Инвесторы, несколько лет назад пришедшие на территории опережающего развития Дальнего Востока, проявили смелость. Но справились с первыми сложностями — во многом благодаря преференциальным режимам для бизнеса. Рассказываем истории успеха резидентов дальневосточных ТОР.
«Владивосток достоин уровня мегаполиса с суперинфраструктурой»
«Потребление чая в России — на третьем месте в мире, а Индия и Шри-Ланка — мировые лидеры по выращиванию чая. Поставлять сюда чай — выгодный бизнес», — рассказывает Танмай Чакрабарти. Приехав в 1990-е гг. из родной Калькутты в Москву, в 1995-м он окончил РУДН и остался в России. Но на Дальний Восток попал не сразу.
В 1994 г. Владивосток, ранее закрытый город, наконец открыл свои двери для всех. И господин Шах, владелец холдинга Madhu Jayanti International Ltd, который занимает одно из ведущих мест в мире по объемам производства и поставок чая из Индии, решился зайти на эту территорию. «Я считаю его отважным человеком, — рассказывает Танмай Чакрабарти. — Он вегетарианец, и ему было сложно организовать здесь свой быт. Первое время он жил на хлебе и помидорах. Но все же нашел российских партнеров, которые купили первый контейнер с чаем. Мы начали укрепляться в регионе». Так продукт компании пакетированный чай «Голд Бонд» стал популярен на Дальнем Востоке.
А через десять лет компания пригласила во Владивосток Танмая Чакрабарти, который, работая тогда в представительстве индийской компании в Москве, уже имел большой опыт взаимодействия с фасовщиками чая. Владивосток покорил Танмая радушием: «У нас собрался отличный коллектив. Я много ездил по России — и сразу заметил, насколько сильно жители Дальнего Востока отличаются своей приветливостью, готовностью поддержать». В 2006 г. Танмай Чакрабарти перебрался сюда уже окончательно, с семьей.
Компания тем временем росла, места под продукцию не хватало. И в 2017 г. производство перевезли на огромные площади промышленного парка «Янковский», оформив резидентство СПВ: для расширения бизнеса была создана компания «Джей Ти», она запустила первую и единственную в регионе чаеразвесочную фабрику мощностью 1 млрд чайных пакетиков в год. Расширился и ассортимент чая торговой марки JAY. Объем частных вложений превысил 175 млн руб., было открыто 100 новых рабочих мест для жителей Приморья.
«Нас привлекла возможность разместить все свои помещения под одной крышей, а еще налоговые каникулы и сниженные размеры социальных взносов, — рассказывает Танмай Чакрабарти. — Это огромный плюс. К тому же в 75 % нашей продукции — компоненты иностранного производства, а большая часть нашей деятельности — импорт, и для нас возврат НДС — важное подспорье, причем это решается быстро, в течение 10 дней».
Сейчас компания обеспечивает весь Дальний Восток весовым и пакетированным индийским чаем под торговыми марками «Золотая Виктория», «Индус», «Голд Бонд», «Король джунглей», «Уссурийский тигр», «Синий алмаз». В планах серьезное развитие: экспорт в Белоруссию, Монголию, Китай. А на продукции появится товарный знак «Сделано в ТОР СПВ Дальнего Востока».
Есть и идея расширить ассортимент: добавить премикс — чай «три в одном», готовый напиток со вкусами, типичными для Индии. Например, чай с молоком и специями. В России долгий холодный период, и такой согревающий напиток будет популярен, считают индийские инвесторы.
А вообще, говорит Танмай, чай — один из самых выгодных продуктов для российского рынка: «Мы в Индии пьем чай из маленьких чашек и не так много. А россияне любят огромные кружки, в любом офисе можно увидеть, что каждый сотрудник сидит с кружкой чая. Здесь могут выпивать за одно чаепитие по десять кружек!»
Проблемы, которые Танмай видит для бизнеса в ОЭЗ Дальнего Востока, — дефицит человеческого капитала (в западной части России живет 115 млн человек, а на Дальнем Востоке — всего 30 млн), зависимость от западной части страны, высокие цены при небольших зарплатах населения. «Поставщики, везущие к нам товар из центра, платят фрахт меньше, чем мы, когда направляем свою продукцию в центр. Нам нужно, чтобы нас услышали и помогли решить трудности логистики и ценообразования». Но плюсов очень много. Самый большой, считает Танмай, — уникальная природа. А еще — люди. «Готовность помочь другому — яркая черта характера дальневосточников. То же и в бизнесе: здесь с чиновниками, госструктурами намного проще наладить контакт».
Танмай считает своим долгом развитие региона: «Когда-то эта территория нас приютила, а Владивосток уже стал родным городом. Возьмите циркуль и обведите круг с центром во Владивостоке в масштабе 3–4 тыс. км. Сюда попадут динамично развивающиеся, богатые мегаполисы! Токио, Сеул, Пекин, Шанхай, Гонконг, Сингапур. Надо и Владивосток превратить в мировой транспортный хаб, в бизнес-конгломерат со своей суперинфраструктурой».
Наш герой не жалеет, что когда-то променял Москву на Дальний Восток: «Многие удивляются: ты учился и жил в Москве, но переехал сюда? Зачем? А в этом году количество прожитых здесь лет перевесило период жизни в Москве. И если бы снова поставили перед выбором, я принял бы то же самое решение».
Человек и пароход: как стать лидером рыбопромышленности
В 2020 г. на территории ТОР «Надеждинская» в Приморье начал свою работу береговой рыбоперерабатывающий завод «Русский минтай», входящий в структуру Русской рыбопромышленной компании (РРПК). Новые производственные мощности стали важной частью реализации стратегии РРПК по расширению ассортимента и увеличению доли продукции глубокой переработки. Сама компания, занимающаяся устойчивым рыболовством и созданием качественных продуктов из дикой рыбы, родилась в 2011 г. (как ООО «Русское море — Добыча») и сегодня стала одним из лидеров рыбопромышленной отрасли.
«Мы активно развиваем регион, ориентируясь на технологическое и инновационное развитие промышленных процессов, — говорит Елена Куприянова. — Сейчас РРПК реализует масштабный инвестпроект обновления рыбопромыслового флота. Поэтапно вводим в строй 11 современных супертраулеров проекта СТ-192. Десять из них строятся на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в рамках государственной программы инвестиционных квот. Три первых судна уже на промысле в Охотском и Беринговом морях и демонстрируют высокие производственные показатели. Четвертое судно ждем во Владивостоке как раз к ВЭФ-2023». Каждое судно рассчитано на ежегодный вылов и переработку на борту 60 тыс. т рыбы — это в 2,5 раза превышает производительность траулеров, составляющих сегодня основу рыбопромыслового флота Дальнего Востока.
Работа в ОЭЗ — серьезное преимущество, отмечает Елена Куприянова: «Государство дает возможность бизнесу двигаться, что положительно отражается на регионах присутствия компаний. Являясь резидентами ТОР и СПВ, мы имеем налоговые льготы и административные преференции. В свою очередь мы привлекаем инвестиции в регион, создаем рабочие места, платим налоги». А строительство новых перерабатывающих мощностей (судов, заводов), особенно на Дальнем Востоке, решает важную задачу — поставки высококачественной рыбопродукции на внутренний рынок России.
Несколько лет назад заметную долю на дальневосточном рынке составляла китайская продукция из российского минтая: филе, фарш, рыбные палочки, — но сегодня ситуация меняется, глубокая переработка перемещается на территорию страны, а преференциальные режимы стимулируют этот процесс. «Мы меняем стереотип о том, что минтай не очень полезная и не очень вкусная рыба, — замечает Елена Куприянова. — Все наоборот: минтай живет и растет в экологически чистых условиях, в чистом океане, без всяких прикормов и добавок».
Как и все дальневосточные компании, РРПК отмечает среди сложностей дефицит высокопрофессиональных специалистов технического и управленческого звеньев. Молодежь мало интересуется морскими профессиями. Поэтому компания заключает соглашения с профильными вузами (в частности, это Дальрыбвтуз и Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского) о подготовке специалистов. Студенты-целевики после окончания вузов могут пройти практику и трудоустроиться на суда компании.
«Люди — это ключевой актив РРПК, — отмечает Елена Куприянова. — Поэтому мы уделяем много внимания социальным, экологическим инициативам, направленным на улучшение качества жизни в Приморье». РРПК оказывает системную поддержку коррекционной школе-интернату I вида для глухих и слабослышащих детей (Владивосток) — например, при финансовой поддержке компании на базе школы создана мультипликационная студия для ребят, и ежегодно возит воспитанников школы на студию «Союзмультфильм» в Москву. А еще компания традиционно поддерживает социальные проекты, связанные с экологией. Например, в 2020 г. при поддержке РРПК был построен Центр реабилитации для тюленей, также четвертый год реализуется экопроект «Чистый берег» по борьбе с загрязнением акваторий.
От осторожного наблюдения — к активному интересу
Индустриальный парк «Авангард» — лидер промышленной недвижимости на Дальнем Востоке, строит многопользовательские производственные здания международного класса. Компания появилась одновременно с ТОР «Хабаровск», в границы которого вошла в 2015 г. А идея возникла в 2013-м. Денис Грось родился в Хабаровске, его партнер по бизнесу Андрей Безверхов — в Находке, так что им обоим было интересно развиваться на родной земле. Грось вспоминает: «Мы посмотрели на опыт Калужской, Московской, Ульяновской областей в этой нише и поняли, что формат интересный и это драйвер развития региона. В 2014-м мы начали разрабатывать концепцию, параллельно на Дальнем Востоке стали появляться особые экономические зоны. Стало очевидно, что этот режим максимально выгоден для резидентов индустриального парка и его надо получить». Задумку представили вице-премьеру Правительства России — полномочному представителю Президента РФ Юрию Трутневу во время его визита в Хабаровский край. Результатом стало решение о введении площадки проекта в границы ТОСЭР «Хабаровск».
А в 2019 г. Денис Грось выступил одним из инициаторов создания Союза резидентов преференциальных режимов: возникла необходимость в том, чтобы запросы бизнеса к Корпорации развития Дальнего Востока и Минвостокразвития РФ решались системно. В рамках ВЭФ-2023 Денис Грось планирует выступить с предложением о преобразовании организации в Союз созидателей Дальнего Востока, тем самым объединив в нем любые проекты, и коммерческие, и некоммерческие, которые ставят перед собой цели созидания и развития территорий ДФО и Арктики.
Исходя из опыта парка «Авангард», статус ТОР дает бизнесу россыпь плюсов. Это налоговые преференции (например, благодаря сниженному размеру страховых взносов — в четыре раза — получается 20-процентная экономия по оплате труда), готовая инженерная инфраструктура, административная поддержка и защита, оперативное решение вопросов. А еще рынок труда, программы поддержки трудовой миграции. Наконец, пятый ключевой фактор — наличие рынка. «Сама идея ТОР хороша тем, что, во-первых, они ориентированы на большие проекты с продуктом на экспорт — ведь мы находимся на границе самого быстроразвивающегося макрорегиона в мире. А второе — само развитие Дальнего Востока приводит к тому, что рынок возникает за счет внутренней потребности. То есть если мы строим много зданий, сооружений, значит, нужны строительные материалы, возникает целая цепочка».
Конечно, есть и сложности, в основном они касаются логистики, ведь многие исходные компоненты везутся сюда из западной части страны. А еще надо вкладываться в персонал, в вовлечение людей в работу на Дальнем Востоке, в социальное развитие территории. Денис Грось считает, что эти барьеры можно снять в том числе снижением тарифов на грузовые и пассажирские перевозки на Дальний Восток, развитием производства нужных материалов на территории региона, чтобы меньше зависеть от логистики, а также путем быстрого переориентирования на азиатский рынок.
По мнению бизнесмена, Дальний Восток сегодня имеет серьезные перспективы для развития: «Сейчас у региона есть ключевая возможность с точки зрения интеграции в мировую экономику. Удаленность раньше считалась недостатком. Но именно это стало преимуществом в работе с Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северным морским путем. А еще у территории огромный туристический потенциал. Надо просто все недостатки превращать в преимущества. Пора преодолеть стереотип в головах людей, что это очень далеко и тут нечего делать. Это не так. Дальний Восток — чудесное место для жизни и для бизнеса».
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.