Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Передовые российские технологии для обеспечения технологического суверенитета и развития Дальнего Востока и Арктики

Корпус В, уровень 6, конференц-зал № 9
Ключевые выводы
Приоритетные направления развития технологий для Арктики и Дальнего Востока

Базовые вещи для Дальнего Востока — в первую очередь, для людей — это авиация. Конечно же, это основные средства в рыболовстве — соответственно, судостроение, судоремонт, комплектующие для этих отраслей. И, конечно же, нефтегазохимия — это, считаем, будущее Дальнего Востока — Анатолий Бобраков, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Если говорить про перспективные направления, я считаю, беспилотные авиационные системы на Дальнем Востоке должны быть востребованы… Там в основном не густонаселенные регионы. <…> Второе направление, например, это робототехника, в том числе подводная робототехника — очень перспективная история. Я знаю, что здесь есть мощнейшие наработки — Денис Кравченко, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Санкции подстегнули развитие и использование российских технологий

В 2021 году более половины компаний по стране, использующих иностранные технологии, ориентировались на Запад и планировали покупать технологии машинного оборудования западные. Сейчас эта цифра менее 10%. <…> Это огромные возможности, и Президентом России было поручено отдельные механизмы проработать для того, чтобы технологии не импортозамещать, перемещая импорт с Запада на Восток, а именно взращивать на территории России, на Дальнем Востоке — Анатолий Бобраков, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

[Сейчас. — Ред.] добавляется составляющая политическая и геополитическая, и все, что связано с таким неприкрытым давлением на наших партнеров, пока чуть-чуть притормаживает сотрудничество. Кто-то, наоборот, понимает, что бороться с ограничениями можно, только развиваясь и развивая кооперацию. Поэтому это давление скорее нас заставляет бежать еще быстрее, чем сдерживает в развитии — Алексей Лихачев, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Проблемы
Основная потребность Дальнего Востока и Арктики — электроэнергия и транспортная доступность

Если говорить о возможности добычи полезных ископаемых на Дальнем Востоке, особенно в условиях арктической зоны, то понятно, что бизнес сталкивается с двумя основными задачами: необходима электроэнергия и какая-то транспортная доступность. При этом, в любом случае, наличие электроэнергии в основе всего, и это должна быть доступная электроэнергия — Константин Бейрит, Президент, ПАО «Селигдар».

Мы хорошо знаем, это часто проговариваемая статистика, о том, что у нас освоен гидропотенциал менее чем на 20%. Есть куда идти, в то время как коллеги, как в развитых странах, так и в развивающихся странах, зачастую освоили свой гидропотенциал до 80% и уже после этого начинают развивать другие виды — Виктор Хмарин, Председатель правления, генеральный директор, ПАО «РусГидро».

Зеленая энергетика может обеспечить энергонезависимость регионов и экологичность предприятий

Помимо атомной энергетики, в сфере энергетики надо посмотреть на возобновляемые источники, в том числе и гейзерные. Вот восстановить программы приливно-отливные и так далее. Это даст возможность регионам более независимо себя чувствовать по энергообеспечению — Денис Кравченко, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Экологическая повестка сейчас все острее и острее звучит везде. Горно-металлургическая отрасль очень энергоемкая. При этом она очень консервативная, но требует сейчас очень много внимания на снижение влияния на экологию вообще в целом. И сейчас этим очень много занимаются все без исключения горно-металлургические компании России — Александр Попов, Вице-президент, руководитель Забайкальского дивизиона, ПАО «ГМК «Норильский никель».

В свое время Советский Союз пробурил более 100 скважин… На основании этой научной работы получилось сделать такой прекрасный объект в энергобалансе Камчатки. Там доля геотерма около 30%. И в принципе есть возможность увеличить эту долю до 80% — Виктор Хмарин, Председатель правления, генеральный директор, ПАО «РусГидро».

Мы с корпорацией “РусГидро” подписали двухсторонний договор и, по сути дела, увеличили долю потребления возобновляемой энергии с 5 до 34%. <…> Мы активно смотрим тему солнца — Александр Попов, Вице-президент, руководитель Забайкальского дивизиона, ПАО «ГМК «Норильский никель».

Современные веяния заставляют тратить ресурсы и распылять силы

Регулярно, наверное, раз в два года появляются какие-то в отрасли разные идеи. То мы начинаем активно развивать ветряную и солнечную генерацию, в том числе за Полярным кругом. То мы все занимаемся активно цифровизацией, что стоит достаточно больших денег. То мы все занимаемся водородом, и на эту тему проводятся десятки совещаний на всех уровнях. На эту тему тратятся деньги. <…> Просто никто не считает, сколько стоила идея водорода, от потраченного на это времени крупных чиновников, топ-менеджмента компаний, заканчивая проектами, какими-то изысканиями на эту тему — Виктор Хмарин, Председатель правления, генеральный директор, ПАО «РусГидро».

Решения
Надо развивать не импортозамещение, а работать на опережение

Я считаю, что нам не нужно сейчас ни в коем случае догонять. Нам нужно обгонять. Нам нужно идти наперерез. Нам нужно заглядывать вперед. <…> Я считаю, что нам, помимо тех сфер, о которых вы упомянули — судоремонт, судостроение и авиастроение, очень важно дополнительные некоторые направление развивать. <…> Росатом же делает плавучие атомные электростанции. Этого не делал никто. <…> И нам необходимо так в каждом направлении стараться опережать — Денис Кравченко, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Стимулирование развития российских технологий

Пять месяцев назад появилась так называемая таксономия проектов технологического суверенитета и структурной адаптации российской экономики. Это некий такой документ, который определяет приоритеты российского государства с точки зрения технологического развития, в том числе и с целью некоего регуляторного стимулирования — Юрий Корсун, Заместитель председателя, ВЭБ.РФ.

Может быть, более общие меры господдержки должны иметь еще какую-то строчку более льготную в случае, если этот проект отвечает таксономии технологического суверенитета. То есть какую бы программу ни придумали, может быть, там, где правительство определило некий формат приоритизации, там сделать еще какой-то дополнительный экономический стимул. Мы все время говорим: “Денег мало, на все не хватит”. Может быть, на все и не надо. Именно нужно приоритизировать, а потом вот тот ресурс, который имеется, сфокусировано направлять туда, где существует эта приоритизация. И за счет этого создавать гораздо большие экономические стимулы, чем вот мы имеем в настоящий момент — Юрий Корсун, Заместитель председателя, ВЭБ.РФ.

У России есть задел по определенным технологиям

Мы понимаем, что по отношению с нашими ближайшими конкурентами в большинстве технологий мы имеем задел до 10–12 лет. Все, что сегодня существует на бумаге, у нас существует как минимум в стендах и НИОКРах. А если говорить о малой мощности, в том числе и мобильной малой мощности, то и в референтных проектах — Алексей Лихачев, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Есть марафоны, где мы ну не выиграем, скорее всего, с точки зрения передовых решений. <…> При этом, если мы говорим о заделах… мы имеем возможность даже выйти вперед, если мы говорим о массовом потребительском электроавтомобилестроении. В силу ряда причин мы можем действительно выйти как минимум в солидные игроки, возможно, лидеры глобального рынка — Алексей Лихачев, Генеральный директор, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС