещи будут основываться на работе с данными. То есть, любые решения в будущем будут приниматься на анализе статистики, при помощи искусственного интеллекта, будь то решение о здравоохранении, будь то решение о том, каким путем пойти в образование и в любой другой сфере. Поэтому наша с вами общая задача — наверное, <...> создать платформу, создать основу для того, чтобы это могло быть максимально эффективно. И наша страна здесь в начале этого пути, который сейчас весь мир начинает проходить — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Выхватывать, выцеплять <...> проектировщиков и создавать им условия для того, чтобы и в налоговом режиме, и в формате, связанном с конкуренцией уже на международном уровне они были интересны — вот задача регуляторики, задача российских федеральных органов власти — Молодцов Кирилл, Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

До тех пор, пока мы не сможем открыть для игроков на рынке определенные возможности по анализу данных и созданию решений на их основе, новых решений не появится — Белевцев Андрей, Директор дирекции по цифровой трансформации, ПАО «Газпром нефть».

Очень интересный закон, который сейчас идет. <...> Данные, конечно, растут по экспоненте, но основной объем этих данных — это видеоконтент, который сложно и, наверное, не надо анализировать. Вот есть такое понятие еще — intelligent data. То есть, данные, как бы, из которых можно вытащить value. И вот он растет по линейной функции. И чтобы он рос всегда, нужно предпринять какие-то усилия. Вот закон о промышленных данных — это то самое усилие, которое надо сделать, чтобы получить это вот как бы value от анализа — Мильке Виталий, Профессор, МГТУ им Н.Э. Баумана; доктор в области компьютерных наук и машинного обучения, Anglia Ruskin University Cambridge.

Проблемы
Закрытость компаний

Каждая компания видит в себе маленькое государство. Как у нас в Правительстве есть колодцы, <...> когда каждое ведомство живет в своем мире. Точно также многие компании боятся, не хотят, не понимают зачем им это нужно. Но здесь очень важный тезис и очень важное допущение, которое хотел бы сказать, то, что почти у всех наших экспортоориентированных предприятий основной конкурент — это не сосед — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Существенная проблема заключается в разрозненности компаний в секторе ТЭК, боязни выстраивать кооперацию с партнерами на внутреннем рынке — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Недоступность промышленных данных

Данные недоступны, это тоже очень важно. Потому что даже если у нас есть оприборенные предприятия, то эти данные не всегда сохраняются, не всегда они в машиночитаемом виде находятся, не всегда они хранятся — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Проблема с кадрами

Серьезная проблема — это люди, кадры. Это действительно наша отрасль фактически все имеет для развития, но практически уперлась в стеклянный потолок отсутствия кадров. <...> Конкуренция за кадры имеет глобальный характер — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проблема с доступом к данным

Проблема для ИТ-бизнеса — это данные, доступ к данным. <...> Конечно, на основе данных создаются новые продукты, развиваются технологии: искусственный интеллект, машинное обучение и всё, что с этим связано. В отсутствие доступа к данным ИТ-бизнес полноценно развиваться не может — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Необходимость работы над большим количеством документов при проектных работах

Любая проектная организация, по моему же опыту, должна готовить, должна взаимодействовать с Главгосэкспертизой, с регуляторными органами, различными инспекциями и организациями типа Ростехнадзора просто на всем технологическом цикле деятельности предприятия. <...> Это порождает совершенно сумасшедшее количество работы. Например, по такому проекту, который когда-то пытался реализовать, <...> Штокмановское газоконденсатное месторождение — там в общей сложности было подготовлено полтора миллиона документов, которые размещались по 26 разделам и в общей сложности составляли примерно два хороших пятитонных грузовика. <...> Главгосэкспертиза готова была отрабатывать замечания и предложения, но при этом два месяца, которые по закону им даются — это не тот срок, когда можно сформулировать полностью все замечания, которые должны были на период жизненного цикла проекта — на 25 лет позволять практически спрогнозировать все, что будет происходить на производстве — Молодцов Кирилл, Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Нехватка референсных архитектур

Самое большое, что нам не хватает — это <...> правильных референсных архитектур, потому что на их основе проще и быстрее создавать приложения. Они быстрее и проще интегрируются, конкурентность рынка повышается на самом деле, ИТ-игроков становится больше, переносимость решений между компаниями растет и в целом — это такой тотальный win-win — Белевцев Андрей, Директор дирекции по цифровой трансформации, ПАО «Газпром нефть».

Проблема доверия

Главная проблема здесь, конечно, во-первых, доверие, доверие друг к другу. Даже не будучи прямыми конкурентами, переступить через элемент, что у соседа корова будет толще, чем у меня — это всегда очень тяжело дается — Михайлик Константин, Заместитель генерального директора по цифровой трансформации, ПАО «Россети».

Решения
Разработка закона о промышленных данных

Уже разработана концепция и подготовлен первый черновой вариант закона, далее мы приступим к работе над нормативной базой. Одна из главных задач сегодня – сделать промышленные данные доступными для внедрения — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Обеспечение доступности промышленных данных

Одна из главных задач — сделать промышленные данные доступными для внедрения. То есть, создать рынок, создать регуляторику, создать основу для их внедрения. <...> Мы должны для того, чтобы упростить обмен, создать открытые стандарты и апишки для доступа и интеграции. Это тоже очень важный элемент, чтобы компании могли упростить процедуру этого взаимодействия — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Устранение регуляторных барьеров

Устранять регуляторные барьеры, которые возникают для внедрения технологий, которые уже достигают промышленной зрелости, дать какой-то стимул инвестиционный для импортозамещения — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Создание системы, которая позволит компаниям взаимодействовать друг с другом

Поэтому мы должны создать систему так, чтобы каждая компания в России могла при помощи своего соседа российского стать более эффективной. Использовать данные друг дружки и кросс-опыляться. Потому что конкурент за границей, мы должны быть эффективнее, чем следующий наш конкурент на кривой предложения — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Наличие регулирования больших данных на мировом уровне

В большей части стран уже существует достаточно много шагов в направлении регулирования данного сектора или упрощения жизни. Где-то это саморегулируемые организации, где-то это просто объединения по интересам условно компаний с похожими взглядами, как тот же самый OSDU, например, куда вот «Газпром нефть» входит. <...> Мы видим, что в Евросоюзе, в Штатах и в Индии, например, уже процесс движения в данном направлении (регулировании промышленных данных — прим. ред.) начался. Россия, мы здесь не отстаем, мы вместе с коллегами из Минцифры, с коллегами из отрасли — «Газпром нефть» была одним из, скажем так, драйверов вначале. Сейчас и Роснефть активно присоединилась, и Росатом, и Россети, все здесь коллеги присутствуют. Мы <...> пишем закон о промданных, который должен позволить нам оказаться как минимум на равных с нашими странами-партнерами — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Поддержка ИТ-компаний

Для ИТ-разработчиков, тех, кто монетизирует себя за счет разработки и продажи софта и имеет более 90% выручки от этих видов деятельности, сейчас будут платить и платят уже не 20% налога на прибыль, а 3%. Не 30% страховых взносов с фонда оплаты труда, а 7,6% страховых взносов с фонда оплаты труда. <...> Очевидно, что ИТ-отрасль получит дополнительный ресурс, который сможет реинвестировать. <...> Плюс у нас есть грантовая поддержка, льготные кредиты, которые мы предоставляем, плюс ИТ-бизнес весьма маржинальный — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Формирование общедоступных датасетов

Мы можем управлять этим в части данных, которые генерируются госорганами. Да, и мы ставим себе задачу — будут формироваться датасеты, общедоступные датасеты, состоящие из данных государственных органов — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

На самом деле для очень большого количества направлений смысл не в том, что нужно открыть все данные, смысл — как бы в том, что нужно сформировать достаточно качественный датасет референсный, на основе которого можно составить модели и совершенно не надо отдавать все свои остальные данные — Белевцев Андрей, Директор дирекции по цифровой трансформации, ПАО «Газпром нефть».

Не нужно выкладывать все данные, нужно выкладывать стандартные датасеты, которые необходимы для анализа, для создания новых моделей в искусственном интеллекте и машинном обучении. То есть, если появляется новая модель, которая лучше, чем предыдущая, и это показывается через научные статьи или через какие-то конференции, ее тут же можно применять на все остальные данные и соответственно тем самым улучшать качество предсказания — Мильке Виталий, Профессор, МГТУ им Н.Э. Баумана; доктор в области компьютерных наук и машинного обучения, Anglia Ruskin University Cambridge.

Создание цифровых двойников для проектных документов

Решение о создании цифровых двойников для проектных документов, для задач, которые у нас так или иначе связаны с любой проектной деятельностью, а у нас в стране примерно <...> больше 30 тысяч предприятий. <...> В этой связи цифра — это системное решение, которое позволит нам существенно упростить процедуру работы с документацией, поиска необходимых решений, более того, фактически интерактив — возможность работы, ну если не в 3D и с визуализацией на конечном этапе, когда вы надеваете очки и понимаете, в каком элементе технологической цепочки вы находитесь — Молодцов Кирилл, Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Решение вопроса доверия

То что вот мы сейчас начали делать под эгидой Минэнерго, Минцифры — создание этой открытой платформы, работа над таким законом, она «колодцы», скажем так, расширяет. Мы все садимся в один колодец. Не то, чтобы он исчезает, он просто становится общим. <...> Я очень сильно надеюсь, что мы, может быть, даже за год начнем переходить к центрам компетенций, которые по определенным направлениям начнут обмениваться не только датасетами, начнут обмениваться принципами работы с этими датасетами, начнут меняться командами — Михайлик Константин, Заместитель генерального директора по цифровой трансформации, ПАО «Россети».

Создание соглашения о трансграничном обороте данных

У нас основная задача — это создание соглашения о трансграничном обороте данных. <...> В чем его суть: очень часто цифровые решения, которые связаны с пятью странами в союзе каждый раз обговариваются какие данные и как будут передавать. Это достаточно долгий процесс — на пять стран согласование. Очевидно, нам нужно некое соглашение, где мы просто будем говорить о некоторых конкретных вещах. О данных, например. Категоризация <...> — какие данные у нас полностью свободные, <...> какие данные у нас могут быть обезличенные, <...> и соответственно, какие данные вот никак нельзя передавать — Варданян Гегам, Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям, Евразийская экономическая комиссия.

Переход от закона к совместной работе бизнеса

Закон — это ультимативный способ регулирования, максимально жесткий. Закон, как известно, нужен для того, чтобы ограничивать прежде всего права и свободы бизнеса или гражданина, личности. Все остальное можно решить более такими мягкими способами. <...> Нужно попробовать поработать бизнесу друг с другом. Не на уровне законов в жесткой форме регулирования, а на уровне неких соглашений, общих стандартов и правил, к которым компании могут присоединяться и не присоединяться — Паршин Максим, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Мы смотрели возможности саморегулируемых ассоциаций, организаций и безусловно, как мы это видим, то что закон в это должен эволюционировать. Закон не должен ограничивать, несмотря на то, что это изначально сущность законодательной деятельности. <...> Но здесь задача, поскольку есть очень много вопросов от бизнеса про ту же безопасность, стандарты, про прочее. Мы должны создать фреймворк. Условно рельсы смазать — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.