Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Трансграничные и межстрановые ГЧП как механизм реализации инвестиционных проектов

Парк науки и искусства «Сириус», зал «Достоевский»
Ключевые выводы
Трансграничные ГЧП открывают новые перспективы перед всеми государствами-участниками

Инфраструктура играет ключевую роль в развитии трансграничного [сотрудничества. – Ред.]. <…> Теперь мы знаем, что успешные трансграничные ГЧП-проекты есть, это поможет нам запускать свои трансграничные проекты. Рассчитываем, что Евразийский банк развития (ЕАБР) будет предоставлять выгодные условия кредитования таких ГЧП, особенно странам с малыми экономиками. У трансграничных ГЧП больше рисков, им поддержка очень важна — Саидмурод Рахмонов, Заместитель директора Центра реализации проектов государственно-частного партнерства при Государственном комитете по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан .

Для стран Центральной Азии мегапроект водно-экономического комплекса — это жизненно важная тема, так как вода и энергетика для стран этого региона являются ключевыми. Все страны региона зависимы друг от друга в разной степени. <…> Решая этот вопрос на уровне одной страны, получить эффект невозможно. По нашим оценкам, порядка 30 млрд долларов США потребуется для реализации этого комплексного проекта, и мы уже работаем в Киргизии по проекту Куланакской [гидроэлектростанции в Нарынской области страны, заложенной в конце 2022 года. — Ред.]. В стадии возобновления проект Камбаратинской ГЭС, которая будет не только генерировать электроэнергию, но еще и обеспечивать водопользование в регионе. <…> Третья тема — это товаропроводящая сеть, [создание которой мы. — Ред.] оцениваем в 35 млрд долларов. <…> Максимальный эффект от данных проектов может быть получен только в случае, если они реализуются на наднациональном уровне, на трансграничном уровне — Денис Ильин, Заместитель председателя правления, Евразийский банк развития.

Проблемы
Разность подходов к нормативно-правовому регулированию и недоверие участников проекта друг к другу

Ко всем сложностям, которые присутствуют в традиционном ГЧП, трансграничное добавляет дисгармонизацию регуляторики, разность подходов, иногда отсутствие доверия друг к другу. <…> В ГЧП важно партнерство, оно базируется на доверии, которое должно быть подтверждено, сохраняться и поддерживаться годами, так как проекты ГЧП реализуются десятилетиями. Это доверие — не только взаимное уважение, но и исполнение взятых обязательств, несмотря на изменения политической конъюнктуры, правительств, геополитики, — оно должно оставаться, быть задокументировано и реализовываться в структуре проекта — Денис Ильин, Заместитель председателя правления, Евразийский банк развития.

На межстрановые проекты накладывается специфика международного взаимодействия. Мы должны создать единое методологическое поле. <…> Здесь нужно понять, какая будет единая методологическая площадка для оценки рисков проектов. <…> О барьерах — это регуляторика, оценка эффектов и совместное инфраструктурное планирование — Артем Володькин, Управляющий директор, АНО «Национальный центр государственно-частного партнерства».

С учетом различного законодательства как проект готовить? У Республики Беларусь опыт невелик, нам нужны примеры, чтобы принимать решения. При составлении финансовой модели возникнут вопросы, в какой доле государства будут участвовать в финансировании проекта. [Основные барьеры. — Ред.] — различия национальных законодательств о ГЧП, [малый. — Ред.] накопленный опыт по реализации проектов и бюджетные ограничения государства — Татьяна Чижик, Начальник Центра государственно-частного партнерства Национального агентства инвестиций и приватизации Республики Беларусь .

Они [межстрановые проекты. — Ред.] стоят выше, чем национальные проекты, и есть дополнительные риски у стран-партнеров — Саидмурод Рахмонов, Заместитель директора Центра реализации проектов государственно-частного партнерства при Государственном комитете по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан .

Отсутствие инфраструктурного планирования

По трансграничным проектам очень часто отсутствует инфраструктурное планирование, потому что страны боятся “залезать” в юрисдикцию других государств, стараются решать вопросы самостоятельно. <…> Мы столкнулись с тем, что попытка решать проблему на уровне одной страны приводит к удорожанию проекта и удлинению сроков его реализации — Денис Ильин, Заместитель председателя правления, Евразийский банк развития.

Решения
Партнерство с международными банками развития

Международные банки развития — это нейтральные площадки, которые не только помогают методологически, формируют финансовые отношение, но это еще и партнеры с нейтральным статусом, которые обеспечивают устойчивость проекта, выполнение обязательств — Денис Ильин, Заместитель председателя правления, Евразийский банк развития.

Встает вопрос нормативного применения, но есть решение — межгосударственное соглашение. Роль Евразийского банка — быть арбитром, учитывая, что наши страны являются участниками банка. В последующем считаю вполне возможным участие банка в нашем проекте [проект между Казахстаном и Кыргызстаном по строительству альтернативной дороги Алматы — Иссык-Куль. — Ред.] — Санжарбек Болотов, Директор, Центр ГЧП при Министерстве инвестиций Кыргызской Республики.

Создание новых финансовых продуктов для мегапроектов и применение цифровых решений

При планировании крупных логистических проектов мы, во-первых, исходили из того, что это должно быть создание качественной, новой, всесезонной логистики для экспортеров товаров и услуг. Раньше мы были ограничены сезонностью. Во-вторых, [мы использовали. — Ред.] принцип комплексного планирования, то есть тщательно рассчитывали взаимное влияние проектов. В-третьих, [учитываем. — Ред.] необходимость выстраивания международной проектной работы с китайской стороной. При этом необходимо выверять каждый шаг — от идеи до структурирования межправосоглашения. Здесь банковское сообщество должно посмотреть на создание новых финансовых продуктов для финансирования крупных межгосударственных проектов — Павел Пузанов, Заместитель председателя Правительства Амурской области.

Мы создали веб-портал ГЧП, он отражает полную информацию по всем планируемым и реализуемым проектам. Ведется работа по созданию и интеграции трех платформ — веб-портала, информационной системы ГЧП и информационной системы госпланирования Министерства финансов. <…> Полагаем, что создание аналогичных информационных систем в странах ЕАЭС и общего пула проектов с едиными стандартами позволит открыто планировать и в одной плоскости обсуждать возможности партнерства — Самат Сагындыков, Председатель Правления Казахстанского центра ГЧП.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС