Материал подготовлен Дирекцией международного и регионального сотрудничества Фонда Росконгресс.
В 2020 году мировая экономика впадет в рецессию с прогнозируемой потерей триллионов долларов глобального дохода из-за пандемии коронавируса, что создает серьезные проблемы для развивающихся стран, за возможным исключением Индии и Китая, предупреждает последний отчет ЮНКТАД.
Поскольку две трети населения мира, приходящиеся на развивающиеся страны, сталкиваются с беспрецедентным экономическим ущербом от кризиса COVID-19, ООН призывает предусмотреть пакет помощи на два с половиной триллиона долларов США для этих стран.
За последние дни страны с развитой экономикой и Китай анонсировали значительные правительственные пакеты мер поддержки экономики, которые, согласно заявлению Группы 20 (G20), предусматривают вливания в их экономики в размере пяти триллионов долларов США. «Это беспрецедентная реакция на беспрецедентный кризис, которая ослабит степень шока физически, экономически и психологически», говорится в заявлении[1]. Хотя полная информация об этих пакетах стимулов еще не доступна, приблизительная оценка ЮНКТАД предполагает, что они приведут к увеличению спроса от одного до двух триллионов долларов США в основных странах G20 и два процентных пункта общемирового объема производства.
«Несмотря на это, мировая экономика в этом году впадет в рецессию с прогнозируемой потерей глобального дохода в триллионах долларов. Это создаст серьезные проблемы для развивающихся стран, за исключением, вероятно, Китая и, возможно, за исключением Индии», говорится в докладе ЮНКТАД. В документе, однако, не приведено подробное объяснение того, почему и как Индия и Китай станут исключениями, когда весь мир сталкивается с рецессией и потерями доходов, что неизбежно должно отразиться на развивающихся странах.
Кроме того, учитывая ухудшающуюся глобальную конъюнктуру, фискальные и валютные ограничения неизбежно ужесточатся в течение года. По оценкам ЮНКТАД, дефицит финансирования, с которым столкнутся развивающиеся страны в течение следующих двух лет, составит дватри триллиона долларов США.
Перед лицом надвигающегося финансового кризиса ЮНКТАД предлагает четырехступенчатую стратегию, нацеленную на «трансформацию выражения международной солидарности в конкретные действия».
План включает в себя:
вливание ликвидности в размере одного триллиона долларов США для тех, кто «остался позади» (развивающихся стран с наиболее уязвимой экономикой), путем перераспределения существующих специальных прав заимствования в Международном валютном фонде (МВФ);
«долговые каникулы» для проблемных экономик, при которых еще один триллион долларов долгов развивающихся стран должен быть аннулирован в 2020 году;
контроль оттока капитала, который должен быть введен на государственном уровне с согласия и при координации МВФ как необходимая и законная часть государственной политики, направленной на сдерживание оттока средств, неликвидности активов и снижения курса валют;
«план Маршалла» на 500 миллиардов долларов на восстановление здоровья, финансируемый за счет недостающей официальной помощи в целях развития (ОПР), давно обещанной, но пока не предоставленной партнерами по развитию[2].
По мнению ЮНКТАД, скорость, с которой экономические потрясения от пандемии поразили развивающиеся страны, поразительна даже по сравнению с глобальным финансовым кризисом 2008 года. «Экономические последствия от шока продолжаются, и их все труднее прогнозировать, но есть явные признаки того, что ситуация в развивающихся странах станет намного хуже, прежде чем начнет улучшаться», заявил генеральный секретарь ЮНКТАД Мухиса Китуйи[3]. Согласно аналитическому обзору Агентства, даже богатые сырьем страны-экспортеры столкнутся с сокращением инвестиций из-за рубежа на дватри триллиона долларов США в ближайшие два года.
Колебания цен на сырье в процентах в условиях глобального финансового кризиса 2008 года и на фоне современной пандемии COVID-19 (нефть марки Brent и усредненный показатель для нетопливного сырья):
Источник: ЮНКТАД, на основе данных Thomson Reuters Eikon.
Доклад также показывает, что через два месяца после того, как вирус начал распространяться за пределы Китая, развивающиеся страны уже пострадали от оттока капитала, растущих спрэдов облигаций, обесценивания национальной валюты и потери экспортных доходов, в том числе из-за падения цен на сырьевые товары и снижения прибыли от туристической отрасли. Отсутствие денежного, финансового и административного потенциала для реагирования на этот кризис, последствия комбинированной пандемии в области здравоохранения и глобального экономического спада будут катастрофическими для многих развивающихся стран и остановят их прогресс в достижении целей в области устойчивого развития.
Колебания национальных валют к доллару США в условиях глобального финансового кризиса 2008 года и на фоне современной пандемии COVID-19:
Источник: ЮНКТАД, на основе данных Thomson Reuters Eikon.
Несмотря на то, что развитые страны сталкиваются с проблемами, связанными с ростом так называемой «серой экономики», это остается нормой для развивающихся стран, что усиливает их трудности при реагировании на кризис. «Страны с развитой экономикой пообещали сделать все, что угодно, чтобы помешать их фирмам и домашним хозяйствам понести тяжелую потерю дохода», сказал Ричард Козул-Райт, директор ЮНКТАД по стратегии глобализации и развития. Он также добавил: «Но если лидеры G20 будут придерживаться своей приверженности «глобальному ответу в духе солидарности», то должны быть приняты соразмерные действия для шести миллиардов людей, живущих за пределами ключевых (т.е. развитых) стран G20"[4].
[1] Extraordinary G20 Leaders Summit Statement on COVID-19. https://clck.ru/Ms5LW
[2] ЮНКТАД также утверждает, что предлагаемый пакет аналогичен объему средств, который был бы предоставлен развивающимся странам за последнее десятилетие, если бы страны, входящие в Комитет содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), выполнили свои обещания по оказанию официальной помощи в целях развития (official development aid, ODA).
[3] UN calls for $2.5 trillion coronavirus crisis package for developing countries. 30.03.2020
https://unctad.org/en/pages/newsdetails.aspx?OriginalVersionID=2315
[4] $2.5 trillion COVID-19 rescue package needed for worlds emerging economies. 30.03.2020
https://news.un.org/en/story/2020/03/1060612
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.