Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Зеленая энергетика Дальнего Востока: потенциал энергоснабжения удаленных и изолированных энергорайонов

Корпус D, уровень 5, конференц-зал № 15
Ключевые выводы
Зеленая энергетика позволит снизить стоимость энергоснабжения удаленных и изолированных районов Дальнего Востока

Дизельная генерация на изолированных территориях — это единственно возможный сейчас источник. Вопрос стоимости — он опять-таки относительный, и основную его часть формируют транспортные издержки по доставке этого топлива на это место. И вот здесь тот положительный опыт, который есть у компании “Русгидро” в части комбинирования его с ветро- и солнцеустановками и экономией этого топлива, он максимально интересен и должен в дальнейшем использоваться — Павел Сниккарс, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

У нас была цель снизить объём завозимого топлива. В среднем для того, чтобы обеспечивать ежегодно дизельным топливом Республику Саха — это 143 изолированных посёлка — это порядка 5 млрд рублей только на дизельное топливо — Роман Бердников, Член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «РусГидро».

У нас в децентрализованную зону энергоснабжения попадает четыре муниципальных района, ежегодно из бюджета Приморского края на компенсацию льготного тарифа для потребителей мы тратим порядка 400 млн [рублей], сейчас уже к 500 млн подходим. <…> Понятно, у нас нет северного завоза, это большой плюс, но это все равно логистика тяжёлая, это все равно постоянный рост цен на топливо — Елена Пархоменко, Заместитель Председателя Правительства Приморского края.

Первые два посёлка, которые мы запустили, пока что эффект есть, это порядка от 30 до 50% экономии топлива, то есть <…> мы даже немножко, боюсь сглазить, даже опережаем план по снижению объёма завозимого топлива — Роман Бердников, Член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «РусГидро».

Сейчас мы прорабатываем возможность сооружения ветропарка [на Дальнем Востоке] и рассчитываем выйти на установленную мощность до 30 мегаватт с вводом в эксплуатацию не позднее 2027 года. <…> Мы считаем, что это позволит не только решать вопросы, связанные с экологической повесткой, но и… снимать вопросы, связанные с низким уровнем развития инфраструктуры и снижением потребления дорогостоящего дизельного топлива — Виктор Свистунов, Заместитель генерального директора по развитию технического и нормативного регулирования ВЭС, АО «НоваВинд».

Возобновляемые источники энергии можно использовать для развития в России углеводородного рынка

В этом году мы запустили первую солнечную электростанцию на острове Итуруп. На ее базе мы <…> реализуем первый климатический проект. Будут выпущены первые углеродные единицы, которые будут зарегистрированы в национальном реестре углеродных единиц, и тем самым мы хотим, собственно, протестировать и доказать готовность национальной инфраструктуры к выходу, к старту, к развитию углеродного рынка в стране — Милена Милич, Исполняющая обязанности Министра экологии и устойчивого развития Сахалинской области.

Проблемы
Для развития ВИЭ необходимы налоговые преференции и инструменты поддержки

Только около 23 мегаватт [возобновляемых источников энергии] было реализовано за последние 7 лет [на Дальнем Востоке], то есть с момента, когда федеральная программа поддержки заработала. Пока той активности, которую мы наблюдаем в регионах, недостаточно, нужно привлечь к этому аспекту дополнительное внимание и помочь регионам привлечь сюда инвесторов с помощью различных дополнительных механизмов — Алексей Жихарев, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ); партнер, Vygon Consulting.

Если мы хотим дальше запускать и распространять эту программу, все-таки необходимы налоговые льготы, а также субсидированные ставки по кредитам. Когда инвестор приходит в банк, для банков энергосервисные контракты — высокорисковые, и они [банки. — Ред.] очень тяжело дают [кредиты] — Роман Бердников, Член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «РусГидро».

Механизмов для использования и развития [энергетики] на самом деле на Дальнем Востоке практически нет. Мы видим здесь некоторые разнонаправленные тренды. Да, здесь растёт энергопотребление, здесь реализуются очень масштабные промышленные проекты, и это формирует серьёзные вызовы по обеспечению генерации. И в условиях отсутствия таких инструментов, понятных, прогнозируемых в части экономики этих проектов, инвесторам весьма непросто в планировании и вообще в развитии любой генерацию, ну в том числе и на возобновляемых источниках энергии — Артур Алибеков, Генеральный директор, ООО «Экоэнерджи Групп».

Регионы должны быть заинтересованы в развитии ВИЭ

Необходимо донастроить программу поддержки и установить целевые показатели по регионам, чтобы не только на федеральном уровне были целевые показатели по доле возобновляемой энергетики… Важно, чтобы эти показатели транслировались также на уровень региона, и более того — чтобы конкурсные отборы, которые проводятся в рамках программы поддержки, были бы обязательными [для регионов]. Сейчас мы видим, что только отдельные регионы проявляют активность, и, конечно, это не даёт возможности инвестору приходить сюда, развивать зелёную энергетику — Алексей Жихарев, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ); партнер, Vygon Consulting.

[При развитии геотермальных источников] первое — это то, что связано с административными разрешительными процедурами. Прежде всего — то, что связано с лицензиями. Здесь очень важна роль региона для того, чтобы помочь инвестору максимально эффективно, быстро и оптимально получить эти решения. Без этого невозможно начинать геологоразведку и, соответственно, входить в проект — Вячеслав Синюгин, Заместитель генерального директора по цифровой трансформации и энергетическим проектам, АО «Зарубежнефть».

Необходимость расширения линейки производимого оборудования

Почему, на мой взгляд, ещё программа поддержки ВИЭ не совсем применима для изолированных территорий? Вот, допустим, где больше всего ветра и потенциал достаточно высокий, очень высокая единичная мощность самих ветроустановок. То есть нам [там] не нужны ни 2,5-мегаваттники, ни 4,5-мегаваттники, ни 5-мегаваттники — Павел Сниккарс, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Решения
Компании готовы локализовать производство оборудования для ВИЭ при гарантии спроса

Если план… модернизации неэффективной генерации приобретёт какие-то границы, и там будут обозначены конкретные [необходимые] мощностные параметры… я думаю, автоматически появится производство с какой-то долей локализации — Алексей Жихарев, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ); партнер, Vygon Consulting.

Мы понимаем, что можно масштабировать, тиражировать [производство], в том числе в арктическом исполнении, был бы спрос. Гарантированного спроса для этой работы у нас сейчас нету. Это вот такие, можно сказать, венчурные проекты, которые ещё не гарантированы сбытом продукции — Артур Алибеков, Генеральный директор, ООО «Экоэнерджи Групп».

Здесь, на наш взгляд, нужно увидеть возможность технологий, то есть государство не готово гарантировать возврат инвестиций, не понимая, на каком оборудовании вы это будете делать — Павел Сниккарс, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Регионы должны делиться своими практиками, а инвесторы — увеличивать сроки окупаемости проектов

Нужно сделать перечень тех технологий, лучших практик региональных, и сделать более-менее единую модель расчёта окупаемости — Павел Сниккарс, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Хотя мы делаем мастер-планы на 10 лет, у нас схема программы развития до 2030 года, схема теплоснабжения — до 35-го минимум, но при этом когда мы [инвестор] начинаем считать вложение инвестиций, то это 3 года, 5 максимум — Павел Сниккарс, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС