Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2021 «Как повысить эффективность экспорта? Как торговать и не бояться?».
Автор: Макарова Екатерина Александровна, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
В условиях жесткой конкуренции на международных рынках использование возможностей государственной поддержки экспорта является для компаний не просто возможным бонусом, но, скорее, необходимым условием поддержания своей конкурентоспособности. При этом государственная поддержка становится в современном мире все более широким понятием. Это уже не только экспортные субсидии, большая часть которых запрещена ВТО. Это также и не только экспортное страхование и кредитование, которое разрешено ВТО и составляло основу поддержки экспорта десятилетие назад. В настоящее время под поддержкой экспорта может пониматься весь спектр государственных мер, которые позволяют экспортерам снизить риски, связанные с международной торговлей.
Круг этих рисков крайне широк, с чем соглашаются участники сессии «Как повысить эффективность экспорта? Как торговать и не бояться?». Некоторые из них касаются отсутствия у компаний опыта работы на том или ином рынке. Кроме того, речь может идти о нехватке информации о различных важных аспектах его состояния, включая вопросы регулирования. Это особенно актуально для работы на азиатских рынках, где дополнительной сложностью является языковой барьер и принципиальные отличия в предпринимательской культуре от более привычного для россиян европейского континента. В этой связи в систему поддержки экспорта во многих странах входят мероприятия по ведению мониторингов состояния зарубежных рынков и наращиванию экспертизы в этой сфере. Цель институтов поддержки экспорта обеспечить ситуацию, когда экспортер всегда знает, к кому он может обратиться с запросом информации о ведении бизнеса в той или иной юрисдикции. В последний год такая экспертно-информационная поддержка стала еще более актуальной в связи с разнообразием новых форм регулирования и ограничений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции многие из этих нововведений важны с точки зрения деятельности компаний.
Одним из основных факторов риска во внешнеторговых операциях является возможность изменения курсов валют. Управление этим риском традиционно осуществлялось за счет активного использования валютно-расчетных инструментов. Однако в текущих политических условиях валютные риски могут быть обусловлены дополнительным фактором конфронтацией с США и ЕС, делающей рискованной опору на пару «евро-доллар» в валютных расчетах. Попыткой решения может быть наращивание объема расчетов в национальных валютах, но это сложно сделать усилиями самой компании необходимы двусторонние, а в отдельных случаях и многосторонние договоренности, двигателем которых выступают, как правило, государства. В России соответствующие усилия предпринимаются в последние годы, результатом чего становится расширение расчетов в национальных валютах в частности, в торговле с Китаем или с государствами ЕАЭС.
Важным риском, с которым сталкиваются российские экспортеры, являются санкции, включая вторичные, то есть, накладываемые на торговых партнеров российских компаний, включенных в санкционные списки. С санкционными рисками сталкиваются даже компании вне этих списков в связи с большей настороженностью торговых партнеров и неготовностью брать риски изменений в санкционной политике США и ЕС на себя. Многие российские компании нуждаются в санкционном комплаенсе, и отчасти его должны обеспечивать институты поддержки экспорта. Отдельно необходим независимый санкционный комплаенс для торговых партнеров российского бизнеса, который может встраиваться в систему экспортных гарантий и экспортного страхования.
Новые угрозы для российских экспортных отраслей связаны с появлением дополнительных требований и стандартов в отношении окружающей среды. С 2023 г. ЕС вводит пограничный компенсационный углеродный механизм, предполагающий де-факто встраивание европейского импорта в европейскую систему торговли выбросами парниковых газов. Вероятно, на первых порах этот механизм будет применяться к ограниченному перечню отраслей (в первую очередь, включая черную и цветную металлургию, электроэнергетику производство цемента), но далее распространится на весь импорт, включая, возможно даже комплексные товары. Весьма вероятно также, что торговые барьеры для продукции с высоким углеродным следом в ближайшие годы появятся и в других крупнейших экономиках, включая США и Китай.
Для продукции из стран, не имеющих углеродного регулирования и не предпринимавших усилий для сокращения выбросов парниковых газов, это означает повышенные риски потери значительных долей рынка. Задачей государства в таких условиях является создание условий для того, чтобы любая компания-экспортер имела возможность реализовывать проекты, нацеленные на сокращение своего углеродного следа таким образом, чтобы они были признаны в европейской (а далее и в других) юрисдикции. Это требует не только создания системы углеродного регулирования, включая реестр углеродных единиц и систему их обращения, но и диалога с Европейским союзом о стыковке систем регулирования между собой.
Крупнейшие экспортные державы (включая Китай, Японию, Республику Корея, США, Германию) выстроили мощнейшую сеть институтов поддержки экспорта, которые включают в себя не только масштабные средства, выделяемые на его кредитование и страхование, но и систему обеспечения экспертизы (в том числе зарубежной), комплаенс и консалтинг. Эта система де-факто является их конкурентным преимуществом, дополняющим и так более благоприятные по сравнению с российскими условия доступа к капиталу (из-за низких процентных ставок). Россия пока такую систему выстроить не смогла, несмотря на весьма эффективную работу, проводимую Российским экспортным центром, «Эксимбанком» и «ВЭБ.РФ». Представляется, что более широкое видение механизмов экспортной поддержки будет способствовать дальнейшему повышению эффективности их работы, а также лучшей координации действий государственных ведомств по защите интересов российских экспортеров.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.