Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022: «Антикризисные ориентиры: где брать кадры для импортозамещения и технологического прорыва?»
Автор: Костина Елена Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, директор департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
События последних лет, такие как пандемия Covid-19, а следом и специальная военная операция, обострили проблему дефицита человеческого капитала в различных секторах экономики России. Дефицит кадров сдерживает развитие предприятий и заставляет бизнес терять прибыль. При чем данная проблема не нова для российской экономики, во многих отраслях которой давно ощущался дефицит высококвалифицированных кадров, который старались закрыть с разной степенью успешности. Ситуация вызвана комплексом причин, таких как: дисбаланс в подготовке специалистов, непрестижность рабочих профессий, небольшие по численности поколения, выходящие на рынок труда, отток специалистов заграницу и многое другое. Но за последнее время рынку труда пришлось пройти через череду нескольких «стресс тестов», насколько успешно он это сделает покажет время. Первым была пандемия Covid-19, которая закрыла во многих сферах доступ к рабочей силе мигрантов и заставила представителей бизнеса пересматривать свои кадровые стратегии, делая упор на привлечение местных кадров, изменение условий труда. События последних месяцев кроме всего прочего привели и к оттоку кадров из страны, особенно это коснулось IT-отрасли, в которой традиционный дефицит усилился отъездом работников в след за уходящими с российского рынка иностранными компаниями.
Эксперты по человеческому капиталу традиционно обращают внимание, что работник, имея выбор и принимая решение в первую очередь обращает на конкурентоспособную заработную плату, но в сложившейся ситуации на рынке труда вряд ли данный способ будет работоспособным. Так как заполнение штата «дорогими» сотрудниками не может не сказаться на себестоимости продукции, а соответственно на конкуренции ее на рынке. В сложившейся ситуации необходимо наполнить рынок труда дефицитными специалистами, самым быстрым является путь привлечения готовых профессионалов из других стран, так как они уже сейчас готовы к выполнению работы. Но в сложившихся социально-политических условиях его возможности конечно ограничены и могут лишь частично закрыть нехватку персонала на рабочих специальностях.
Сложившаяся ситуация вызывает большую тревогу, так как решение проблемы привлечения и закрепления кадров необходимых для российской экономики проблема не новая, но заметных изменений в сложившейся ситуации не намечается. При чем если раньше говорили о небольшом количестве регионов, испытывающих проблему с кадрами, то сегодня почти все регионы РФ включились в борьбу за человека и его потенциал. С учетом того, что в конкуренцию за кадры сейчас активно включается Москва и другие развитые регионы, которые могут предложить большие зарплаты, а также дополнительные возможности, то для удаленных и дотационных регионов заполнение кадровых вакансий по ряду направлений становится почти нереальным. Что теоретически не плохо, так как регионы вынуждены будут обращать внимание на уровень и качество жизни в регионе, социальную безопасность, устойчивое развитие региона, возможность человеку удовлетворить базовые витальные потребности, а в идеале и возможность саморазвития и профессионального роста, то есть делать регион привлекательным для потенциальных работников.
В сложившейся сейчас ситуации не остаётся ничего другого как подготовить требуемых специалистов для российской экономики, что кажется очевидным решением, но, к сожалению, проблема значительно серьезнее и сложнее. Последние несколько лет управлять данным процессом государство пытается через контрольные цифры приема в вузы, а также воскрешением подготовки рабочих кадров для конкретного предприятия через систему профессионалитета. Стоит отметить, что последний показывает себя вполне работающим способом закрытия кадрового голода на крупных производствах, как как позволяет готовить специалистов под конкретные задачи и оборудование, но в целом нехватку рабочих кадров в регионах не закрывает так как для работы на предприятиях этих людей приходится переобучать. Тут необходимо поднимать престижность рабочих профессий по стране в целом.
Относительно системы высшего образования, одним увеличением числа бюджетных мест проблема не решится, так как в первую очередь экономике требуются специалисты IT-сферы и инженерные кадры, подготовка которых должна начинаться еще в школе, где должна быть сформирована достаточная база знаний по математике, физике, информатике, химии или биологии. Соответственно начинать работу необходимо еще со школы, усиливая физико-математическую и естественно-научную подготовку, а также организуя профориентационную работу со школьниками и их родителями. Иначе получаем или физическую невозможность закрыть бюджетные места по направлению, когда количество сдавших ЕГЭ по профильному предмету меньше объявленных цифр набора, или вуз вынужден брать любого, кто сдал ЕГЭ на самый минимальных проходной балл, а соответственно потом восполняя пробелы школьной программы или отчисляя как не справившегося с программой. В целом необходимо поднимать престиж инженерных и педагогических специальностей, показывать современные условия труда в данных отраслях школьникам и их родителям, чтобы сменить профориентационную направленность с экономических и юридических специальностей на необходимые, приоритетные для рынка. Поступление на них должно быть осознанным, так как страна и экономика не может себе позволить тратить время и деньги на подготовку кадров, которые после получения образования не придут в отрасль.
Отдельно хотелось бы отметить необходимость привлечения работодателей к учебному процессу. Да, подготовка кадров это обязанность вуза, но если работодатель хочет решить проблему дефицита кадров, то он должен быть открыт для студентов, чтобы они видели и посильно принимали участие во всех производственных моментах, такая открытость явно увеличивает шансы трудоустройства в данную компанию после окончания обучения.
Важно понимать, что ситуация сложная и ее необходимо решать, но также надо осознавать, что быстрого решения не будет, работа по подготовке кадров для технологического прорыва должна идти системно и последовательно, с привлечением всех заинтересованных сторон.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.