Татьяна Москалькова, Председатель Комиссии по правам человека СНГ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Доктор юридических наук, Доктор философских наук, Заслуженный юрист Российской Федерации
В сегодняшнем стремительно меняющемся мире, когда геополитическая напряженность и связанное с ней культурно-цивилизационное противостояние порождают жесточайшие угрозы и риски, человечество особенно нуждается в незыблемости прав и свобод человека на общепризнанной международно-правовой основе. Какие бы разноплановые задачи ни решались центрами политической силы, базовый принцип стабильности международной системы и общества в целом должен оставаться неизменным: «безопасность каждого — безопасность всех».
На этом еще в 2007 году был сделан акцент в речи Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на Мюнхенской конференции по безопасности. Еще тогда прозвучало предупреждение: серьезно возрастает роль многосторонней дипломатии; открытость, транспарентность и предсказуемость в политике безальтернативны, а применение силы должно быть действительно исключительной мерой. Содействие в соблюдении международных норм в области прав человека со стороны международных организаций не должно оборачиваться вмешательством во внутренние дела других стран, тем более навязыванием этим странам того, как они должны жить и развиваться.
Вместе с ответственными и самостоятельными партнерами Россия, как сказал наш Президент, хотела бы «работать над строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех».
К сожалению, мюнхенские тезисы не были восприняты Западом, а сложившаяся в ХХ веке международная система защиты прав человека на новом витке геополитического противостояния не выдержала проверки на политическую нейтральность, дала большой крен в сторону политической ангажированности и предвзятости. Общепризнанным нормам и принципам международного гуманитарного права коллективный Запад противопоставил свое исключительное мнение и конъюнктурные интересы.
Правозащитные структуры объединенной Европы упорно не замечали нарушений прав и свобод русскоязычных граждан в народных республиках Донбасса, в государствах Прибалтики и некоторых других европейских странах. Преступникам сходили с рук не только насилие в отношении русскоязычных граждан, но и акты вандализма против русской истории и культуры, мемориалов и захоронений героев Великой Отечественной войны, русских военачальников и поэтов.
Почти 80 лет спустя после Нюрнбергского процесса поднял голову неонацизм, при полном молчании европейских правозащитных организаций стали возрождаться антигуманные и бесчеловечные идеологии и практики. На карте планеты появились «горячие точки», в отношении которых зазвучало страшное определение — геноцид.
Международная система защиты прав человека, к сожалению, не поста вила всему этому заслон, не стала барьером, ограждающим незыблемость прав человека и международные правочеловеческие стандарты от попрания и волюнтаризма. Напротив, мы увидели множественные факты того, как она заразилась вирусом двойных стандартов и ложью. Произошла гиперинфляция международного права в угоду «порядка, основанного на (односторонних) правилах». Планомерная работа по отстаиванию принципов и норм прав человека эволюционировала в кампанейщину по либеральным методичкам финансовых и политических спонсоров международных правозащитных органов.
Зеркальным образом эта ситуация отразилась в деятельности международных профессиональных ассоциаций омбудсменов: Между народного института омбудсмена (IOI), Глобального альянса национальных правозащитных учреждений (GANHRI) и его Европейской сети (ENNHRI), Ассоциации омбудсменов Средиземноморья (АОМ).
Несмотря на многочисленные рекомендации коллективных международных органов системы ООН, в которых особое внимание уделяется важности международного сотрудничества между отделениями омбудсмена и посредников, выстраиванию правозащитной деятельности на основе уважения верховенства права (такие положения содержатся в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета по правам человека ООН), эти ассоциации оказались не готовы к равноправному, уважительному диалогу.
Политически мотивированное давление, подмена правочеловеческих принципов скроенной под себя повесткой, речитатив лозунгов вместо дискуссии, финансовое взращивание «ручных» НКО, которые используют ся как экспертные организации для заранее известных заключений, — все это закономерно вызвало неприятие не только у российского правозащитного института, но и у омбудсменов стран мирового большинства: Азии, Африки, Латинской Америки. В условиях де-факто обозначившего себя многополярного мира омбудсмены и НПЗУ государств глобального большинства все решительнее акцентируют потребность в альтернативных формах взаимодействия на основе взаимоуважения, равенства, объективности и открытости.
Главным вопросом международного права в области защиты прав человека продолжает оставаться вопрос, где именно лежит универ сальный стандарт, единый для всех государств, несмотря на их культурные или региональные особенности. В международной системе продвижения и защиты прав человека практически нет исполнительных органов, способных принимать обязательные решения по таким вопросам, а те, которые есть, как уже сказано, не вызывают абсолютного доверия. Таким образом, вопрос универсальности должен снова и снова обсуждаться в глобальном дискурсе. Неслучайно в последние годы правозащитные дискуссионные площадки стали постоянным элементом архитектуры Петербургского международного юридического форума, ежегодной Московской международной конференции омбудсменов.
В профессиональном международном диалоге на эту тему выявляется особая роль омбудсменов и иных НПЗУ — институтов, которые ежедневно занимаются правозащитной работой на национальном уровне. Очевидно, что в новой международной конфигурации именно они могут выполнить роль послов правочеловеческой конвергенции, новых акторов многополярного мира.
Понимая и принимая эту миссию, российский государственный правозащитный институт уже активно воплощает ее в жизнь посредством между народного сотрудничества, которое является важнейшим направлением работы Уполномоченного, закрепленным в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Наши усилия на международном направлении, с одной стороны, обращены на сохранение и практическую реализацию тех принципов и фундаментальных правозащитных основ, которые заложены в текстах основополагающих международных документов в области прав человека, а с другой — на продвижение право человеческой повестки, которая бы отвечала международному запросу на равноправную, уважительную гуманитарную дипломатию.
Сегодня активно ведется тематический правозащитный диалог с коллегами по Содружеству Независимых Государств в рамках Комиссии по правам человека СНГ, а также диалог в формате Евразийского альянса омбудсменов и Европейского института омбудсмена, развивается взаимодействие с омбудсменами стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые разделяют наши ценности и взгляды. Центростремительный вектор набирает силу в формате «БРИКС+».
В итоговом документе XVI Самми та БРИКС, состоявшегося в октябре 2024 года в Казани при российском председательстве, участники объединения подтвердили необходимость сотрудничества всех стран в области поощрения и защиты прав и основных свобод человека в соответствии с принципами равенства и взаимно го уважения. Прошедшая накануне саммита рабочая встреча омбудсменов стран БРИКС+ на площадке Дома прав человека в Москве продемонстрировала готовность омбудсменов и НПЗУ к такому диалогу и сотрудничеству. Участники встречи — защит ники прав человека России, Бразилии, Ирана, Эфиопии, а также стран, подавших заявки на вступление в организацию (Венесуэлы, Зимбабве, Конго, Малайзии и Нигерии), — приняли декларацию, в которой отметили общность подходов в вопросах развития и совершенствования международных механизмов защиты прав и свобод человека, заявили о стремлении к дальнейшему развитию правозащитного взаимодействия и углублению интеграции. Одним из форматов дальнейшей совместной работы станут ежегодные совещания омбудсменов и НПЗУ стран БРИКС+.
В 2024 году институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации было осуществлено более 500 контактов с зарубежными коллегами в самых разнообразных фор мах: беседы лицом к лицу и в формате видеоконференций, телефонные пере говоры, двусторонние встречи в рамках международных мероприятий.
На самых разных площадках, правозащитных и гуманитарных форумах, мы обращаем внимание международного сообщества, своих коллег-правозащитников на существующие в современном мире проблемы в области прав человека, на угрозы человечеству, которые несет неонацизм, на опасность переписывания истории и ее забвения. Диалог омбудсменов прокладывает гуманитарные пути, по которым происходит обмен знаниями, опытом, пониманием, а самое главное — человечностью.
Готовы сотрудничать со всеми заинтересованными странами и партнерами для формирования эффективной и справедливой для всех международной системы обеспечения прав человека.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.