A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 160 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
30.08.2021

Impact of the COVID-19 Pandemic on the Russian E-Commerce Market

A study prepared by KPMG experts analyzed the impact of the COVID-19 pandemic on the Russian e-commerce market. The authors of the review conducted surveys and interviews with industry representatives and experts and tried to identify key trends, drivers and prospects for this activity.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

The pandemic has become a catalyst for the development of the e-commerce market, with all segments showing positive sales dynamics in 2020.

The e-commerce market was actively developing before the pandemic, but the previously launched process of transition from retail to online accelerated in 2020 because of the pandemic and, according to experts, this trend will continue. The pandemic has become a major catalyst for the development of Russian e-commerce: according to Data Insight in 2020, the volume of Russian e-commerce market grew by 57% compared with the previous year — and reached RUB 2.7 trillion.

At the same time, all segments of the online market showed a positive trend in sales, and the greatest growth in 2020 (172%) was observed for food products, as people have adapted to shopping online in this segment due to restrictive measures. It is worth noting that while sales growth was observed in all segments, not all online goods were the absolute beneficiaries of the pandemic: some consumers avoided buying clothes and expensive equipment.

The companies surveyed also saw an increase in total sales revenue, online purchases frequency and number of unique customers. The overall growth of the e-commerce audience is also noted: in 2020, it grew by about 10 million people. Moreover, most of the companies surveyed saw an increase in the number of unique customers among the 55+ age group as well, indicating that the audience for online sales is expanding. Growth in online sales turnover was reported both in Q2-Q3 and Q4 2020, indicating a continued trend of expansion and development of the online segment.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-elektronnaya-torgovlya-v-eaes-obraz-2025-goda/search/#00:15:33.631

The pandemic has become a catalyst for the introduction of new solutions in the field of logistics and IT, work with mobile applications and the development of social networks.

The restrictions caused by the pandemic have affected many areas that are in one way or another related to e-commerce. For example, many companies that have just switched to online began to look for ways to deliver their goods, and companies that have been operating in e-commerce for a long time began to look for new logistics solutions. Thus, according to the survey, 40% of respondents began to introduce new delivery methods during the pandemic and the restrictions in force — among them the most popular were express courier delivery and in-store pickup.

Along with the expansion of express delivery in 2020, the study noted the following innovations in logistics related to lockdown restrictions: contactless delivery, as well as partnerships with courier and taxi services. The latter made it possible to cope with the increased load on warehouses and shortage of personnel in the field of order delivery due to the rapid growth of their number against the background of lockdown measures. Today, most companies try to use several types of delivery to provide maximum variability for the convenience of their consumers. At the same time, the availability of certain delivery methods among companies is explained by their popularity among customers: for example, courier delivery is popular with 94% of customers, and in-store pickup — with 65% of customers — in turn, 75% of companies provide these types of delivery.

The introduction of new solutions during the pandemic was also carried out in the IT sphere — this fact was noted by more than half of the respondents. The study notes that the majority of respondents (65%) faced IT system outages due to the pandemic, so new IT solutions were mostly aimed at expanding companies’ capabilities. Businesses needed to eliminate outages, adjust to the new market realities and optimize processes to ensure sales volumes. It is worth noting that survey participants consider big data analytics to be the most breakthrough solution available on the market.

The mobile application market is also actively developing. According to the study, over the past five years, such sales were growing in the total turnover of Russian online retail, and in 2020, this segment has already provided more than 40% of the total growth of online sales market. Along with mobile applications, social media are becoming the key driver of e-commerce, and their role in the development of the sector during the pandemic has grown considerably. So, while 75% had already used social media advertising to attract customers, 20% of respondents only started it during the pandemic.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-elektronnaya-torgovlya-v-eaes-obraz-2025-goda/search/#00:17:19.871

According to forecasts, the Russian e-commerce market will continue to grow.

The study notes that despite some slowdown, in the near future the Russian e-commerce market will continue to grow steadily at double-digit rates. Such dynamics will be due to a number of factors, including the simultaneous increase in the number of online-store users, as well as the growth of purchases per one such customer; the development of mobile e-commerce, which is the major driver of market growth.

Moreover, in the context of growing competition, the key growth driver for companies will be the quality of service, including established logistics processes and reliable payment services for orders. According to the authors of the study, the cooperation of manufacturers with marketplaces, which are gaining popularity in the country, will also be an essential growth factor. Whatever the case, despite the steady growth of online sales, online shopping will not completely replace physical one — this is the opinion of 45% of respondents. Most likely, online will continue to develop and organically complement offline.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-na-puti-k-yubileyu-novye-gorizonty-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-v-ramkakh-shos/search/#00:25:01.440

For more information, see the special sections of the Roscongress Foundation Information and Analytical System: StayHomeEconomy and COVID-19, dedicated to possible ways to stabilize the economy in a pandemic, as well as Digitalization, E-Commerce and Modern Consumer, dedicated to the development of digital technologies and changes in the commerce of goods and services.


Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
30.08.2021

Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли

В исследовании, подготовленном экспертами компании KPMG, представлен анализ влияния пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли. Авторы провели опросы и интервью с представителями сферы и экспертами и попытались выявить ключевые тренды, драйверы и перспективы развития данной отрасли.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Пандемия стала катализатором для развития рынка интернет-торговли, все сегменты которого показали положительную динамику продаж в 2020 году.

Рынок интернет-торговли активно развивался и до пандемии, но уже запущенный ранее процесс перехода из ритейла в онлайн ускорился в 2020 году из-за пандемии, и, по мнению экспертов, этот тренд будет сохраняться и далее. Пандемия стала мощным катализатором для развития российской интернет-торговли: по данным Data Insight на 2020 год объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57% по отношению к предыдущему году и достиг 2,7 трлн руб.

При этом все сегменты интернет-рынка показали положительную динамику продаж, а наибольший рост по итогам 2020 года (на 172%) наблюдался у пищевых продуктов, так как из-за карантинных мер люди приспособились к покупкам онлайн в данном сегменте. Стоит отметить, что хотя рост продаж наблюдался во всех сегментах, не все онлайн-товары стали безусловными бенефициарами пандемии: часть потребителей отказалась от покупок одежды и дорогостоящей техники.

Опрошенные компании также отметили увеличение совокупной выручки от продаж, частоты онлайн-покупок и числа уникальных покупателей. Отмечается и общий прирост аудитории онлайн-торговли: за 2020 год она выросла примерно на 10 млн человек. При этом большинство опрошенных компаний наблюдали рост числа уникальных клиентов также и среди возрастной категории 55+, что говорит о расширении аудитории онлайн-продаж. Рост оборота онлайн-продаж отмечался как во II-III, так и в IV квартале 2020 года, что говорит о продолжающейся тенденции расширения и развития онлайн-сегмента.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-elektronnaya-torgovlya-v-eaes-obraz-2025-goda/search/#00:15:33.631

Пандемия стала катализатором для внедрения новых решений в сфере логистики и ИТ, работы с мобильными приложениями и развития социальных сетей.

Ограничения, вызванные пандемией, оказали воздействие на многие сферы, которые так или иначе связаны с интернет-торговлей. Например, многие компании, которые только перешли в онлайн, стали искать способы доставки своих товаров, а компании, давно практикующие онлайн-торговлю, стали искать новые логистические решения. Так, согласно опросу, 40% респондентов стали внедрять новые способы доставки в период пандемии и действовавших ограничений — среди них наибольшей популярностью стали пользоваться срочная курьерская доставка и самовывоз из магазина.

Наряду с распространившейся в 2020 году экспресс-доставкой в исследовании отмечаются и другие карантинные нововведения в сфере логистики — бесконтактная доставка, а также партнерства компаний с курьерскими службами и сервисами такси. Последнее позволило справиться с повышенной нагрузкой на склады и дефицитом кадров в сфере доставки заказов из-за стремительного роста их количества на фоне карантинных мер. Сегодня большинство компаний стараются использовать несколько видов доставки, чтобы обеспечить максимальную вариативность для удобства своих потребителей. При этом наличие у компаний тех или иных способов доставки коррелирует с их популярностью среди покупателей: так, курьерская доставка популярна у 94% покупателей, а самовывоз из магазина у 65% покупателей — соответственно, данные виды доставки есть у 75% компаний.

Внедрение новых решений во время пандемии осуществлялось и в ИТ-сфере — данный факт отметили больше половины респондентов. В исследовании указывается, что большинство опрошенных (65%) столкнулось с перебоями в работе ИТ-систем из-за пандемии, именно поэтому новые ИТ-решения в основном были направлены на масштабирование компаний. Бизнесу необходимо было устранять перебои, подстраиваться под новые реалии рынка и оптимизировать процессы для обеспечения объемов продаж. Стоит отметить, что наиболее прорывным среди имеющихся на рынке решений участники опроса считают аналитику больших данных.

Активно развивается и рынок мобильных приложений. Согласно данным исследования, в течение последних пяти лет такие продажи росли в суммарном обороте российского онлайн-ритейла, а в 2020 году этот сегмент обеспечил уже более 40% совокупного прироста рынка интернет-продаж. Наряду с мобильными приложениями важнейшим драйвером онлайн-торговли становятся социальные медиа, роль которых в развитии сектора во время пандемии значительно выросла. Так, хотя 75% уже использовали рекламу в социальных сетях для привлечения покупателей, 20% опрошенных начали это делать только во время пандемии.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-elektronnaya-torgovlya-v-eaes-obraz-2025-goda/search/#00:17:19.871

Согласно прогнозам, российский рынок интернет-торговли продолжит расти.

В исследовании отмечается, что несмотря на некоторое замедление, в ближайшее время российский рынок интернет-торговли продолжит уверенно расти двузначными темпами. Такая динамика будет обуславливаться рядом факторов, среди которых одновременное увеличение количества пользователей онлайн-магазинов, а также рост числа покупок в расчете на одного такого покупателя; развитие мобильной онлайн-торговли, которая является важнейшим драйвером развития рынка. Также в условиях растущей конкуренции важнейшим драйвером роста для компаний станет качество сервиса, включая налаженные логистические процессы и надежные сервисы по оплате заказов. Важнейшим фактором роста, по мнению авторов исследования, также станет сотрудничество производителей с маркетплейсами, набирающими популярность в стране. В любом случае, несмотря на уверенный рост интернет-продаж, онлайн-магазины не смогут полностью заменить физические — так считают 45% респондентов. Скорее всего, онлайн будет и дальше развиваться и органически дополнять офлайн.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-na-puti-k-yubileyu-novye-gorizonty-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-v-ramkakh-shos/search/#00:25:01.440

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс: СидимДомаЭкономика и COVID-19, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии; а также в разделах Цифровизация, Электронная торговля и Современный потребитель, которые посвящены развитию цифровых технологий и изменениям в сфере торговли товарами и услугами.


Аналитика на тему