Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Участие Дальнего Востока в глобальных цепочках добавленной стоимости. Эффективные стратегии

Корпус А, уровень 3, Конференц-зал № 19
Ключевые выводы
Россия имеет возможность успешно встроиться в глобальные цепочки добавленной стоимости в АТР

У Дальнего Востока есть свои географические преимущества: есть огромный сосед с огромным населением, конечно же, это Китай. У нас огромное количество потребителей. Каждый день мы потребляем огромное количество продукции, и для Дальнего Востока очень важно обдумать, как использовать этот огромный китайский рынок, как можно нацелиться на китайский рынок и получить преимущества — Хэ Чжэньвэй, Заместитель генерального секретаря, Китайская ассоциация по развитию предприятий за рубежом.

Есть совместное предприятие в Шымкенте, они запустили комплекс каталитического крекинга, выпускают там пропан-пропиленовую фракцию, 72-процентная концентрация пропилена уходит в бытовые газы, жгут ценный продукт у себя на конфорках. Мы имеем сегодня уже компетенцию переработки этих фракций. (Мы можем), вернув нашим казахским товарищам качественный продукт, при этом переработанный продукт поставить в КНР <…> У Китая не хватает этого ресурса, но есть следующие переделы, которые могут перерабатывать пропиловый спирт еще по пяти направлениям. И эту продукцию мы импортируем себе. Вот кооперация, которая в принципе оставит добавленную стоимость и у них, и у нас, даст взаимный интерес — Сутягинский Михаил, Председатель совета директоров, АО «Группа компаний «Титан».

Несмотря на кризис, несмотря на падение цен (на уголь — Ред.), мы пошли путем строительства шахт и обогатительных фабрик. Мы стали на выходе получать уголь стабильного высокого качества <…> и, обогащая (его) на выходе, мы получили высококлассный концентрат с маржинальной надбавленной стоимостью, что позволило нам увеличить цену нашего продукта в три раза и открыло для нас перспективные экспортные рынки стран АТР, куда мы успешно сейчас реализуем нашу продукцию — Цивилева Анна , Председатель совета директоров, ООО «Колмар Груп».

В современной мировой экономике роль страны как игрока на глобальном рынке в значительной мере определяется тем, насколько она способна встроиться в современные глобальные цепочки производства, которые сейчас получили такое популярное название, как глобальные цепочки добавленной стоимости. Регион АТР — один крупнейших центров формирования подобных цепочек. Поэтому, естественно, российский Дальний Восток может и должен претендовать на такое видное место в российской экономике, в российском бизнесе, как участника таких глобальных цепочек — Данильцев Александр, Директор, Институт торговой политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Происходит качественная трансформация глобальных цепочек добавленной стоимости

Сегодня пытаться конкурировать по старой модели вряд ли уже получится. И ориентироваться на эту модель неэффективно. <…> Ключевое звено в цепочке — это этап, который как раз выходит за рамки промышленной сборки, промышленного производства. Это НИОКР, это дизайн, это постпродажное обслуживание, это маркетинг, это этапы до и после непосредственно производства. <…> Побеждает сегодня в цепочке тот, кто предлагает не дешевую рабочую силу, а предлагает либо суперсовременные капитальные возможности, либо наиболее квалифицированную рабочую силу, невзирая на издержки, которая дает продукт, недоступный пока рынку, или концептуально новый, или сильно отличающийся от того, что уже есть — Максимов Тимур, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Если раньше они (цепочки добавленной стоимости, — Ред.) были выражением количественных параметров, то теперь это проявление качественных параметров. И, естественно, это должно каким-то образом и менять наше отношение к тому, как организовывать участие в них и какие стратегии здесь избирать, потому что мы много говорим о человеческом капитале, о квалификации и т.д., но как-то все отдельно то о цепочках, то о человеческом капитале — Данильцев Александр, Директор, Институт торговой политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Проблемы
Незначительное количество экспортно ориентированных производств в рамках преференциальных режимов на Дальнем Востоке

Свободный порт Владивосток, ТОРы, ТОСЭРы, много специальных режимов, которые предоставляют целый ряд налоговых, инвестиционных, таможенных преференций <…> Дало ли это нужный и ожидаемый эффект? <…> Люди, которые пользуются этим режимом, в основном ориентированы все-таки на внутренний рынок за редким исключением. “МАЗДА СОЛЛЕРС” предприятие — это один из ярких примеров того, как это может и должно работать, но это все же исключение из правила. Пока это массовым явлением не стало. Режим, который создан на Дальнем Востоке, предполагает все-таки определенную локализацию здесь производства с последующим выходом на экспорт. Ориентир де-факто сейчас, конечно, на внутренний рынок — Максимов Тимур, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Недостаточный опыт встраивания в цепочки добавленной стоимости в неэнергетических секторах

Одна из тенденций развития таких цепочек (добавленной стоимости — Ред.) — это смещение фокуса с сырьевой составляющей производства к более сложным высокотехнологическим ступеням производства. Как мы, к сожалению, можем констатировать, в противовес таким уже зарекомендовавшим себя странам в создании и извлечении выгод от таких цепочек, как США, ЕС и Китай, в Российской Федерации механизм цепочек добавленной стоимости до сих пор, к сожалению, не вышел за пределы энергетического сектора. Есть точечные успешные примеры, выпадающие из этого правила, например, совместное производство “МАЗДА СОЛЛЕРС” по производству моторов во Владивостоке, когда из компонентов, импортируемых из Японии, собирается двигатель, затем экспортируется обратно в Японию. В основном цепочки, в которых участвует наша страна, это, к сожалению, недостроенные цепочки. Во многом у нас начальные звенья все еще находятся за пределами Союза, и практически отсутствует выход конечного продукта на экспорт — Никишина Вероника, Член Коллегии (Министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия.

Дефицит квалифицированных кадров на Дальнем Востоке

Когда мы говорим про различного рода выгоды Дальнего Востока, мы постоянно упоминаем относительную дешевизну человеческих ресурсов, рабочей силы. Но на самом деле это далеко не так. Те самые меры преференциальные, которые государство, в свою очередь, распространяет на Дальнем Востоке, стимулируют приход капиталов. А всем компаниям, которые здесь начинают развиваться, нужны квалифицированные кадры. Ввиду отсутствия их здесь, мы провоцируем рост заработных плат, и уже сейчас точно совершенно нельзя говорить о преимуществах, которые дает Дальний Восток с точки зрения заработной платы, этого преимущества здесь нет, к сожалению. Дальше будет только хуже, потому что мы наблюдаем отток человеческого капитала с Дальнего Востока, и, к сожалению, на сегодня никакие механизмы не позволяют этот отток остановить — Кудинов Дмитрий, Генеральный директор, ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус».

Инфраструктурные ограничения

(Мы) встречаем проблему элементарных инфраструктурных ограничений. Есть компания, есть продукт, есть цепочка, в которую можно встроиться, но есть просто инфраструктурное ограничение. <…> Нет элементарного подключения к инфраструктуре, есть сложности качества нашей таможенной инфраструктуры либо погранпунктов перехода, сложная логистика и т.д. Все то, что не позволяет сегодня неплохому производителю включиться в цепочку. Он имеет продукт, он имеет компетенцию, НИОКР, сертификацию, знает, как произвести, кому продать. К сожалению, инфраструктурные ограничения просто не выпускают его на рынок — Кожевников Алексей, Старший вице-президент, АО «Российский экспортный центр».

Решения
Совместная работа государства и бизнеса по устранению барьеров для создания цепочек добавленной стоимости

Формирование цепочек и участие в них как никакой другой элемент внешнеэкономической деятельности предполагает совместное участие и усилия со стороны и бизнеса, и государства. <…> Здесь нужны и усилия со стороны бизнеса, инвесторов, возможно даже пойти на какие-то риски. Необходимо обязательно и создание соответствующей благоприятной регулятивной среды, создание необходимой торгово-политической атмосферы и обстановки, налаживание взаимоотношений с партнерами — Данильцев Александр, Директор, Институт торговой политики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

4 сентября мы запустили совместный проект Интертран, это электронное оформление грузов. <…> Мы уходим от очень большой бумажной волокиты. Это то, что сегодня требуют клиенты. Они требуют прежде всего оперативное и простое оформление всей этой непростой с их точки зрения цепочки. Это морской коносамент, железнодорожная накладная и транспортная накладная, таможенная, транзитная накладная. Все это сегодня объединено в одну электронную форму, и менее чем за 20 часов мы планируем в дальнейшем оформлять весь этот транзит — Ветольский Вадим, Директор филиала в г. Владивостоке, ООО «Феско интегрированный транспорт» (ООО «ФИТ»).

Я бы хотел разбить на несколько элементов вот эти трудности, которые мы сегодня должны преодолеть, формируя цепочки. Первая составляющая — это традиционные барьеры. Вторая составляющая — это упрощение таможенных процедур, реализация принципа “единого окна”. И, конечно, очень важный вопрос, связанный с применением правил происхождения товаров. <…> Мы посмотрели всю статистику, которая есть, и пришли к такому понимаю, что снижение барьеров для создания цепочек добавленной стоимости может привести к пятипроцентному росту внешней торговли, при этом просто обнуление пошлин дает эффект примерно в четыре раза меньше — Саламатов Владимир, Генеральный директор, Исследовательский центр Международная торговля и интеграция; профессор МГИМО; председатель Комитета Делового совета ЕАЭС по торговоэкономическому сотрудничеству с КНР и другими приоритетными торговыми партнерами.

Государственная поддержка экспорта

Есть действующие элементы государственной поддержки (экспорта). Это касается и субсидиарных инструментов, которые есть у государства и которыми оно дотягивается до игроков на рынке. Таких инструментов достаточно много. <…> Второе — это помощь в предоставлении компаниям – участникам торговых отношений льготных финансовых инструментов. Имеется масса инструментов, начиная от снижения процентной ставки за счет ее дисконтирования через инструмент, например КППК. <…> Мы ведем работу по активному включению российских компаний, в первую очередь малого и среднего бизнеса, в цепочки за рубежом через использование инструментов e-commerce <…> Есть созданный государством режим переработки на таможенной территории, жалко, что многие о нем не знают — Кожевников Алексей, Старший вице-президент, АО «Российский экспортный центр».

Заключение соглашений о свободной торговле со странами АТР

Заключение соглашений о свободной торговле <…> это абсолютно осознанная политика, которая помогает сформировать в странах, с которыми у нас есть конкретные экспортные интересы и потенциал, такие возможности, которые позволят пусть даже недостроенные, но цепочки создать. У нас соглашение с Вьетнамом о свободной торговле вступило в силу <…> и мы видим, что это соглашение действительно позволяет реализовать нам не просто прямые экспортные продажи товаров, но и реализовать те элементы создания цепочек, которые тоже там были заложены, кроме традиционного снижения пошлин — Никишина Вероника, Член Коллегии (Министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС