Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Гектар: итоги пяти лет. Новый этап – агломерации

Корпус D, уровень 5, конференц-зал № 14
Ключевые выводы
Россиянам нравится владеть большими участками

На самом деле чувство обладания землей, причастности к своему региону крайне важно для наших сограждан. И поэтому 70% считают эту программу привлекательной — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Дальневосточный гектар — это не просто решение каких-то экономических и социальных проблем. Думаю, что это такой определенный сакральный вопрос. Земельный вопрос в России всегда был очень большой головной болью. Даже не только в России... Средний процент желающих взять землю по этой программе — 14 по России. А на Дальнем Востоке — до 27%, то есть каждый четвертый готов вроде бы взять эту землю — Сергей Каргинов, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Гектарщики активно объединяют усилия

Одним из самых четких и явных трендов является, конечно, агломерация. Те участки, которые выдавались без инфраструктуры, без соответствующих возможностей для какого-то сбалансированного развития, естественно, на сегодняшний момент менее привлекательны, как минимум. Этим наверное объясняется достаточно резкое расхождение между заявками и оформленными земельными участками — Кирилл Бычков, Первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

Очень многие участвовали в программе с целью объединить усилия, группу участников, с тем чтобы им была оказана инфраструктурная поддержка. Безусловно, государство от этих обязательств не отказывается. Но в то же время нужно понимать, что — в целях более эффективного и рационального использования ресурса и поддержки наиболее востребованных, так скажем, агломераций — сейчас под эти критерии подпадает 363 агломерации. И 10% уже оказана поддержка — прежде всего, это строительство дорог, проведение электричества — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Необходима упреждающая подготовка органами публичной власти проектов планировки локальных территорий. При такой планировке могут быть разные варианты компоновки этих территорий. Как только мы зайдем внутрь этих территориальных сообществ, то увидим, что там есть проблема общего имущества. Каждый нарисовал себе земельный участок, потом оглянулись — нужна дорога! А она откуда будет? Мы каждый от своего гектара отщипнем кусок, чтобы эта дорога прошла? Или органы публичной власти все-таки заранее об этом задумаются? И скажут: дорога пройдет вот здесь — Александр Пузанов, Генеральный директор, Фонд «Институт экономики города».

Результаты пяти лет высвечивают устойчивый спрос со стороны мужчин, и в первую очередь — на жилищное строительство

Получить гектар бесплатно, по упрощенной процедуре, теперь можно в 18 регионах нашей страны. Доступно для получения 225 млн гектаров. Как распределяются заявки по направлениям, которые выбирают люди? 42% — это индивидуальное жилищное строительство, 34% — сельское хозяйство, 10% — это предпринимательство и 7% — рекреация и туризм — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Россия опередила время и создала лучшую практику по поиску, выбору и оформлению прав на земельные участки. Появился безбарьерный инструмент получения участка — Олег Скуфинский, Руководитель, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Свыше 100 тысяч россиян уже обзавелись гектарами

Уже сейчас воспользовались программой 111 тысяч человек и получено 73 тысячи гектаров земли. Каков портрет гектарщика? Что это за люди, которые выбирают эти участки и участвуют в этой программе? Это мужчина, средний его возраст — 44 года. Среди топ-5 регионов от заявителей — Приморский край, Якутия, Сахалинская область, Хабаровский край, Амурская область. Если брать другие регионы, не местных, то это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, как ни удивительно, и Свердловская область — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Проблемы
При всем спросе на гектары хватает и последующих отказов от участков

111 тысяч получили. Давайте посмотрим: желание — 14%, а получили 100 тысяч. То есть достигли мы своей цели? Пока не знаю! Но мы не поставили никакие критерии. А какой результат должен быть? 1 млн? 2 млн? 3 млн? Если взять исторические примеры глобальных реформ, той же столыпинской, там 3 млн переселили за Урал. Из них, по разным оценкам, от 17 до 25% вернулось назад, потому что были плохие условия! В царской России, когда, по большому счету, печка, изба и лошадь — это уже считалось хорошо. А что сегодня наш избалованный человек? Он берет и лишает себя интернета, коммуникаций, тепла, теплого туалета и так далее, приезжает на землю и, конечно же, возвращается. Количество отказов, которое сегодня существует, достаточно большое, и на это надо обратить внимание — Сергей Каргинов, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Пятилетний срок подходит к завершению по уже сотням гектаров, и мы переходим уже в режим оформления в собственность или полноценную аренду этих земельных участков. По истечении пяти лет видно, что переоформление участков фактически на порядок ниже, чем выходящие для перерегистрации договоры. Если мы посмотрим на причины таких отказов, одна из основных — это потеря интереса к гектару, в буквальном смысле, это проблематика разрешенных видов использования, отсутствие инфраструктуры, — а мы понимаем, что в условиях Дальнего Востока расстояния, специфика земель и стоимость строительства инфраструктуры в частном порядке не может быть разрешена, — это отсутствие комфортных финансовых инструментов для того, чтобы реализовать на этом гектаре первоначальные замыслы — Евгений Чекин, Председатель Правительства Камчатского края.

Кредит под залог гектара пока что взять не выйдет

Мне кажется, самая основная проблема — что все-таки такой гектар нужно делать предметом залога. Пока он не предмет залога, невозможно ни взять ипотеку, ни чего-либо кроме потребительского кредита. А за счет каких денег будет строиться жилье? Пять лет, не пять лет... Аренда, хоть и на пять лет, не дает банку возможность выдать ипотеку. Это самое основное! Тут как с паем ЖСК: пока пай не предмет залога, ни один ЖСК реально у нас в стране развиваться не будет — Никита Стасишин, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

У гектарщиков между собой могут расходиться интересы

Есть нюанс, что транспортная инфраструктура — это только подъезды к территориям. Но мы понимаем особенность земель, что интересы и виды использования у гектарщиков абсолютно разные, и понимаем, что на самом деле должны смотреть не со стороны на эти агломерации, а прямо заходить внутрь с точки зрения вопроса схем планирования и внутриплощадочных транспортных сетей — Евгений Чекин, Председатель Правительства Камчатского края.

Решения
Жилищное строительство требует дорог и электричества

Наша задача, если это по-настоящему продуманная локация — а это очень важно под ИЖС — конечно, обеспечить инфраструктуру и такие земельные участки. В первую очередь это, как минимум, электричество и дороги. Без этих двух составляющих никакое жилищное строительство развиваться не будет — Никита Стасишин, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Спрос на гектары могли бы подстегнуть дополнительные льготы

У нас много земли. Здесь надо быть честными и давать людям ту землю, на которую есть спрос. Наверное надо вместе подумать о том, чтобы не просто предоставлять территорию для выбора. Эта территория должна быть обеспечена инфраструктурой, там должны быть решены все вопросы, связанные с территориальным планированием. Должны быть решены вопросы социальной инфраструктуры, чтобы человек мог планировать свою жизнь на долгую перспективу и видеть эту перспективу сразу же при выборе того или иного участка. Нужны меры поддержки, без мер поддержки и идут отказы, неосвоение в определенной степени — Олег Скуфинский, Руководитель, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Здесь важны будут не только деньги, которые давало правительство царской России, и в советское время выделялись субсидии, и сейчас мы выделяем... А какие-то дополнительные, очевидно, льготы, видимо, необходимы, для того, чтобы стимулировать этот переезд — Сергей Каргинов, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Если дополнять, помимо базовой программы, мерами со стороны регионов, — а такие меры обязательно есть, — то создается комплекс или меню поддержки гектарщиков, которое позволяет поддерживать в части дополнительных инструментов. Можно было бы отметить, что это дальневосточная ипотека. На данный момент 282 кредита было предоставлено в рамках дальневосточной ипотеки участникам программы "Гектар" — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Претендентам на гектары можно предлагать уже существующие агломерации, разделенные по типам

При предоставлении гектара нужно, помимо того что показывать локацию, давать перечень уже сформированных проектов под ИЖС, прошедших экспертизу, с четким пониманием себестоимости, инвестиционной себестоимости. Самое важное все-таки — это локация. Потому что очень дорого тянуть сети и дороги туда, где земля не нужна и не представляет для муниципалитета никакой экономической целесообразности. А потом, уже после того, как люди там поселятся, нужна же социалка будет... Мы должны прекрасно понимать, что без садиков, школ и поликлиник, если мы комплексно рассматриваем эту программу, ничего реализовываться не будет — Никита Стасишин, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Создание банка типовых проектов позволяет пойти дальше. Из домокомплектов сейчас строится только 1,5% ИЖСа, надо перевернуть эту пирамиду. И к одному гектару тянуть дорогу бессмысленно, так что мы тоже выступаем за агломерации — Александр Левинталь, Управляющий директор по Дальнему Востоку, АО «ДОМ.РФ».

Агломерации нужно делить. Надо выделять сектор ИЖС — потому что там своя специфика и уклад жизни будет, сектор сельского хозяйства — мы понимаем всю специфику последствий сельхозпроизводства и неудобств, которые оно может представлять для других видов использования, и туристический сектор — там свой абсолютно уклад. А значит, мы должны таргетировать инструменты под каждый вид использования — Евгений Чекин, Председатель Правительства Камчатского края.

Публичные слушания могут помочь гектарщикам не рассориться с соседями

Очень часто мы имеем дело с приходом какого-то нового населения на территории, которые неформально, по понятиям, уже определенным образом использовались жителями близлежащих населенных пунктов. И механизмы публичных слушаний в данном случае для предотвращения потенциальных конфликтов могут быть очень полезны — Александр Пузанов, Генеральный директор, Фонд «Институт экономики города».

Людям не помешали бы простые разъяснения выгод жизни на гектаре

Мы должны человеку помимо гектара разъяснять — и это задача, мне кажется, в первую очередь губернатора, наверное наша и Миндальвостокразвития, — что он может конкретно построить и чем это будет лучше покупки квартиры в городе. Пока мы не начнем людям объяснять, так и будем бравировать статистикой и цифрами: вот, мы молодцы, предоставили гектар… А чем он лучше однокомнатной квартиры в ипотеку? Вот как только начнем нашим людям объяснять, точно будет все лучше — Никита Стасишин, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС