Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Повышение отдачи от нефти и газа для россиян

Корпус В, уровень 7, конференц-зал № 11
Ключевые выводы
Газовое топливо имеет перспективы с точки зрения экологии

Есть определенное видение, что газ как топливо имеет хорошие перспективы. И даже несмотря на климатическую повестку, потенциал российских экспортных проектов сегодня выглядит очень перспективно — Выгон Григорий, Управляющий директор, VYGON Consulting.

Мы понимаем, что у нас на ближайшие 20–25 лет, когда газ в условиях климатической и экологической повестки будет одним из основных переходных видов топлива, есть хорошее окно возможностей. Оно относится не только к экспорту газа или потреблению его на ТЭЦ, но и к повышению добавленной стоимости — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Справедливо отмечен высокий потенциал использования газа, но приведу только несколько цифр — использование СПГ в качестве моторного топлива позволяет экономить потребителям на топливе порядка 30–45%. Кроме того, использование в качестве топлива СПГ на 25% снижает выбросы углекислого газа — Гудков Эдуард, Заместитель председателя правления, ПАО «НОВАТЭК».

Проблемы
Низкий уровень газификации на Дальнем Востоке и отсутствие инфраструктуры для использования сжиженного природного газа

Уровень газификации в России составляет 71%, но при этом хотел бы отметить, что, по разным оценкам, уровень газификации Дальнего Востока — от 19 до 24%. Пять из одиннадцати регионов Дальнего Востока не имеют сетевого трубопроводного газа. 70% в структуре теплогенерации Дальнего Востока — это угольная генерация, и все вытекающие из этого проблемы нам хорошо известны — Гусейнов Гаджимагомед, Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

На сегодняшний день создана основа для развития газоснабжения, газификации Дальнего Востока, так как создана опорная сеть магистральных газопроводов. На Дальнем Востоке полномасштабная газификация началась с 2008 года. И, конечно же, предстоит огромная работа по ускоренной газификации регионов Дальнего Востока в предстоящие десять лет — Маркелов Виталий, Заместитель председателя правления, член совета директоров, ПАО «Газпром».

Мы совместно с „Газпромом“ сейчас смотрим и уже делаем первые шаги к тому, чтобы использовать и СПГ, но там встает вопрос инфраструктуры. Очень дорогостоящее оборудование, газовое хозяйство этого комплекса, регазификация, хранение и так далее. А еще надо поменять котлы в котельных и создать всю новую инфраструктуру — Пак Петр, Заместитель председателя Правительства Амурской области.

Для развития дорогостоящих проектов не хватает инструментов финансирования

Хочу отметить новые вызовы, которые сейчас появляются перед отраслью в дополнение к тем проблемам, с которыми всегда сталкивались. То, что коллеги уже упоминали — недостаток дешевого проектного финансирования — и именно проектного, а не кредитования дочек крупных компаний, что всегда проще. И нехватка квалифицированных кадров — Сабитов Николай, Генеральный директор, АО «Химпроект».

Нам нужно больше проектов, больше инвестиций в эту сферу. Тем не менее возникает вопрос, за счет каких ресурсов, поскольку бесконечно обременять баланс существующих компаний долгами, которые пойдут на развитие этих проектов, невозможно. С другой стороны, все проекты очень капиталоемкие, очень длительные — Зеленский Андрей, Главный управляющий директор, ВЭБ.РФ.

Решения
Необходима поддержка бизнеса государством при реализации крупных проектов, в том числе ориентированных на экспорт

Мы справимся с поставленными задачами по газификации благодаря тесному взаимодействию всех уровней федеральных и региональных властей и, конечно же, „Газпрома“ — Маркелов Виталий, Заместитель председателя правления, член совета директоров, ПАО «Газпром».

Те затраты, которые нужны на инфраструктуру, чтобы этот газ доставить — жирный газ, компоненты, все ценные фракции, а потом экспортировать готовый товар — немалые затраты. Поэтому государство совместно с бизнесом должно сделать максимум, чтобы издержки снизить — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Необходимо учитывать экономическую выгоду проектов газовой отрасли для всех ее участников, которая достигается в том числе за счет взаимовыгоды

Необходимо, чтобы весь маржинальный доход, который формируется от добычи до переработки, справедливо распределялся между участниками всей этой цепочки добавленной стоимости. Мы должны найти балансные решения. Тогда у нас переработка была бы в приоритетном плане — Гусейнов Гаджимагомед, Первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Очень важно, чтобы мы все эти запасы, которые у нас имеются в стране, тоже использовали. Мы понимаем, что есть большая база „Газпрома“, которая монетизируется в первую очередь. В Восточной Сибири имеется большое количество запасов независимых производителей газа. <...> Это все должно сопровождаться справедливой тарифной политикой, это должно быть экономически обоснованной деятельностью для всех участников этой цепочки — Сорокин Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Распределение между поставщиком, между апстримом — тем, кто добывает, мидстримом — тем, кто подготавливает газ к транспортировке и выделяет из него то, что может быть переработано, и даунстримом — тем, кто производит продукции, — это распределение экономики не может достигаться какими-то полностью регуляторными мерами. Оно строится на основе взаимного интереса — Конов Дмитрий, Председатель правления, ПАО «СИБУР Холдинг».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС