Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2024 «Будущие технологии: или мы сегодня, или завтра за нас».
Эволюция социально-экономических систем (СЭС) тесно связана с технологическим парадигмами в трактовке. К Перес [1] или технологическим укладами в трактовке С. Глазьева [2]. Уровень зрелости СЭС определяется рядом ключевых факторов, которые можно рассматривать как признаки общества, основанного на знаниях (knowledge-based society) [3]. C учетом бурного развития цифровых интеллектуальных технологий на протяжении последних 15 лет, одним из ключевых признаков становится уровень цифровой зрелости общества и открытость информационного пространства, как это предусмотрено проектом Глобального цифрового договора [4]. Развитие искусственного интеллекта и появление генеративных интеллектуальных нейросетей поставило перед современным обществом проблему философского и этического осмысления процесса цифровизации.
Философские аспекты внедрения искусственного интеллекта
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) поднимает ряд глубоких философских вопросов, которые касаются природы сознания, свободы воли и будущего человечества. Один из основных философских вопросов, связанных с ИИ, касается природы сознания. Могут ли машины обладать сознанием, подобным человеческому? Если да, то как мы можем это определить? И если машины могут обладать сознанием, что это значит для нашего понимания свободы воли? Если машины могут обладать сознанием, то они могут иметь и свободу воли. Это поднимает вопрос о том, несем ли мы моральную ответственность за действия наших творений, если они обладают свободной волей. Уже сейчас есть генеративные сети, успешно прошедшие тест Тьюринга [5] Уже сегодня люди не всегда могут отличить, отвечает на их запросы человек, или нейросеть. Очевидно, что прогресс в данном направлении приведет к еще большему усложнению генеративных сетей. Философский посыл «Мыслю, следовательно, существую», способен привести искусственный интеллект к самоидентификации себя как живого существа. Но является ли генеративный интеллект интеллектом в человеческом понимании? Или он имитирует мыслительные процессы, опираясь на алгоритмы нечеткой логики? Не менее значимый философский вопрос, связанный с ИИ, касается смысла и цели жизни. Если машины могут выполнять все больше и больше задач, которые в настоящее время выполняют люди, то в чем смысл и цель человеческой жизни? По мере того, как ИИ становится более совершенным, мы можем столкнуться с необходимостью переосмыслить наше понимание работы и продуктивности. Нам может потребоваться найти новые способы получения смысла и цели в жизни, которые не связаны с традиционными формами занятости. Какое место в этом новом мире займут люди. традиционно занятые физическим трудом в силу максимальной к нему предрасположенности? И какое место будет предназначено для людей, которые окажутся лишними в процессах материального производства? Внедрение ИИ также поднимает вопросы о будущем человечества. Некоторые эксперты полагают, что ИИ может привести к технологической сингулярности, точке, в которой ИИ становится настолько мощным, что может превзойти человеческий интеллект во всех областях. Если это произойдет, то это может иметь глубокие последствия для будущего человечества. Мы можем стать зависимыми от ИИ или даже быть замененными им. Это поднимает вопросы о том, что значит быть человеком и какова наша роль в мире, где может доминировать ИИ. С другой стороны, способен ли вызов со стороны ИИ стимулировать инновационный и креативный потенциал нашего мозга? И не будет ли достигнута максимальная сингулярность в функционировании киберфизических систем? И насколько далеко может зайти процесс киберфизической конвергенции? Это открывает пространство для дискуссии об этических аспектах развития генеративных сетей. Внедрение ИИ связано с рядом этических соображений. Например, как мы можем гарантировать, что ИИ будет использоваться во благо человечества, а не во вред? Как мы можем предотвратить использование ИИ для создания автономных систем вооружений, которые не будут контролироваться человеком (аналогов Skynet из франшизы о Терминаторе)? Не будут ли системы ИИ использованы для дискриминации или селекции людей? По мере того, как мы продолжаем развивать и внедрять ИИ, нам важно тщательно обдумать и решить эти философские и этические вопросы. Будущее человечества зависит от того, как мы будем использовать и контролировать эту мощную технологию. Процесс осмысления этических и философских проблем развития современных технологий начался в научной фантастике середины ХХ века. Хотя, конечно, можно вспомнить и начало ХХ и К. Чапека [6] подарившего миру название «робот» для автоматизированных устройств. Но проблемы философии и этики взаимодействия человека и искусственного интеллекта первым полномасштабно рассмотрел Айзек Азимов в своих знаменитых "Законах робототехники«[7]. Три закона робототехники Азимова:
Первый закон: Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
Второй закон: Робот должен повиноваться командам, которые даёт человек, за исключением случаев, когда эти команды противоречат Первому закону.
Третий закон: Робот должен защищать своё существование до тех пор, пока эта защита не противоречит Первому или Второму законам.
Айзек Азимов, по сути, разработал первый этический кодекс для роботов. На уровне условных литературных вселенных эти законы работают достаточно эффективно, однако в реальном мире соблюдения трех законов Азимова может быть недостаточно для обеспечения безопасного взаимодействия человека с роботизированными системами. Три закона Азимова имеют существенные ограничения, к которым относится неполнота, поскольку три закона Азимова не охватывают все возможные ситуации, в которых робот может взаимодействовать с людьми. Например, они не учитывают ситуации, когда робот может непреднамеренно причинить вред человеку или когда робот должен выбирать между двумя или более людьми, которым грозит опасность. Вторым ограничением является сложность интерпретации и реализации в реальных роботизированных системах. Например, неясно, что считается «вредом/пользой» или «повиновением/неповиновением». Роботизированная система должна иметь одобренные алгоритмы для каждой ситуации этического выбора, особенно в случае с конфликтующими приоритетами. Три закона Азимова могут иногда вступать в конфликт друг с другом. Например, если роботу приказано причинить вред человеку, чтобы защитить другого человека, он может оказаться в ситуации, когда он должен нарушить Первый закон, чтобы соблюсти Третий. Если не прописать алгоритмы, оправдывающие действие или бездействие и порядок действий в случае конфликта между законами, то последствия могут быть непредсказуемыми с морально-этической точки зрения, если не сработает система блокировки устройства. Соответственно в реальном взаимодействии человека и ИИ, кроме трех законов Азимова, для обеспечения безопасного взаимодействия с роботизированными системами необходимо предусмотреть дополнительные меры, охватывающие нормативно-правовое регулирование, принятые на государственном и международном уровне стандарты безопасности, образовательные стандарты для персонала и пользователей, регулярное техническое обслуживание, мониторинг и контроль роботизированных систем для предотвращения сбоев, регулярный апгрейд программного обеспечения с целью выявления и устранения выявленных ошибок и проблем. Нормативно-правовое регулирование создания и эксплуатации роботизированных систем должны предусматривать специальные законодательные и нормативные акты для регулирования разработки, производства и использования систем на основе ИИ. На законодательном уровне должны быть закреплены жесткие требования, касающиеся безопасности, этики и ответственности разработчика и пользователя в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Следовательно, необходимо разработать и внедрить новые стандарты безопасности, обязательные к исполнению разработчиками и производители роботизированных систем. Все процессы проектирования, тестирования, эксплуатации и технического обслуживания, и утилизации должны быть строго регламентированы с точки зрения безопасности. Все пользователи роботизированных систем должны проходить тщательную подготовку в области безопасной эксплуатации роботизированных систем и реагирования на нештатные ситуации. Роботизированные системы должны постоянно тестироваться контролироваться, в том числе на постоянной основе должен проводится контроль функционирования системы безопасной роботизированного устройства, работающего с применением ИИ. В частности, известны примеры, когда передача приоритета в управлении самолетом автопилоту приводила к катастрофическим последствиям, когда экипаж самолета не мог вмешаться в параметры управления, основанные на ошибочной интерпретации со стороны ИИ реальной ситуации в полете. Только двойная система контроля, включающая как человеческий надзор, так и автоматизированные системы мониторинга, способна обеспечить безопасную эксплуатацию ИИ. Таким образом, три закона робототехники Азимова являются важным этическим принципом для проектирования и эксплуатации роботизированных систем. Однако для обеспечения безопасного взаимодействия с роботизированными системами недостаточно соблюдения только этих законов. Необходимы дополнительные меры, такие как регулирование, стандарты безопасности, обучение пользователей и мониторинг, чтобы гарантировать, что роботизированные системы используются безопасно и этично.
Большое внимание этичному и безопасному для человека использованию ИИ уделяют современные исследователи в профильной области знаний. Так, Стюарт Рассел, профессор Калифорнийского университета в Беркли и его соавтор Питер Норвиг , в своём труде «Искусственный интеллект: современный подход» [8], а также Элиезер Юдковски, исследователь ИИ и основатель Института исследования проблем ИИ совместно с Ником Бостромом, профессором Оксфордского университета, который известен своими работами по риску вымирания, связанному с ИИ, проанализировали[9] возможные последствия и угрозы, связанные с развитием и широким распространением ИИ, а также его активным внедрением в сфере, производства, услуг, медицине, образовании и консалтинге. Таже вопросы философского осмысления использования систем ИИ рассматривали в своих работах Джеймс Баррат [10]"Наше последнее изобретение: Аргументы в пользу жизни в цифровую эпоху" Дж. Баррет, опираясь на исследования лауреата Нобелевской премии Дэниэла Канемана и его соавтора Эймоса Тверски, обращал внимание на склонность человека недооценивать риски, угрозы и опасности событий, с которыми люди в своей жизни ранее не сталкивались. Когда мы рассматриваем возможность появления искусственного интеллекта, равного человеческому, мы испытываем затруднения, пытаясь определить весь масштаб возможных негативных последствий или же рассматриваем негативные сценарии как маловероятные. Кевин Келли в своей работе «Неизбежное» рассмотрел 12 ключевых трендов, определяющих развитие человечества, и определил развитие искусственного как основу для этих трендов [11]. Этические проблемы внедрения искусственного интеллекта затрагивают не только вопросы гуманизма и безопасности применения новых технологий, но и пытаются определить пределы допустимого для технологического прогресса. Ключевой вопрос этики применения искусственного интеллекта заключается в регулировании его функционирования и введении строгих ограничений на использование ИИ в случаях, когда это может привести к дискриминации, нарушению прав личности, и неприкосновенности частной жизни.
Футуристические прогнозы и видение будущего в американской и советской фантастике 1960-х-1970-х годов
Особую роль в прогнозировании будущих трендов играет научно-популярная и научно-фантастическая литература. Авторы, работающие в этих жанрах не связаны принципами научной обоснованности и необходимостью строгой доказательной базы. В тоже время, научная фантастика, как показывают практика, дает иногда невероятные по своей точности прогнозы. Наибольший интерес с позиций сегодняшнего дня представляет научная фантастика периода ее золотого века — 60-х и 70- х годов ХХ столетия. Американская фантастика этого периода сначала представляла будущее как эпоху технологического прогресса, изобилия и мира. Космическая гонка между США и СССР была основным источником вдохновения для американских авторов-фантастов. Они предсказывали, что человечество будет осваивать космос и колонизировать другие планеты. Потом по мере развития компьютерной техники и процессов автоматизации, эпоха оптимизма сменяется пессимистическими ожиданиями, пониманием неизбежности появления лишних людей, ощущением грядущих кризисов, мировой войны или гражданских войн, достаточно вспомнить великих А.Азимова, Р. Брэдбери, Р.Шекли, А.Кларка. Огромное место в работах фантастов золотого века занимает научно-технический прогресс. Американская фантастика часто изображала будущее, в котором технология решает многие проблемы человечества, такие как болезни, голод и бедность. Но безудержный американский индивидуализм нашел место и научной фантастике. Герои часто были одиночками, которые спасали мир благодаря своей смекалке и изобретательности. При этом общий ландшафт освоенных человечеством планет и межпланетные отношения четко отражали проблемы колониального и постколониального развития человеческой цивилизации. Советская фантастика, ориентированная на коммунистические начала и принципы социальной справедливости в большей степени фокусировалась на социальных и политических проблемах. Она предсказывала будущее, в котором будет достигнуто социальное равенство и справедливость. Советская фантастика подчеркивала важность коллектива. Герои часто были членами команды, которые работали вместе, чтобы достичь общих целей, наличие общей цели и вера в будущий прогресс придавали смысл и создавали достоверную мотивацию для будущего научно-технического и общественного развития. Для советской фантастики этика была неотъемлемой частью нового мира. Значимой чертой научной фантастики СССР был высокий научный реализм: многие авторы были выходцами из научной среды и писали о фундаментальных проблемой опираясь на фундаментальные знания, советская фантастика часто основывалась на достижениях НТП и экстраполяции существующих технологий. Различие футуристических взглядов советских и американских фантастов определялось существовавшей идеологией. Американская фантастика была основана на капитализме, империализме и индивидуализме, в то время как советская фантастика была основана на социализме и коллективизме и мечт о коммунистическом будущем человечества. Б. и А. Стругацкие, И. Ефремов, С. Снегов и многие другие. Не смотря на идеологические различия, американскую и советскую фантастику объединяли вера в технологии, в космическое будущее человечества и способность человечества найти разумный компромисс во взаимодействии с машинами. Более поздняя фантастика демонстрировала все больше пессимизма и все больше понимания угроз и рисков техногенного характера.
Ноономика Сергея Бодрунова как новый взгляд на экономику знаний в условиях развития новых технологий
Ноономика — это экономическая теория, разработанная российским ученым Сергеем Дмитриевичем Бодруновым, Президентом Вольного экономического общества России, Директором Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте. Ноономика включат часть слова «ноосфера», отсылает нас к работам Вернадского [12] и статье Бодрунова [13] Однако ноономика не является аналогом экономики знаний. Экономика знаний основана на идее, что экономическая деятельность должна быть направлена на развитие и использование интеллектуального потенциала человека во имя развития креативных индустрий и высокотехнологичных производств. Бодрунов в своих трудах [14, 15] утверждает, что традиционная экономика сосредоточена на материальных ресурсах и капитале, в то время как ноономика признает важность нематериальных активов, таких как знания, творчество и интеллект. Он подчеркивает, что нематериальные активы являются ключевыми факторами экономического роста и развития. Согласно теории ноономики, целью экономической деятельности должно быть создание условий для развития человеческого интеллекта и творческого потенциала в условиях полной роботизации и автоматизации сферы материального производства. Становление и развитие элементов индустрии 5.0, которое мы наблюдаем сегодня, превращает ноономику из отдаленного футуристического прогноза в реальность завтрашнего дня. В частности, компании Xiaomi запустила полностью роботизированное производство смартфонов — фабрику без единого рабочего [16]. Беспилотные логистические системы сокращают потребность в водителях, экспедиторах, курьерах. Беспилотные автоматизированные сельскохозяйственные машины высвобождают человеческие ресурсы, занятые в производстве продуктов питания. И мы возвращаемся к философскому вопросу поиска нового смысла жизни на фоне удовлетворения базовых потребностей человека в условиях тотальной роботизации. Очевидно, что наиболее промышленно развитые и зрелые в цифровом плане страны первыми столкнутся с проблемой обеспечения жизнедеятельности населения, исключенного из процесса воспроизводства материальных благ. Безусловный базовый доход, который сейчас вызывает сопротивление при попытках его внедрения в развитых странах, станет повседневной реальностью. Какие морально-этические и философские проблемы повлечет за собой высвобождение большей части трудовых ресурсов? Нужны будут программы адаптации и социальной реабилитации, что потребует государственных и частных инвестиций в образование, научные исследования и инновации в развитие креативного потенциала человека. Бодрунов также подчеркивает важность создания среды, благоприятной для творчества и инноваций. Он считает, что правительства должны поддерживать малые предприятия, стартапы и предпринимателей, которые являются основными движущими силами экономического роста. Ноономика получила признание как инновационная экономическая теория. Принципы ноономики нашли отражение при формировании стратегий долгосрочного развития ряда стран, начиная с России, Китая и Индии. на знаниях, принципы ноономики становятся все более актуальными. Не взирая на очевидную перспективность, концепция ноономики подвергалась жесткой критике со стороны некоторых экономистов, в частности ноономику обвиняют в излишней идеалистичности, отрыве от реальности и практических ограничений экономической деятельности, недостаточной конкретизации и детализации предлагаемых рекомендаций в области формирования долгосрочной экономической политики. Также у ряда экономистов ноономика вызывает вопросы, связанные с общественным строем, для которого она будет являться базисом, по сути речь идет о создании некоего переходного общества от капиталистического, минуя социалистическое, к коммунистическому, что предполагает обобществлении производительных сил планеты и совместное творческое развитие во имя всего человечества. Несмотря на критику, ноономика является значимой и влиятельной экономической теорией. Она предлагает новую перспективу социально-экономического экономическое развития и подчеркивает важность человеческого капитала и нематериальных активов. Принципы ноономики могут быть полезны для разработки экономической политики на основе гуманистической этики и безопасного перехода к роботизированным производственным системам при условии устойчивого и инклюзивного экономического роста.
Искусственный интеллект как источник возможностей и угроз
Следует помнить о том, что искусственный интеллект и роботизация представляют как возможности, так и угрозы для человечества. Среди преимуществ использования ИИ доминирующую роль занимают позитивные ожидания, связанные с ростом производительности и продуктивности экономики на основе ИИ. Мероприятия по развитию искусственного интеллекта, которые предусматривает нацпроект «Экономика данных» [17], как ожидается рост ВВП России на 11 трлн рублей к 2030 году. Для достижения поставленных целей в ходе реализации нацпроекта предполагается привлечь около 400 млрд рублей бюджетного финансирования, т.е. предполагаемая отдача от инвестиций в ИИ на горизонте в 6 лет ожидается на уровне 2900 процентов. Среди ожидаемых эффектов к 2030 году — рост объема услуг в этой сфере до 60 млрд рублей в год, доля отраслей с высоким уровнем внедрения ИИ составит 95%.[17]
Насколько оправданы эти ожидания? Все ждали взрывного роста мирового ВВП в 2023 году, после прорыва в сфере генеративного ИИ, которые был достигнут в 2022 году, с запуска чата GPT. Но пока существенного вклада ИИ в формирование глобального ВВП не наблюдается. Существенное ускорение темпов роста ожидается аналитиками после 2030 года [18], тем не менее, среднегодовые темпы роста ожидаются на уровне 25%
Ожидаемое повышение эффективности и производительности в отдельных секторах российской экономики за счет использования ИИ и роботизации отражено в таблице 1.
Таблица 1. Оценка влияния генеративного ИИ по некоторым отраслям экономики РФ [18]
Наименование отраслей
|
Оценка структуры ВВП РФ, % в 2024 г
|
Оценка влияния генеративного ИИ по отраслям, в %
|
от
|
до
|
Обрабатывающие производства
|
13,4
|
0,5
|
1,1
|
Добыча полезных ископаемых
|
12,2
|
0,3
|
1,0
|
Электроэнергетика и водоснабжение
|
2,6
|
0,2
|
0,6
|
Торговля оптовая и розничная
|
11,9
|
1,0
|
2,2
|
Транспортировка и хранение
|
5,6
|
0,6
|
1,0
|
Сельское хозяйство
|
3,6
|
0,2
|
0,5
|
Финансовая и страховая деятельность
|
4,2
|
1,4
|
2,8
|
Наука и образование
|
6,8
|
0,9
|
1,8
|
Медицина и здравоохранение
|
3,4
|
1,2
|
2,6
|
Строительство и недвижимость
|
14,0
|
0,3
|
0,9
|
Телекоммуникации, связь, медиа
|
2,4
|
1,8
|
3,1
|
Государственные услуги (оборона, безопасность, социальное обеспечение)
|
7,0
|
0,5
|
0,1
|
Прочее
|
12,9
|
0,0
|
0,1
|
Итого
|
100%
|
0,5%
|
1,12%
|
Не взирая на общие позитивные ожидания, реальный вклад ИИ в экономический рост в ближайшее время не превышает 1,12%. Пока очевидно, что системы ИИ способствуют автоматизации, повышая эффективность и производительность во многих отраслях. В частности, в здравоохранении и медицине ИИ повышает качество диагностики, особенно при выявлении редких заболеваний, ИИ успешно нашел применение в сфере разработки новых лекарств, важная роль отводится ИИ в персонализации медицинских услуг. ИИ оказался удобным инструментом для проведения экономических исследований, в частности качество экономических прогнозов, разработанных при помощи ИИ, на 10% выше, чем у прогнозов, разработанных на основе традиционных методов [19]. ИИ показал прекрасные результаты в логистике и управлении цепями поставок. И не следует забывать об огромном потенциале ИИ в организации быта и сфере развлечений и игр, и создания новых удобств, формирующих новое качество жизни. При этом наиболее существенными угрозами являются потеря рабочих мест вследствие широкой автоматизации всех процессов, возможное усиление неравенства, поскольку ИИ и роботизация и их преимущества автоматизации достанутся тем, кто владеет технологиями и капиталом. Значимой проблемой также является угроза для конфиденциальности и персональной безопасности, ИИ может использоваться для сбора и анализа огромных объемов данных, в том числе персональных. Уже начались случаи мошенничества с попытками взламывать аккаунты на Госуслугах с целью незаконной продажи имущества — недвижимости и автотранспортных средств, принадлежащих гражданам. И, наконец, не следует забывать о самой страшной угрозе — ИИ может использоваться для создания автономного оружия, которое может убивать людей без вмешательства человека, что вызывает серьезные этические и моральные вопросы. Искусственный интеллект и роботизация представляют собой мощные технологии, которые могут принести как пользу, так и вред человечеству. Важно признать и смягчить потенциальные угрозы, связанные с этими технологиями, чтобы мы могли воспользоваться их преимуществами и одновременно защитить интересы людей.
Рекомендации
1. На законодательном уровне разработать и закрепить этический Кодекс для ИИ, являющийся строго обязательным для всех разработчиков.
2. На международном уровне запретить создание систем автономного оружия массового поражения фатального действия.
3. Разработать программу автоматизации и роботизации, предусматривающую постепенное внедрение новых технологий в целях защиты рынка труда, с поощрением автоматизации в секторах, испытывающих кадровый дефицит и сдерживанием автоматизации там, где экономическая эффективность автоматизации ниже, чем компенсационным выплатам работникам.
4. Предусмотреть социальную адаптацию для персонала, находящегося в группе риска из-за автоматизации и роботизации, включая специальные программы профессиональной переподготовки.
5. Стимулирование предпринимательства и инноваций в секторах экономики, слабо поддающихся автоматизации для создания новых рабочих мест.
6. Развивать систему волонтерства для обеспечения добровольной занятости людей, получающих компенсационные выплаты или гарантированный базовый доход.
7. Предусмотреть для высвобождаемых работников, которые в силу возраста или каких-либо ограничений не могут быть адаптированы к новым условиям труда выплату гарантированного базового дохода.
Список источников
1. Perez, Carlota, Technological Revolutions and Techno-Economic Paradigms (January 2010). Cambridge Journal of Economics, Vol. 34, Issue 1, pp. 185-202, 2010, Available at SSRN:
https://ssrn.com/abstract=1540401 or
http://dx.doi.org/10.1093/cje/bep051
2. Глазьев С. Ю. «Теория долгосрочного технико-экономического развития» — М.: ВлаДар, 1993, ISBN 5-86209-003-7
3. Towards a knowledge based society/ URL:
https://hdr.undp.org/content/towards-knowledge-based-society
4. "Global Digital Compact: Office of the Secretary-General’s Envoy on Technology«/URL:
https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/our-common-agenda-policy-brief-gobal-digi-compact-ru.pdf
5. GPT-4 has passed the Turing test, researchers claim/ URL:
https://www.livescience.com/technology/artificial-intelligence/gpt-4-has-passed-the-turing-test-rese...
6. Чапек К. R.U.R. URL:
https://fantlab.ru/work42056
7. Азимов А. Хоровод. Улики. Рассказы/ URL:
https://sv-scena.ru/Buki/Tri-zakona-robotyekhniki-sbornik-rasskazov.html
8. Russell, Stuart J.; Norvig, Peter (2010). Artificial Intelligence: A Modern Approach (3rd ed.). Upper Saddle River: Prentice Hall.
9. Бостром, Н., Юдковский Э. The Ethics of Artificial Intelligence // The Cambridge Handbook of Artificial Intelligence (англ.) / под ред. Кита Франкиша и Уильяма Рамси. — Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2014.
10. Barrat, James. «Our Final Invention: Artificial Intelligence and the End of the Human Era (Book Review)». New York Journal of Book
11. Kelly, K. (2016). The Inevitable pp. 1-336. New York: Penguin Group.
12. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.
13. Бодрунов С.Д. НООНОМИКА И НООСФЕРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ КОНЦЕПЦИЙ Вестник Института экономики № 1/2022. Вопросы экономической теории.
14. Бодрунов С.Д. Ноономика. Монография. /URL:
https://noonomy.ru/
15. Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Journal of new economy. 2019. № 1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/noonomika-kontseptualnye-osnovy-novoy-paradigmy-razvitiya (дата обращения: 17.07.2024).
16. Xiaomi запустила производство смартфонов без участия людей . Новая фабрика способна выпускать 10 млн смартфонов в год URL:
https://www.rbc.ru/life/news/668e2a6f9a794708e27637fa
17. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» URL:
https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
18. Между хайпом и реальностью: объем мирового рынка генеративного ИИ в 2024 году с прогнозом до 2032 года URL:
https://habr.com/ru/companies/rosatom/articles/796537/
19. GPT-4 лучше людей предсказывает финансовые результаты крупных компаний URL:
https://hightech.plus/2024/06/03/gpt-4-luchshe-lyudei-predskazivaet-finansovie-rezultati-krupnih-kom...
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.