Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Экспертное мнение
16.01.2024

Альтернатива есть: перспективы партнерского финансирования в России

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Станет ли исламский банкинг эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию?».

Удачный выход на мировую арену


Впервые о преимуществах исламской банковской системы заговорили в кризис 2008-2009 гг., когда она продемонстрировала высокую устойчивость. Несмотря на то, что падение индекса Доу Джонса для исламских активов (Dow Jones Islamic Market World) февраля 2009 г., по отношению к маю 2008 г. было сопоставимым с индексом Доу Джона и составило около 43%, восстановление исламской экономики произошло гораздо быстрее. К апрелю 2011 г. предкризисный максимум был превзойдён, тогда как обычный индекс Доу Джонса восстановился только в 1 квартале 2013 г. [1-2].

Это подтолкнуло традиционную банковскую систему к активному изучению опыта исламского банкинга (ИБ). Финансисты всего мира увидели перспективы оздоровления экономик и банковского сектора через имплементацию опыта ИБ потому, что, во-первых, его особенностью является альтернативный характер формирования капитала и реализации банковских функций, а, во-вторых, ИБ является абсолютно открытой системой, то есть отсутствует запрет на использование этих инструментов для людей, не исповедующих ислам. Кроме того, формировалось понимание о том, что численность и доля мусульман в мире ускоренно нарастает. Так по оценкам Per Research Center в 2010-2030 гг. численность мусульманского населения растёт примерно вдвое быстрее, чем численность немусульманского населения: среднегодовой темп роста для мусульман составит 1,5% по сравнению с 0,7% для немусульман [3]. Соответственно, традиционная банковская система была заинтересована, чтобы расширить и круг своего влияния, и число своих клиентов за счёт мусульманского населения. Однако здесь на первый план выходит готовности следовать альтернативной этике, которая в полной мере проявляется в ИБ, именно этим вопросам была посвящена сессия ПМЭФ-2023 «Станет ли исламский банкинг эффективным инструментом привлечения инвестиций в Россию».

Этика: цель или средство


До XVI века влияние религии на управление государством было довольно сильным и многие нормы жизни проистекали именно из религиозной этики. Это характерно не только для исламской религии, ведь традиционная христианская религия, также запрещала взимание процента. В начале XVI века в Европе зарождается протестантское движение, критикующее теократический тип управления. Усиливающееся расслоение общества, появление мещанства, ремесленничества ведёт к утверждению протестантской этики, одним из элементов, которой является понимание человека как «selfmade man» человек, который через усердие и профессионализм добился успеха. Для поддержки этого социального процесса требовались финансовые средства и возникшие в Италии в середине XV века «банки благочестия», как альтернатива ростовщичеству, которое было сконцентрировало в руках иудеев, стали распространяться по всей Европе. Вслед за усложнением общества начинает ускоренно развиваться торговля и вопрос оборотных активов встаёт в полный рост. Учитывая средневековую специфику ведения торговли, протестантскими теологами (инфлюэнсерами своего времени) было выведено понятие «риска» и «альтернативных издержек», которые позволили обосновать взимание платы на случай, если кредитору не удастся вернуть заём и использовать деньги в качестве источника получения дохода. Дискуссия о дозволенности или недозволенности длилась до 1836 г., когда был выпущен церковный указ, в котором позволялось взимание процента. За эти три века европейское протестантское общество накопило и достаточно средств, для осуществления промышленной революции, и достаточно инструментов для преодоления этических вопросов (в первую очередь связанных с благотворительностью и солидарным разделением рисков, от который пытались скрыться, также, как сейчас пытаются уйти от налогов).

С другой стороны, ИБ, напротив, всегда во главу угла всегда ставил верховенство этических религиозных принципов, которые концентрируются в шариате. К наиболее ключевым из них стоит отнести:
1. Халяль («разрешённое»). Широкий круг предметов, деятельности, отношений, дозволенных для человека, исповедующего ислам. И, соответственно, концентрация активности вокруг них;
2. Гарар («неопределенность»). Нужно сказать, что ислам открыто заявляет о возможности торговой деятельности для подданных. Однако нельзя торговать тем, чем не располагает человек, а, соответственно, под запрет попадают активы фьючерсного типа с высокой степенью неопределённость.
3. Мейсир («азарт»). Использования стечения обстоятельств, которые ставят человека в выигрышное или проигрышное положение. Наиболее показательным является запрет на страхование, когда случайные обстоятельства приводят к реализации договора. Также сюда относятся азартные игры, пари, лотереи.
4. Риба («излишек»). В более полном смысле это запрет на то, чтобы кто-то получил прибыль, не затратив для этого никакого труда. Ростовщичество и процентные займы являются частным случаем такого запрета.

В итоге шариат довольно жёстко определяет, что финансовый институт может получать прибыль только являясь полноправным участником хозяйственных процессов всех своих заёмщиков. А это несёт за собой и солидарное разделение прибылей и убытков от реальной деятельности в допустимых областях. Именно поэтому в мире устоялось и другое название ИБ — это партнёрское финансирование (ПФ). Именно это понятие предполагается закрепить в законе об эксперименте по внедрению в практику принципов партнёрского финансирования, принятие которого ожидается 1 сентября 2023 г., отметил А. Аксаков (Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку). Начало реализации предполагается в четырёх Республиках России: Дагестане, Чечне, Татарстане и Башкортостане.

Закон и порядок


Обязательным элементом банка, работающего на принципах ПФ или ИФ является наличие шариатского совета. Это обусловлено тем, что, в отношении каждого конкретного проекта необходимо решение о допустимости его реализации. С другой стороны, его существование обусловлено также отсутствием единого взгляда исламских правоведов на многие важные вопросы. С целью решения этих вопросов в 1991 г. была образована некоммерческая Организация по бухгалтерии и аудиту исламских финансовых учреждений (AAOIFI), которая сконцентрирована на разработке и утверждении стандартов для мировой индустрии исламских финансов [4].

Специфика имплементации ИФ в российское правовое поле обусловлена тем, что, налоговые и правовые нормы исламского права существенно отличаются от российских. Вводимый законом режим эксперимента направлен на то, чтобы оценить в каких областях права потребуются изменения и насколько существенными они должны быть отметил А. Гузнов (Статс-секретарь — заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации (Банк России)). В частности, на первом этапе обсуждения законопроекта было отмечено, что возникают лакуны. Именно поэтому для участников эксперимента (банков и заёмщиков) были введены дополнительные обязательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Контроль и надзор за исполнением этих норм в большой мере ложится на органы исполнительной власти регионов эксперимента отметил А. Аксаков (Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку).

Такая глубина взаимодействия также является отличительной чертой ПФ. Более того, общие требования шариата по которым банк, не может получить прибыль, не потратив усилия приводит к тому, что банк должен иметь профильных специалистов, погружённых в процессы хозяйствования заёмщиков по всех финансируемым видам деятельности. Эта особенность во многом является сдерживающим фактором развития ПФ, однако обратной стороной является высокая устойчивость бизнесов, так как все стороны деятельно заинтересованы в успехе предприятия. Это формирует уникальную атмосферу доверия и ответственности, которая является базовым условием для финансирования и реализации сложных и долгосрочных проектов.

ПФ: крупные инвестиционные проекты


Торможение глобального экономического развития последнего десятилетия многие специалисты связывают с чрезмерным развитием финансового сектора, активизация которого проводит к угнетению и вытеснению реальной экономики. В сущности, финансовый и производственные сектора начинают выступать как антагонисты. Подавление банковского сектора и расширение доступности кредита помогает стимулировать производство, однако послабления для финансового сектора и ускоренное изъятие ссудного процента из бизнеса приводит к его деградации. Эта логика во много объясняет системные циклические колебания. А, соответственно, возникает ощущение, что основной потенциал традиционная банковская система реализовала в первые три промышленные революции. А для осуществление четвёртой промышленной революции необходимы новые принципы, когда финансы и производство могут развиваться сообща, взаимно усиливая друг друга. ПФ предоставляет такую возможность.

Для реализации долгосрочных проектов ПФ использует инструменты салям и истисна, которые приближены по условиям к фьючерсному и инвестиционному контрактам, соответственно. Особенностью такого ПФ является определение детального плана работ (срок реализации, объём, качество, используемые материалы, технические способы реализации (технологии)), который должен соблюдаться. Это позволяет убрать элемент неопределённости, который открыто запрещает шариат. Кроме того, В. Новиков (Член совета директоров, генеральный директор, ООО «ВЭБ Инжиниринг») подчеркнул, что базовым условием для запуска проработки таких контрактов является решение шариатского совета банка о допустимости. А это предполагает и оценку общественной пользы, и соблюдение норм шариата при реализации проекта, и достижение баланса при распределении прибыли от реализации.

Большим инвестиционным потенциалом обладает рынок сукук (облигаций), который в 2021 г. составил 713 млрд. долл. При этом участники дискуссии справедливо заметили сходство реализации в финансовом секторе принципов шариата с развиваемыми ныне концепциями ESG (environmentаl, social, сorporate governance). В частности, М. Автухов (Заместитель председателя правления, глава корпоративно-инвестиционного бизнеса, ПАО «Совкомбанк») отметил, что выпускаемые ПАО «Совкомбанк» ESG-облигации на 99% являются халальными. Кроме того, важно отметить большой интерес исламской банковской сферы к рынкам ESG и CSR (corporate social responsibility) облигаций. В пятёрке лидеров по индексу ESG — Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, по индексу CSR — Оман занимает первое место [5].

ПФ: потребительский сектор


Российский рынок ПФ в настоящее время оценивается в 11 млрд. долл. Однако глобальная экосистема ПФ к 2025 г. будет составлять 7.7 трлн. долл. Сюда входят не только финансы, но и фармацевтика, продукты, туризм, которые демонстрируют рост в 40% обозначил О. Ганеев (Старший вице-президент, ПАО Сбербанк). Соответственно, развитие инструментов ПФ потребительского характера является очень перспективной нишей, которая может привлечь как мусульманское население, ввиду роста доверия к системе ПФ, отвечающей нормам шариата, так и всех граждан России, для который также привлекательные выгоды предоставляемые ПФ. Это наглядно демонстрирует успех карты «Халва», эмитируемой ПАО «Совкомбанк» на принципах ПФ. Через год после запуска проекта была выдана уже миллионная карта. А ещё через 9 месяцев количество карт достигло уже двух миллионов [6].

Также большой потенциал и ожидания рынка имеются в области развития исламской ипотеки. Исчерпание спроса на ипотеку (когда те, кто мог, уже оформил ипотеку) и усложнение социально-экономической ситуации (когда сократилось число тех, кто может позволить себе ипотеку) привело к системной стагнации рынка продажи новостроек в 2022 г. Доля непроданного жилья возросла на 20% по отношению к 2021 г. до уровня 69% [7]. Развитие новых принципов на основе ПФ и исключение процентной компоненты из стоимости займа может стать мощнейшим стимулом систематического обновления жилищного фонда и улучшения качества жизни населения России.

Рекомендации для органов муниципальной рекомендации для органов государственной и муниципальной власти


Исламские банки в их современном понимании стали появляться в 1960-1970 гг. Этому способствовали два обстоятельства: образование Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) в 1960 г., которая преимущественно состояла из исламских стран, и Исламская революция в Иране в 1979 г., которая запустила процесс модернизации и исламизации экономики в ряде стран Азии и Африки, так как отказавшийся под санкциями Иран искал новых партнёров. Как отметил А. Печатников (Заместитель Президента — Председателя Правления, Банк ВТБ (ПАО)) именно изучение опыта работы банковской системы в условиях санкций и принципов функционирования системы международных расчётов стало важным аргументов в пользу открытия представительства в Иране. Расширение такого опыта с другими странами, несомненно, полезно в первую очередь в части выстраивания альтернативной системы международной взаимных расчётов, поскольку большой объём инвестиций и стран Ближнего Востока сейчас блокирован именно из-за того, что недружественные страны контролируют системы международного движения капитала и имеют рычаги его блокировки, заметил Г. Шинин (Партнер, руководитель группы по предоставлению услуг финансовому сектору, Группа компаний Б1). Именно развитие такого альтернативного элемента глобальной финансовой системы будет способствовать росту притока иностранных инвестиций в Россию и реализации масштабных инвестиционных проектов, что создаст мощные стимулы повышения авторитета ИБ в мире.

Важной частью освоения опыта ИБ является выстраивание новой системы рисков и расширение навыков их оценки и купирования. Первый и основной специфический риск — это нарушение норм шариата, что предполагает наличие в банке серьёзной системы мониторинга, которая требует компетенций и специалистов управлению в разных сферах и увеличивает операционные расходы. Также одним из ключевых является риск ликвидности, который проистекает из того, что большинство активов банков имеют долговой характер, а секьюритизация как элемент смягчения рисков запрещена шариатом.

Эта специфика требует расширения навыков и компетенций как у специалистов банковской сферы, работающий с ПФ, так и у населения. Всё это предполагает расширение как профессиональной подготовки, так и программы финансовой грамотности для населения. Здесь большую роль, несомненно, должны играть сами банки, понимая профили своих активов и клиентов, ориентированных на ПФ.


Список источников.
1. Dow Jones Islamic Market World (DJIMI) // https://ru.investing.com/indices/dj-islamic-market-world , 28.06.2023.
2. Dow Jones Industrial Average (DJI) // https://ru.investing.com/indices/us-30, 28.06.2023.
3. The Future of the Global Muslim Population // https://www.pewresearch.org/religion/2011/01/27/the-future-of-the-global-muslim-population/, 27.01.2011.
4. About AAOIFI // https://aaoifi.com/about-aaoifi/?lang=en, 2022.
5. ICD — Refinitiv Islamic finance development report 2022. Embracing change // https://icd-ps.org/uploads/files/ICD%20Refinitiv%20ifdi-report-20221669878247_1582.pdf, 2023.
6. Совкомбанк за 9 месяцев удвоил количество выданных карт рассрочки «Халва» до 2-х млн. карт 13.12.2018.
7. Черенков А. Россия превратилась в большую стройку, но будущее рынка жилья вызывает тревогу // https://www.dp.ru/a/2023/05/25/rossija-prevratilas-v-bol, 25.05.2023.

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Аналитика на тему