Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Деловое партнерство БРИКС в новых экономических реалиях».
1. Рост ВВП и числа стран-участниц. Изначально создававшаяся на общности экономической инфраструктуры с целью увеличения эффективности международной торговли, группа БРИКС сегодня охватывает пять крупнейших развивающихся экономик мира и, являясь неформальным межгосударственным объединением, выступает одним из главных двигателей торгово-экономических и технологических процессов. По последним данным, опубликованным британской Acorn Macro Consulting в апреле 2023 г., исходя из паритета покупательной способности, группа БРИКС обогнала страны «семерки» (G7) по объему мирового ВВП — 31,5% против 30,7% соответственно. [1] Конечно, следует признать, что ВВП по ППС механически завышает ВВП и значительно разнится с реальным в странах с низким уровнем дохода, и данные цифры еще не означают изменения баланса сил между двумя группами. Тем не менее, такой показатель был достигнут впервые и, безусловно, имеет все условия к дальнейшему увеличению, в том числе, и без пересчета по ППС, среди которых: быстрый экономический рост Китая и Индии, а также изъявление желания все большего числа стран присоединиться к БРИКС.
Так, в 2022 г. после июньского саммита в Пекине, где прошел ряд мероприятий в формате «БРИКС+», заявки на членство подали сразу Аргентина, Иран и Алжир, а в июне нынешнего года — Египет и Бангладеш. Кроме того, публично о своей «крайней заинтересованности» высказались представители порядка двух десятков развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и т.д., в частности, Индонезия, Саудовская Аравия, Венесуэла, Куба и др., что красноречиво говорит о привлекательности данного формата взаимодействия. По сообщению Bloomberg со ссылкой на МВФ, благодаря экспоненциальному росту населения стран БРИКС, их производственный потенциал уже сейчас достиг уровня, превышающего потенциал G7, а доля прироста мирового ВВП в 2023 г. превысит 32%, а к 2028 г. — будет составлять порядка 40%. [2] Расширение же состава, за которое ратуют Китай и Бразилия, значительно повысит данные показатели, однако для подобного шага требуется разработка соответствующей правовой базы.
2. Товарооборот и взаиморасчеты в национальных валютах. Главными направлениями сотрудничества БРИКС по-прежнему остаются укрепление системы многосторонней торговли и реформы ВТО, а также приоритетные сферы финансов, устойчивого развития, климатической повестки, что отметили эксперты сессии. В Декларации БРИКС по итогам 2022 г. указывалось также, что страны-участницы продолжают совместную работу над укреплением координации макроэкономической политики и углублению практического экономического сотрудничества. По данным российского Минэкономразвития, в 2021 г. на долю БРИКС в товарообороте России приходился 21%, а сам он вырос на 40%, достигнув 165 млрд долл. Большая доля, естественно, приходится на Китай, однако объем товарооборота с другими странами неуклонно растет, например, в 1,7 раза — с Бразилией, в 1,8 — с Индией и 1,6 — с ЮАР за 5 лет с 2016 г. [3] За 2022 г. произошли положительные изменения и в модели сотрудничества других стран «пятерки», отразившиеся не только в увеличении взаимного товарооборота (около 700 млрд долларов), наращивании показателей импорта и экспорта основных товаров, но и диверсификации ключевых пунктов.
Тем не менее, на 2023 г. сохраняется множество рисков экономического развития — высокие уровни инфляции, фрагментация финансовых связей, а также усиление геополитической напряженности и ужесточение кредитной политики развитых стран. На фоне односторонних торговых ограничений и санкционных режимов, странами БРИКС предпринимается попытка снижения зависимости от доллара США как расчетной валюты, т. е. дедолларизации.
В последние годы происходит постепенный переход стран БРИКС во взаиморасчетах на национальные валюты, тем самым осуществляется проработка вариантов сотрудничества. Быстрое развитие данная тема получила с введением западных санкций против России и блокированием российских активов в 2022 г.: доля расчетов России и Китая в национальных валютах выросла на 27,5%. В мае 2022 г. Новый банк развития в своей «Стратегии развития на период 2022-2026 гг.» назвал приоритетным треком деятельности интенсификацию финансирования в местных валютах, с целью облегчения взаимной торговли и повышения их международного веса. [4] Кроме того, перспективам и возможностям введения общей валюты была посвящена бóльшая часть беседы Председателя КНР Си Цзиньпина с премьер-министром РФ М. Мишустиным во время государственного визита в Москву в марте 2023 г.
3. Цифровизация и новая цифровая валюта. Одним из фокусов планирования долгосрочного развития БРИКС также является цифровая экономика, меняющая инструменты и процессы взаимоотношений между субъектами торгово-экономической и иной деятельности. Члены БРИКС, кардинально различающиеся по степени освоения базовой цифровой инфраструктуры и степени технологического потенциала, с 2015 г. развернули широкое технологическое сотрудничество, и сегодня в его рамках действует порядка 13 рабочих групп и соответствующих международных платформ. По итогам 2022 г. была создана специальная Рабочая группа по цифровой экономике, образованная из бывшей Группы электронной торговли. [5]
На начало 2023 г. почти 90% населения охвачено мобильными сетями 3G/4G, в отдельных странах идет развитие 5G технологий; страны обладают большими рынками e-com, а доля онлайн-покупателей варьируется от 20% в Индии и ЮАР до 80+% в КНР, увеличиваются показатели инноваций, что также стало возможным благодаря продвижению совместных научно-технических исследований, укреплению научных обменов и поддержке сотрудничества академических и бизнес-кругов в рамках Партнерства стран БРИКС по Новой промышленной революции. Однако у стран БРИКС сохраняются проблемы в темпах цифровизации и использовании цифровой экономики в устойчивом развитии. Так, на них приходится около 30% мирового экспорта ИКТ, но только 11% цифровых услуг. По производству товаров ИКТ они находятся на более низком звене цепочки создания стоимости (производство и сборка), тогда как развитые страны доминируют на этапе с более высокой добавленной стоимостью (например, производство микросхем). [6]
Отдельно следует остановиться на развитии цифровых платежей и шире — создании новой цифровой валюты в рамках объединения БРИКС. Вместе с ожидаемым ростом мирового рынка цифровых платежей с 88,1 млрд долл. в 2021 г. до 180,2 млрд к 2026 г., увеличиваются соответствующие показатели среди стран БРИКС, продвигающих цифровые платежи, как более эффективный и безопасный способ, к тому же, обеспечивающий лучшее измерение цифровых транзакций. [7] Например, в Бразилии, несмотря на популярность кредитных карт, расширяется использование цифровых платежей как основного метода онлайн-транзакций. Аналогичные тенденции наблюдаются в России и Индии, где наиболее предпочтительным способом оплаты, помимо карт, становятся наложенные платежи. Однако ожидается, что в текущем году цифровые кошельки обгонят карты. [8]
Параллельно с бурным ростом рынка цифровых кошельков, на котором доминируют WeChat Pay, Tenpay и Alipay, со среднегодовым темпом в 12%, в Китае еще с 2014 г. идет разработка, подготовка и пилотирование иного средства платежа — цифровой валюты центрального банка (CBDC), чья интеграция в экономические процессы страны фактически означает создание второй национальной валюты. Так, на начало 2022 г. в национальной платежной цифровой системе КНР было создано 260 млн цифровых кошельков против всего 10 тыс. в 2020 г. [9] Проведя ряд основательных пилотных проектов, Китай представил цифровой юань (e-CNY) на Зимних Олимпийских играх 2022 г.
Другие члены БРИКС также начали разработку или выпуск цифровых валют национальных центральных банков. Например, в текущем году, после формулировки ЦБ концепции «двухуровневой розничной модели», на ограниченное число лиц и организаций запустили цифровой рубль, который станет дополнением к существующим формам денег. И хотя масштабирование китайской системы в данном случае слабо осуществимо, опыт и разработанные подходы страны-партнера во многом способны ускорить и упростить данный процесс. Развитие CBDC способно стать одним из инструментов, способным увеличить долю юаня и других нацвалют в международных транзакциях, ускорить дедолларизацию и либерализацию мировой торговли. Однако на текущий момент остаются нерешенными вопросы законодательной базы и кибербезопасности, технологическими возможностями стран-участниц, что осложняет также введение единых цифровых валют.
4. НБР и инвестиции. Другим важным пунктом делового сотрудничества стран БРИКС является инвестиционная деятельность. Как известно, в ответ на незначительное представительство развивающихся стран в международных экономических организациях и их низкий кредитный рейтинг, страны БРИКС предложили альтернативную концепцию обеспечения финансовой стабильности и создали Новый банк развития. Он работает по принципу равного распределения долей развивающихся стран, т.е., предлагает равноправное партнерство, без учета индекса экономического развития. За годы пандемии банк выделил порядка 9 млрд долларов на государственные программы стран-членов по восстановлению экономик, что повысило доверие к нему и привлекло новых членов, не входящих в БРИКС, — Египет, Уругвай, ОАЭ, Бангладеш (впоследствии часть из них подала заявки на вступление). Кроме того, в 2022 г. региональный центр НБР открылся в Индии.
В июле 2022 г. НБР одобрил пять проектов в Бразилии, Китае и Индии на общую сумму 875 млн долл., из которых Бразилия получила 300 млн, а Индия — 79 млн на инфраструктурный проект по развитию домохозяйств и проект устойчивого развития (экотуризм) соответственно. Китай получил финансирование в евро и юанях на расширение логистической инфраструктуры международных аэропортов (г. Ланьчжоу и Сиань). [10] К слову, в последние несколько лет в Бразилию направляется все больший объем венчурных инвестиций — страна сохраняет лидирующие позиции по количеству сделок в области M&A и фандрайзинга, что в перспективе способствует снижению безработицы, увеличению ВВП страны вследствие повышения инвестиционной привлекательности, роста инновационных компаний, в том числе — технологических «единорогов», обеспечивающих рост производимых товаров и услуг. [11]
Кроме того, во время председательства Бразилии, в рамках «углубления делового партнерства во имя глобального развития», была поддержана инициатива взаимодействия с частным сектором, т.е., различными бизнес-структурами, для субсидирования инфраструктурных проектов. И сегодня в рамках БРИКС действует Целевая группа по государственно-частному партнерству и инфраструктуре, ставящая задачи увеличения инфраструктурных активов.
Рекомендации для органов государственной и муниципальной власти
В целях расширения торгово-экономической, инвестиционной и высокотехнологичной кооперации стран-участниц, определяющей дальнейшую роль и значение данного объединения в условиях глобальных геополитических сдвигов и изменений мирового разделения труда, важно предпринять следующие шаги:
· Выработать детальные законодательные процедуры принятия новых стран-членов, с определением функций и полномочий, для углубления партнерства в форма-те «БРИКС+» и увеличения веса в мировой торговой и кредитной политике;
· Укрепить экспортно-импортный профиль по ключевым товарам и услугам инфраструктурного, инновационного и технологического секторов;
· Принять меры по интенсификации взаиморасчетов и финансирования в национальных валютах, с разработкой детальных карт внедрения единой денежной едини-цы на пространстве всех стран-участниц;
· Повысить уровень научно-технологического, инновационного сотрудничества, с интенсификацией кадровых и технологических обменов, совместных разработок и проч. для ликвидации барьеров неравномерного цифрового развития стран-участниц объединения;
· Ввести меры стимулирования инновационной активности МСП, а также поощрения бизнеса в финансировании инновационных проектов в форме ГЧП.
Список источников
1. Sohu.com // https://www.sohu.com/a/664897746_120638089 (09.04.2023)
2. China to Be Top World Growth Source in Next Five Years, IMF Says // https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-04-17/china-to-be-top-world-growth-source-in-next-five-... (17.04.2023)
3. «Дружественная» торговля: как изменилась структура экспорта и импорта между Россией и странами БРИКС // https://elitetrader.ru/index.php?newsid=636097&ysclid=ljftp23kr2605438920 (15.12.2022)
4. Новый банк развития БРИКС // https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/novyy-bank-razvitiya-briks-bretton-vuds/ (02.09.2022)
5. Пекинская декларация XIV саммита БРИКС—2022 // http://www.kremlin.ru/supplement/5819 (23.06.2022)
6. International Trade Centre. BRICS Digital Economy Report 2022. ITC, Geneva // https://intracen.org/file/itcbricsdigitaleconomyreport2022pdf
7. Digital Payment Market Forecast // https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/digital-payment-market-209834053.html (25.04.2023)
8. E-commerce transactions to grow by 96% to touch $120 bn by 2025 // https://www.businesstoday.in/latest/corporate/story/e-commerce-transactions-to-grow-by-96-to-touch-1... (02.03.2022)
9. Цифровые валюты центральных банков: опыт Китая — Российско-китайский научно-исследовательский центр цифровой экономики // https://clck.ru/34qiBB
10. TV BRICS // https://tvbrics.com/news/nbr-vydelit-875-mln-na-razvitie-ekoturizma-i-transporta-v-brazilii-knr-i-in... (22.07.2022)
11. The State of European Tech (2023)
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.